Музыка
May 11, 2022

Многогранность японского джаза. Исследование. Часть первая.

Рекомендации ютуба – удивительная вещь! Встречи с ними всегда непредсказуемы и разнообразны. Порой они проверяют тебя на вменяемость, предлагая такие «рекомендованные вам» видео, что начинаешь сомневаться в том, насколько тебе удается сохранять связь с действительностью. Просыпаешься с утра дома, не замечая ничего подозрительного, живешь своей обычной жизнью, занимаешься ежедневными делами, а вечером заходишь на ютуб и видишь «Рекомендации специально для вас: топ самых страшных аварий бобслея» или «ASMR поедание живого гуидака». Да, я тоже не знал, кто такой гуидак. Короче после таких рекомендаций всегда становится немного не по себе. Но бывают и другие случаи. Мне кажется, они вызваны тем, что иногда у алгоритмов ютуба все-таки просыпается совесть. Они хотят сгладить вину за то, что на прошлой неделе абсолютно случайно сломали тебе психику, и предлагают нечто действительно крутое! Например, японский джаз.

Собственно, так я узнал о группе SOIL&"PIMP"SESSIONS – токийском death-джазовом квинтете, о котором раньше никогда не слышал. Заряженный их драйвом и энергией, я решил переслушать то, что уже знал из японского джаза, а также узнать для себя что-то новое. Ох, я даже не предполагал, во что ввязываюсь… Объем найденных джазовых сокровищ оказался настолько велик, что писать о нем я буду частями, деля его на тематические разделы. Нельзя было просто взять и спрессовать весь этот потрясающий материал до одного маленького текста и пары музыкальных подборок. Исследование может дополняться со временем по мере моего погружения в тему.

Глава первая: «Ориентальный японский джаз»

Когда встречаешься лицом к лицу с произведениями какой-то страны, хочется понять и почувствовать, как в них отражается ее история и культура. Как традиции и местный колорит проявляются в стиле и настроении новых работ. И японскому джазу есть, что на это ответить! В пример я бы хотел привести две композиции. Первую – потому что она попалась мне практически сразу же, исполнив все мои пожелания относительно ориентального джаза. Прослушав ее, я сразу понял – все, такое есть, такое можно найти! А вторая оказалась настолько неожиданной и крутой, что окончательно убедила меня в правильности выбранного направления своих поисков.

Обе композиции демонстрируют нам всю красоту игры на сякухати - продольной бамбуковой флейты, пришедшей в Японию из Китая. (Википедия еще сообщает, что эта флейта даже «служит для экспериментов в области новейших технологий (включая робототехнику), нейрохирургии и деконструктивной эпистемологии»)

Hozan Yamamoto With Sharps & Flats - Beautiful Bamboo-Flute (1971)

Hozan Yamamoto With Sharps & Flats - こきりこ節 Kokiriko Bushi

После прослушивания я узнал, что Ходзан Ямамото флейтистом участвовал в записи первого нью-эйдж альбома в истории – «Music for Zen Meditation», который я уже слушал когда-то. Не знаю, мог ли я узнать в «Kokiriko Bushi» его флейту, но факт остается фактом – что-то отозвалось во мне моментально с первых нот!

Minoru Muraoka - Bamboo (1970)

Minoru Muraoka - Take Five

Вот такие каверы я готов слушать сколько угодно! Когда-то давно я писал о том, что при всей любви к Дэйву Брубеку и Полу Дезмонду, я вряд ли смогу сказать что-то новое про альбом «Time Out» 1959 года, потому что история уже все рассказала за меня. Так вот теперь к личному открытию про размер ладоней (Как-то читая вступление к нотному изданию этого альбома, я узнал, что если хоть чем-то и могу приблизился к Дейву Брубеку – так это размером ладоней, которые смогли разок взять его размашистые аккорды.), я смогу еще добавить находку этого японского кавера. Кстати, на альбоме «Bamboo» есть еще любопытные вариации на тему «The House of the Rising Sun» и битловской «And I Love Her».

Продолжение следует!