Ноды
February 14, 2022

Тестнеты: что, как, зачем?

А почему бы и нет?

Привет, это вторая статья моего блога "Хочу быть великим валидатором или хотеть невредно!" Я совсем недавно в теме запуска нод, но уже заметил некоторую неразбериху в терминологии. Чтобы в дальнейшем не было путаницы, предлагаю разобрать ещё на берегу — что же такое тестнеты и почему для меня не всё так однозначно.

Если вы не понимаете, как вы сюда попали и кто я вообще такой, то милости прошу к первой статье моего небольшого блога, где я рассказываю о своем первом опыте запуска нод — "Ноды от 0 до 0,01 или первый опыт настройки".

Дисклеймер:

Прошу включить критическое мышление, когда будете читать этот блог. Это моё личное мнение, которое мне удалось сформировать, ознакомившись с кучей различной информации о нодах.


Содержание


Определяемся с терминологией

Для начала предлагаю ознакомиться с самим понятием тестнета в целом.

Любой уважающий себя проект не станет выпускать на рынок сырой продукт с кучей багов, недочетов и без надлежащего уровня безопасности. И это касается не только криптовалют, но в наше время именно проекты построены на блокчейнах требуют особого внимания при разработке, ибо на них часто создаются проекты-пионеры, которые задают тон определенной сфере криптоиндустрии. Как лучшего всего проверить работоспособность чего-либо? Правильно, запустить тестирование этого чего-либо, но поскольку мы тут все в крипте, то и разговор идет о запуске проектов на блокчейне. Как ни странно, но тестирование проводят в тестнетах или тестовых сетях, что одно и тоже.

Тестнет — это специальная среда, которая практически не отличается по архитектуре и технологиям от основной сети, вот только там используют тестовые токены и призывают всех желающих помочь разработчикам увидеть, как их проект работает под нагрузкой перед запуском майннета.

Основная сеть или майннет — это уже полноценная сеть, которая готова к использованию с задействованием всеми нами любимой реальной криптовалютой.

Для начала необходимо разобраться с целями тестнетов. Пойдем от менее сложного в плане технической подкованности. Есть тестирование интерфейса, а есть технические тестнеты, где желающие запускают ноды или майнеры для проверки работы сети изнутри. Кстати, в своем Телеграм-канале я буду выкладывать полезную информацию об предстоящих тестнетах обоих типов.

Тестирование интерфейса

К содержанию

Как я писал выше, это более простой в техническом плане тестнет и требует куда меньше времени и технических знаний. Проекты предоставляют официальные гайды, в которых подробно расписаны пошаговые действия для успешного прохождения функционального тестирования. Ну, для примера:

  • подключить кошелек к сети платформе проекта, если у вас ещё нет такого кошелька, то в гайде вам расскажут, как его создать и подключить к правильной тестовой сети;
  • получить тестовые токены, в основном это делается через кран в официальном канале дискорда проекта;
  • например, посвапать или застейкать тестовые токены, проверить работу моста, найти баги или всё это вместе (зависит от предназначения самого проекта/протокола/кошелька и т.п.).

Согласитесь, эти действия требуют лишь время и небольших познаний в сфере криптовалюты. Вот вам пример такого тестнета на FLOW.

Важно! Некоторые проекты в благодарность за тестирование их продукта насыпают приличное количество токенов, которые в будущем могут стоить 1$ или 200$ (привет, SOLANA!). Но могут вообще ничего не дать или проект заскамится до выхода в майннет или после запуска основной сети. Конечно, можно минимизировать потери своего времени и не участвовать в сомнительных проектах, но на изучение токеномики, фондов и фундаментальности потенциального скама вы потратите больше времени, чем на само тестирование таких проектов. У меня только один совет — отвязывайте свои кошельки после тестирования любых проектов, даже от тех, что листились на топовых лаунчпадах. Чем черт не шутит!

Я писал, что буду упоминать о функциональном тестировании проектов в своем Телеграм-канале, но больше внимания буду уделять именно техническим тестнетам — там где нужно поднимать ноды.

Технические тестнеты — запуск нод!

К содержанию

Как бы мне не хотелось причислить себя к нодраннерам технических тестнетов, но запуск всего пяти простых нод из двух проектов не дают мне такой возможности. Изучать ещё очень много! Кстати, если вы вообще не знаете, что такое ноды, то вот я писал простыми словами в первой статье.

Нет, фактичекси я уже нодраннер, но поскольку я все делал по гайдам и больше половины не понимаю зачем эти команды отправляются на сервер, то пока что я просто копипастер гайдов.

Что же такое технические тестнеты? Простыми словами, это проверка работы сети на уровне взаимодействия специализированных программ — нод. Такой вид тестнета позволяет разработчикам проверять оптимизацию сети и внедрять новый программный код перед выходом в майннет.

Какие ноды бывают?

  • Полные ноды (Full Nodes) — компьютер или сервер, на котором постоянно работает определенная программа, что обязательно синхронизированная с сетью. Такие ноды хранят всю историю сети, начиная с момента её запуска.
  • Облегченные ноды (Lightweight SPV Nodes) — почти то же самое, что и полные ноды, но без хранения всей истории сети. Такие ноды хранят только те данные, которые позволяют подтвердить подлинность транзакций.

Существует больше разновидностей нод, предлагаю детальней ознакомиться с этой информацией по ссылке.

А мне заплатят за это?

Вот мы и дошли до меркантильных рассуждений, но ведь никто не хочет работать даром. У меня есть ответ на этот вопрос:

  • Не стимулирующие (Non-Incentivised) тестнеты — тут с названия понятно, что получим мы дырку от бублика, но ещё и бесценный опыт. Конечно, если вы не хотите быть просто копипастером чужих гайдов, то участвовать стоит, особенно, если проект интересный или приглянулся конкретно вам. Плюс, бываю случаи, что разработчики ничего не обещают, а потом таки выдают реварды (награды) нодраннерам.
  • Стимулирующие (Incentivised) тестнеты — это звучит уже куда интересней. В таких тестнетах разработчики изначально предупреждают, что нодраннеры без ревардов не останутся. Могут насыпать токенов, которые со временем можно будет продать в майннете. Иногда дают хорошие аллокации на пресейлах, где можно купить токены по вкусным ценам, а потом при иксах слить в стакан. А бывает, что проект одаривает своих тестеров крутым мерчем, например, кепкой или футболкой. Да-да, представьте, что вы за полгода слили на аренду серваков 50-100$ на такой проект и поддерживали работу ноды в нормальном состоянии, а вам крутая кепка с эмблемой проекта. Ведь здорово! Но такое бывает не часто, поэтому в отличие от тестнетов интерфейса к выбору тестнетов технических нужно подходить более осознано.

Важно! На запуск нод вы тратите не только деньги, но и свои время и силы. Я уже молчу об обучении, чтобы не просто копипастить гайды. Поэтому для себя я выделил такие критерии отбора технических тестнетов:

  • Что вообще за проект? Будет ли он реально полезен людям и есть ли аналоги? Если аналоги все же есть, то не в этой ли случаем сети?
  • Какие фонды стоят за проектом и какой у него фундаментал?
  • Что за команда стоит за проектом? Есть ли в ней люди, которые уже участвовали в крепких проектах? Или может там 3 индуса и 5 вьетнамцев, которые даже лиц своих не показывают?
  • Есть ли активные соцсети или в Твиттере 1к подписчиков, а последний пост был полгода назад?
  • Детально ли прописаны роадмап и токеномика проекта? Или может разработчики холдят у себя 95% токенов?

Также я не рекомендую участвовать в тестнетах, где токены уже торгуются. Бывают разные случаи, но зачастую в силу своей жадности разработчики/инвесторы не желают особо делиться, когда знают реальную цену своих токенов.

Это основные критерии, что отобрал я для себя. То есть, я не претендую на истину в последней инстанции, вы решайте для себя сами!

Немного о путанице

К содержанию

Выше я писал, что для меня понятие тестнета неоднозначно. В различных каналах часто выкладывают информацию о том или ином тестнете, но практически никто не разделяет их на функциональные и технические, а разница ведь есть!

В чатах свидетелей нод, пользователи при упоминании понятия "тестнет" не думают о каком-то тестировании интерфейса, а само собой подразумевается технический тестнет и запуск нод. В каналах, где даже делают что-то типа дайджеста за день/неделю, не разделяют эти понятия. Может это и мелочь, но я больше заточен на запуск нод и приходиться перелопачивать кучу инфы в поисках именно технических тестнетов. У себя в телеге обещаю четко разделять эти понятия и помечать хештегами, чтобы каждый для себя сам определил поле деятельности.

Что в итоге?

К содержанию

Я однозначно рекомендую участвовать во всех видах тестнетов! Поверьте, даже тестирования интерфейса способны вам принести больше профита, чем аирдропы. Плюс, если вы не заработаете денег, то чему-то научитесь, а это уже хорошая инвестиция в себя.

И не забывайте, что деньги переходят от нетерпеливых к терпеливым;)