February 9, 2019

Как предприниматель из Сибири ищет свой путь в бизнесе

Большинство предпринимателей с удовольствием рассказывают о своих успешных проектах, а вот о неудачах предпочитают не распространяться. Оно и понятно - о провале хочется как можно быстрее забыть. А между тем, негативный опыт одного предпринимателя может уберечь от «грабель», на которые он уже наступил, многих других коллег по цеху. О том, как подняться после провального проекта и не потерять веру в себя, рассказал серийный предприниматель из Барнаула Вячеслав Титов.

Как всё начиналось

Я всегда пытался сам зарабатывать деньги - с 13 лет работал по найму в бригаде по озеленению, перекапывали газоны. А в институте у нас была бригада грузчиков-студентов, подрабатывали в свободное время.

Я закончил вуз в 2002-м году с дипломом «инженер–конструктор». Но и дня по специальности не работал. Сначала был маркёром в бильярдном клубе, который мы позже втроём с друзьями выкупили у собственника - и стали работать сами на себя. Правда, чуть позже здание признали аварийным и всё пришлось закрыть. Потом работал в торговой компании, где быстро занял довольно хорошие позиции, но после травмы спины пришлось провести три месяца на больничном, а для динамично развивающейся компании это - приличный срок, и меня ждать не стали. Потом около полугода работал в фирме по продаже масел и ГСМ.

В 2012 году мои товарищи открыли продуктовый магазин, в котором меня назначили директором. Я хоть и не был совладельцем, относился к нему как к собственному бизнесу. Разработал всю матрицу, было очень интересно подбирать ассортимент, который бы отличался от большинства магазинов. У нас, например, было много польских, эстонских и белорусских сладостей. Параллельно с магазином был проект формата «кофе-пицца». Креативное такое место площадью 80 квадратных метров с живыми растениями, мебелью из ротанга, собственным дизайном. В него было вложено около 600 тысяч рублей.

Но скоро и магазин, и кафе закрылись. Там я получил отличный опыт управления, ведения переговоров и организации бизнес-процессов. Вообще, это был в моей жизни период, когда я придумал несколько проектов, которые потом реализовал.

Такое вот кино

Весной 2012 года, накануне чемпионата Европы по футболу, я открыл ночной автокинотеатр под открытым небом «Китовый ус» - на парковочной площадке автокомплекса «Техномаркет». Классный был проект, но он, к сожалению, прожил всего несколько месяцев. История такая: у моих друзей был проектор, который они мне отдали под обещание, что я поделюсь прибылью, если что-то заработаю.

Я расписал концепцию проекта, договорился с «Техномаркетом», мы сварили металлическую конструкцию, на неё повесили большой баннер – получился экран, звук поступал через определённую частоту радиоприёмника. Я поставил хорошие туалеты, договорился с владельцем близлежащего кафе, об обслуживании наших клиентов.

В общем, начинаем развиваться, придумываем разные интересные фишки, даём рекламу. Билеты были недорогие - 300 рублей с машины. Нам на первом этапе важно было «прозвучать», вызвать хорошие эмоции у барнаульцев, запустить «сарафан». Например, как-то был день рождения у девушки, подружки сделали ей сюрприз – привезли в наш кинотеатр с завязанными глазами, начался фильм, который прерывался поздравлениями на экране. Нас часто арендовали именно для таких сюрпризов – признание в любви, день рождения и т.д.

Но пиковым моментом стал, конечно, Евро-2012, матчи с участием России. Приезжала куча народу - байкеры, болельщики. Было очень классно. Конечно, мы прилично заработали. Вообще, это был очень хороший эмоциональный проект, но минус его в том, что зарабатывать можно только на массовых мероприятиях, в будничном режиме выручка была небольшой. Этот формат хорошо работает под большие события, а если заниматься им как каждодневно, нужно серьёзно погружаться в тему авторских прав, что очень затратно. Мы показывали несколько фильмов в неделю, крутили старую добрую классику или авторское кино, никаких новинок, ну и транслировали спортивные мероприятия.

Но я отошёл от этого бизнеса не потому, что мало зарабатывал, убыточным он не был, а по личным причинам: один за другим родились двое детей, работать в ночное время я уже не мог - и решил перевести его в пассивный доход. Я передал кинодром знакомым парням на условиях, что они ежемесячно будут 10 000 отдавать мне, 5000 в месяц - арендная плата, остальное – их прибыль.

Так они и стали работать. Через какое-то время я приехал посмотреть как идут дела, и с сожалением понял, что тот уровень сервиса, который я задал изначально, не соблюдается, людям здесь некомфортно. Это проект должен был радовать и создавать положительные эмоции – а какое настроение может быть, когда вокруг беспорядок и грязь? В общем, я забрал оборудование, отдал владельцам и прикрыл эту лавочку.

Шаром покати

В 2014 году я привёз в Барнаул ещё одну забаву - бампербол или футбол в шарах. Это такое развлечение для активного отдыха. Человек залезает в накачанный воздухом шар - бампербол, который позволяет безбоязненно падать и делать умопомрачительные трюки во время игры. Этот проект мы делали на двоих с товарищем на заёмные средства. До нас в Барнауле ещё никто такого не предлагал.

Это была очень классная позитивная идея для эмоциональной разрядки и снятия стресса, отлично подходящая для корпоративных мероприятий, например. Можно играть стенка на стенку, а в конце салют: все бегут в центр, сталкиваются и разлетаются в разные стороны. Смешно и весело.

Потом такие шары, но меньшим диаметром, привёз ещё один бизнесмен. Мы решили не конкурировать, а сотрудничать, вместе работали на мероприятиях - он в помещении, я на открытом воздухе. Договорились не демпинговать, цена аттракциона была 4-5 тысяч рублей за час.

Этот проект просуществовал полтора года, потом мы его продали, потому что я увлёкся другим делом.

Сам себе кулинар

Я открыл кулинарный цех и магазин «Пышные булки», название придумал сам. Сначала проект задумывался как пекарня, но быстро выяснилось, что такой формат малоприбыльный. Тогда я решил расширить ассортимент, взяв в качестве примера формат советской кулинарии, где продавалось всё - и тесто, и солёные огурцы, и выпечка. Так в ассортименте появился печёночный торт, малосольные огурцы, цыплёнок табака, несколько видов замороженных полуфабрикатов: манты, пельмени и т.д. В общем, дело пошло.

И тут я натолкнулся на первый риф – кадровый вопрос. По наивности думал так: сделаю зарплату выше средней по Барнаулу (на тот момент она была 15 тысяч рублей, я платил 20), и автоматически ко мне придут лучшие и высококвалифицированные специалисты. Но на практике выяснилось, что пекари – как таксисты: накосячили в одном месте, уволились, пошли в другое.

Тут надо понимать, что в пищевом производстве есть два ключевых момента. Первое – производство нужно загрузить по полной, чтобы не простаивало оборудование. Поэтому пекари – ключевые фигуры: есть пекари – всё работает, нет – ты в убытке. А у меня были ситуации, когда человек пришёл в плохом настроении на работу, психанул и ушёл. Пришлось нам с женой самим лепить пельмени.

Или другой камень преткновения: я долго искал рецепты, мне хотелось удивить покупателей, предложить им какие-то «фирменные» продукты, которые есть только у нас. Поэтому манты, например, я делал по тёщиному рецепту, это была наша фишка - "мини-манты". Мне было очень важно, чтобы и рецептура, и технологии соблюдались неукоснительно. Но именно этого оказалось добиться чрезвычайно трудно – работники всё делали так, как считали нужным.

Ну и, конечно, классика жанра – воровство, с ним я тоже столкнулся не раз. И после этих случаев стал очень тщательно разрабатывать типовые трудовые договоры, в которых были прописаны все нюансы: и материальная ответственность, и неразглашение тайны. Это тоже вызвало негативный отклик у некоторых.

Но я всё равно развивал этот бизнес, поскольку он мне очень нравился. Мы расширили ассортимент, ввели квасы и морсы, открыли вторую точку, которая работала на доставку.

И тут арендодатель решил поднять стоимость аренды. Я попросил рассрочку, поскольку был не прибыльный месяц, но он не захотел ждать. И мне пришлось уйти из этого помещения.

Не исключаю, что такой ход был сделан с умыслом – эта технология практиковалась в 90-е: пускают человека торговать, он «прикармливает» точку, потом его убирают и торгуют сами. Вот и мой арендодатель тоже решил открыть свой магазин, но в итоге у него эта тема не пошла. Я же ушёл в доставку, но там тоже не очень получилось, мы делаем пироги, не дешёвые, но вкусные, из хороших продуктов. Участвовали со своей продукцией в разных городских мероприятиях, чтобы о нас узнали, устраивали презентации. Нас замечают, хвалят, даже грамоты получаем. И тут у меня увольняется пекарь, я обнаруживаю кассовый разрыв, опять сталкиваюсь с воровством и снова приходиться увольнять людей.

Тогда я решил вырастить себе пекарей сам: обратился в одну барнаульскую школу, где есть классы с интересной специализацией: они готовят ребят как будущих технологов пищевой промышленности для поступления в «политех». Я взял себе двух парней-выпускников, предложил им довольно высокую зарплату для начинающих, с тем прицелом, что буду вкладываться в их повышение квалификации. Но так из этой затеи ничего не вышло, они тоже оказались безответственными. Расстались мы с конфликтом.

В общем, закрыл я и этот проект. Я честно бился за этот бизнес, мы начали подниматься, но кадровый вопрос и воровство его подкосили. Также я ясно понял, что мне не хватает знаний и по управлению людьми и экономических, и что нужно заняться самообразованием. А чтобы оборудование не простаивало, стал жарить на нём арахис и продавать в точки, которые торгуют пивом. Также договорился с продавцами из Узбекистана, торгующими фруктами на базаре, жарил им. Я считаю, главное - что-то делать. Любая работа, даже малоприбыльная, лучше бездействия.

А что сейчас?

Сейчас у меня бизнес по вязке хлопчатобумажных перчаток. Никакого человеческого фактора - вяжут автоматы, купил оборудование в Китае. Этому проекту полтора года. Параллельно думаю над другими проектами.

Бизнес с перчатками далеко не такой интересный, как пищевое производство. С автоматами просто, но скучно. Но, с другой стороны, этот монотонный труд освобождает мозг для новых идей. Так что сейчас, пока вяжу перчатки, придумываю новые проекты.

Выводы и уроки

Почему у меня было так много неудач? Моя главная ошибка, я считаю, состояла в том, что я всё хотел проверить опытным путём, во всём убедиться на личном опыте. Мне говорили - нет, это не вариант, а я всё равно лез и пробовал. Видимо, бизнес-аксиомы принимал за теоремы и пытался доказать по-своему.

Вторая ошибка - у меня элементарно не хватало, да и сейчас не хватает знаний. Надо было действовать поэтапно: узнал что-то новое - внедри это на практике и посмотри, правильно ли работает. Или наоборот - возникла проблема, притормози и изучи. Сейчас я эти пробелы в самообразовании восстанавливаю. Даже «Капитал» Маркса начинал читать.

Мои проекты, наверное, можно назвать прожектами. Хотя нет, скорее провалами. Стабильных денег я ни на одном не заработал. Может, просто терпения не хватило? Я креатор, мне нравится придумать проект, разработать концепцию. А вот поддерживать – это уже не моё. Не хватает, наверное, знаний, или личных качеств, или предпринимательский темперамент не тот. Это как в шахте – есть тот, кто долбит породу, и тот, кто поддерживает. Я тот, кто долбит, и мне, видимо, нужен партнёр, который бы мог поддержать и стабилизировать достигнутые результаты.

Если говорить о затратах, то с разными проектами было по-разному: и собственные средства вкладывал, и кредиты брал, и с товарищами скидывался. Самый затратный проект для меня - это тот, в который я вложил больше всего душевных сил и за который больше всего переживал - пекарня и доставка еды. Ведь я закупил дорогое итальянское оборудование – в целом, миллиона два убытков было.

P.S.

Когда нужно закрывать проект? Моё мнение – это должны сказать тебе цифры, объективные экономические показатели, а не собственные ощущения, которые могут подвести. Когда уходишь в минус и понимаешь, что нет подушки безопасности – это предел, надо закрывать. Причём делать это сразу, не тянуть резину, не тешить себя иллюзиями. Самая большая ошибка - это жалеть потраченные время и силы. Типа, я душой прирос, я столько вложил. Надо смотреть правде в глаза и понимать, что дальше потери будут только расти. Самое опасное - это влезть в долги и закрутиться в этой воронке, когда ты всем должен.