November 1, 2020

О Псалмах. Псалом 3.

Мы начинаем постепенно публиковать толкования избранных стихов из псалмов. Толкование будет всегда только на один или два стиха из псалма, поскольку эта книга имеет множество толкований разных Отцов. При этом я всегда буду приводить весь псалом вместе с переводом, для чтения и размышления. Стихи с истолкованием будут выделены жирным. Публикации будут регулярными.


Церковнославянский текст

  1. Псало́мъ Дави́ду, внегда́ от­бѣга́­ше от­ лица́ Авессало́ма сы́на сво­его́.
  2. Го́споди, что́ ся умно́жиша стужа́ющiи ми́? мно́зи востаю́тъ на мя́,
  3. мно́зи глаго́лютъ души́ мо­е́й: нѣ́сть спасе́нiя ему́ въ Бо́зѣ его́.
  4. Ты́ же, Го́споди, засту́пникъ мо́й еси́, сла́ва моя́, и воз­нося́й главу́ мою́.
  5. Гла́сомъ мо­и́мъ ко Го́споду воз­зва́хъ, и услы́ша мя́ от­ горы́ святы́я сво­ея́.
  6. А́зъ усну́хъ, и спа́хъ, воста́хъ, я́ко Госпо́дь засту́питъ мя́.
  7. Не убою́ся от­ те́мъ люді́й, о́крестъ напа́да­ю­щихъ на мя́.
  8. Воскре́сни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мо́й: я́ко ты́ порази́лъ еси́ вся́ вражду́ющыя ми́ всу́е, зу́бы грѣ́шниковъ сокруши́лъ еси́.
  9. Госпо́дне е́сть спасе́нiе, и на лю́дехъ тво­и́хъ благослове́ние твое.

Русский текст в переводе профессора Юнгерова

1. Псаломъ Давида, когда онъ бѣжалъ отъ Авессалома, сына своего.

2. Господи! какъ умножились гонители мои! Многіе возстаютъ на меня.

3. Многіе говорятъ душѣ моей: «нѣтъ спасенія ему въ Богѣ его».

4. Но Ты, Господи, заступникъ мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5. Гласомъ моимъ ко Господу я воззвалъ, и Онъ услышалъ меня съ горы святой Своей.

6. Я уснулъ, спалъ и всталъ, ибо Господь защититъ меня.

7. Не убоюсь множества людей, кругомъ нападающихъ на меня.

8. Возстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поразилъ всѣхъ, напрасно враждующихъ противъ меня, зубы грѣшниковъ сокрушилъ.

9. Отъ Господа спасеніе, и на народѣ Твоемъ благословеніе Твое.


Толкования Отцов

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Господи, что ся умножиша стужающии Ми? Мнози возстают на мя: Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его

Отвсюду нападает на меня много и всяких врагов. Но более огорчают меня насмехающиеся, и утверждающие, что лишен я Твоего промышления. А я знаю, что не потерпишь оставить в небрежении и меня, тяжко согрешившаго. Напротив того, соделавшагося ныне по причине греха униженным вознесешь и покажешь победителем врагов.

Прп. Симеон Новый Богослов

Ст. 2-3 Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его

Всякой богобоязненной душе два великие предлежат подвига: первый – чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-либо на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа; второй, более тяжкий, – чтоб не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами. Это лишение благодати случается по следующей причине. После того, как благодать Божия долгое уже время пребывает в душе, сшествуя ей путем спасения, поднимается против нее сильная и тягчайшая брань, подобная той, какую изображает пророк Давид, взывая к Богу: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения тебе в Бозе твоем, то есть что спасение твое совершается не силою Бога твоего, но твоею мудростию и твоею собственною силою. Если согласится душа на такое внушение, благодать отходит от нее. Но если она, отвергнув такое внушение, начнет с Давидом взывать к Богу: Ты, Господи, заступник мой и помощник, Ты – слава моя, и возносяй главу мою, Ты Божественною благодатию Твоею совершаешь во мне спасение мое, а не я, – благодать Божия пребудет с нею. И этот-то второй подвиг, после первого, в коем получается благодать Святого Духа, великий подвиг, чтоб не лишиться Божией благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания.

Слова. Слово 4.

Свт. Афанасий Великий

Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его

Несть спасения ему в Бозе его, то есть, Бог его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех, не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве, а потом предприняли войну.

Толкование на псалмы.

Свт. Тихон Задонский

Ст. 3-4 мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою

Верному, а особенно такому, который в грехах пребывал и благодатью Божией от них отстал и кается, сатана часто вкладывает злые помыслы, поминая ему прежние грехи, и ими совесть его утесняет, говоря: «Перестань веровать, будешь осужден. Столько и столько ты согрешил, Бога Праведного, Который всем воздает по делам, прогневал. На что тебе надеяться, кроме одного мучения?» (Прп. Макарий Египетский, Беседа 11). И так злой и коварный дух хочет привести кающегося к отчаянью. В таком случае можно злому духу отвечать: «Ты клеветник, и уже осужден, а не судья; суд же предан Христу, Который пришел в мир грешников спасти, в Которого и я верую, и надеюсь благодатью Его спастись». И должно к молитве обратиться и утвердить себя Божиим милосердием, которого никакой грех победить не может. Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, – у Бога милосердия еще более. Ибо как Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна. И Христовы заслуги, которыми нам, верующим в Него, милость, благодать и отпущение грехов у Отца Небесного заслужил, также бесконечны, как и Божественны. Этим человеколюбием Божиим утешай себя, кающаяся душа, и благодатью Божией и молитвой стой в вере. Только тем непременно следует в аду с дьяволом вечное осуждение, которые не хотят каяться и от грехов отстать. А отставшим от грехов и кающимся отверсты двери милосердия Божиего.

Об истинном христианстве. Книга II.


Видишь, что много было у него врагов и гонителей, которые его считали отчаянным и отверженным от Бога: Нет спасения ему в Бо­ге его.

2) Он же не так, как враги его, о себе дума­ет, но Господа называет заступником своим и славой своей: Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, – чем веру сердечную в Бога пока­зывает, и с дерзновением к Нему торжествует, говоря, что Бог не отринул его от Себя, но и заступается за него и прославляет его, и воз­носит смирившуюся главу его: Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою. И далее прибавляет: Не убоюсь множест­ва людей (многотысячных врагов), со всех сто­рон нападающих на меня, и прочее (Пс. 3:7).

3) Видим, что мир неправильно рассужда­ет о судьбах Божиих: ибо о том, кто Божиим попущением в напастях и гонении находится и так Господом наказывается, мир неразумно полагает, что он оставлен и отвержен от Бога: Нет спасения ему в Боге его; Бог оставил его (Пс. 70:11); где Бог твой (Пс. 41:11)? Но про­тивно тому Писание Святое учит. Оно гово­рит: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6).

4) За кого Бог заступается и защищает, то­го и многие тысячи врагов победить не могут, даже весь свет и все дьяволы ничего не до­стигнут, ибо Бог несравненно сильнее всех и Его всемогущей силе все повинуются и трепе­щут, потому и говорит Давид: Ты, Господи, за­ступник мой… Не убоюсь множества людей, со всех сторон нападающих на меня.

5) Учимся в напастях и гонениях ни к че­му иному, как только к единому Богу прибе­гать и просить помощи и заступничества у То­го, Который Сам попускает на нас напасти и потому может или облегчить нашу скорбь, или избавить.

6) Учимся тому, что вере свойственно, то есть Бога иметь и нарицать от сердца своим заступником, и прочее, и ни к чему иному, как только к Нему единому во всяких нуждах прибегать. Хотя Бог есть заступник всех вер­ных, но Давид святой говорит к Нему: Ты, Господи, заступник мой. Так и каждый, истин­ую и усердную веру к Нему имеющий, по­ступает, скажет Господу: Ты заступник мой и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (Пс. 90:3). Так сын отца своего называет: отец мой, или родитель мой, хотя и всех своих детей он родитель и отец. Так раб верный называет господина своего: господин мой, хотя и всем своим рабам, братии его, он господин.

7) Если мы Бога называем Богом нашим и заступником нашим, и прочее, то должны Его от сердца любить, усердное послушание Ему оказывать и слово Его святое слушать и хра­нить. А если этого не делаем, то скажет нам Господь: Что вы зовете Меня: Господи! Госпо­ди! – и не делаете того, что Я говорю (Лк. 6:46). Ибо верный раб творит волю господина своего. Спасайся.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 5.