Личные лонгриды
September 24, 2021

Аня празднует годовщину

21 сентября был месяц, как я прилетела в Швецию. Я хотела написать что-нибудь по этому поводу, но из-за учебы каждый день приходится писать что-то по какому-то поводу, поэтому голова сильно устает. Пишу сейчас.

Все мои близкие люди говорят, что кажется будто прошел не месяц, а гораздо больше. Тут это тоже так ощущается. Может быть потому что я по-прежнему работаю из дома, общаюсь с теми же людьми, ем такую же еду и в целом, не особо отклоняюсь от привычной рутины. Никакого острого чувства, что переезд — это "новое начало" нет, хотя до отъезда было.

Изменения происходят незаметно и мне приходится прикладывать усилия, чтобы подмечать то, что становится нормой, хотя до этого ей не было. Пить воду из-под крана. Хлеб по 350 рублей. Лучшая помощь бездомному — пустая банка из-под пива.

Я читала, что при переезде в другую страну люди проходят ряд кризисов, которые влияют на то, как они в дальнейшем будут ощущать себя. Там есть разные типологии и чаще всего упоминается та, где все начинается со стадии идиализации, потом дно, потом дно и на родине, потом вроде в новой стране уже окей. Если судить по этой модели, то рано или поздно все понаехи если не отвалятся в процессе, то успешно интегрируются в новое общество.

А есть еще модель психолога Джона Берри, которая не так однозначна. Она описывает 4 стратегии аккультуризации иммигрантов: интеграции, сепарации, ассимиляции и маргинализации.

  • Интеграция возникает, когда человек хочет сохранить свое культурное наследие и при этом стремится быть полноценной частью новой культуры.
  • Сепарация случается там, когда человек придает больше значения своей родной культуре и одновременно пытается избежать взаимодействия с культурой страны, куда приехал.
  • Маргинализация возникает если человек уже не чувствует или не хочет быть частью родной культуры, но и новую не принимает.
  • Ассимиляция — это когда человек полностью отказывается от своей родной культуры в пользу культуры новой страны. Находясь в Риме, поступай как римлянин.

Мне кажется у меня не было никакой стадии идеализации и вопреки ожиданиям я даже полки с сыром не стала обносить. Швеция — очень хорошая страна и мне кажется, я достаточно трезво смотрю на ее положительные стороны, а отрицательные будут познаваться в процессе. Стадия идеализации как-будто бы есть у некоторых моих знакомых, которые наверное полагают, что как только ты переезжаешь в Европу, то все твои проблемы разом пропадают, типа как в рай попасть. Мне стали писать люди, которые лет 5 обо мне не вспоминали. Переезд за границу делает тебя очень интересным человеком видимо.

Идеализации нет, и дна нет, но есть переживания по поводу того, что я перестану отстреливать российскую действительность. Понимание того, что в моей стране люди живут далеко не так хорошо, одновременно вызывает во мне ситуативное чувство вины и помогает ценить то, что есть здесь. Я не хочу стать человеком, который предлагает есть пирожные раз хлеба нет. Но и гулять по российскому информационному полю не хочу, это мешает стать своим среди чужих.

Месяц — это небольшой срок, но его достаточно, чтобы подвести какие-то промежуточные итоги и порефлексировать, какие ожидания оправдались, какие нет, а каких вообще не было. Я знаю, что моя точка зрения будет меняться со временем и вижу ценность в том, чтобы фиксировать эти изменения. Будет любопытно читать все это через год, два и, надеюсь, десять.

Список ожиданий, которые оправдались:

  • Шведы хорошо говорят по-английски, большинство почти без акцента. Проблем с общением у меня особо нет, хотя из-за русского акцента люди не всегда меня понимают.
  • Все дорого — еда, транспорт, жилье, любые услуги. В среднем раза в 2-3 дороже, чем в Москве. Если зарабатывать в рублях и жить тут, то зарплата должна быть не меньше 200 тысяч в месяц после налогов, а лучше 300-350.
  • Все рано закрывается. В 7 вечера закрыто 80% заведений, в 9 — однозначно все. Многие магазины, кафе, салоны не работают по воскресеньям или работают по сокращенному расписанию до 3-4 дня. Продуктовые в моем городе работают всегда до 9 вечера.
  • Все очень user-friendly. Мне ни разу не пришлось нигде тащить чемодан, потому что все станции оборудованы лифтами или эскалаторами. Улицы спроектированы по принципу безбарьерной среды — никаких подземных переходов, высоких бордюров. На улицах по сравнению с Россией много сильно пожилых людей и инвалидов-колясочников, потому что ничего не мешает передвигаться.
  • Аптеки бесполезны. Без рецепта можно купить только обезболивающие, антигистаминные препараты, таблетки от горла и всякие пластыри. В некоторых еще есть уходовая косметика, но если что-то жестко пойдет не так типа цистита, то тут уже только к врачу.
  • Уровень сервиса действительно кратно ниже, чем в Москве. Парикмахерские и салоны красоты в большинстве своем выглядят как из 90-х, с какой-то выцветшей рекламой и жуткими вывесками. Вероятно мне просто не везло, но пару раз заходила в сетевые кафе, и все там было жутко грязным: липкие неубранные столы, вилок и салфеток нет, по полу что-то рассыпано. Вроде нашла одну кофейню, в которой приятно, хожу только туда теперь.
  • Все тихо, люди доброжелательны, вокруг природа и свежий воздух. Есть чувство, будто подлечиваю нервы в санатории для нервно-психических.
  • Комната в общежитии очень хорошая и в целом, несмотря на постоянные вечеринки, жить в доме с еще девятью людьми окей.

Список ожиданий, которые не оправдались:

  • Когда я в 15 году прилетала в Стокгольм, мне почему-то очень не понравился аэропорт Арланда: было тесно, шумно, и в целом как-то meh. Сейчас мне кажется, что мб это был депрессивный эпизод, потому что в этот раз все супер отлично.
  • Если по-честному учиться, совмещать работу с учебой нельзя. Если не читать все, что задают, то просто тяжело, хотя сильно зависит от работы. Лекции не занимают много времени, но задают много читать и расписание дедлайнов довольно плотное. Шведский, например, в меня не влезает — ни ментально, ни физически.
  • Стипендии хватает, но почти впритык. Я живу не в столице, так что стоимость жилья ниже, но все равно половина ежемесячной стипендии уходит на аренду. Примерно три тысячи уходит на еду и бытовые расходы, еще около тысячи на мелкие типа оплаты телефона, home insurance, редкие поездки до Стокгольма, спортзал. Думаю в конечном счете траты оптимизируются и станет окей. Деньги на релокейшен я еще не считала, потому что за все, в том числе и за аренду жилья, платила и плачу из зарплаты и накоплений, пока не открою тут банковский счет. Мне кажется очень желательно иметь 100-150 тысяч рублей в запасе на первое время и какую-то подработку тут.
  • Оформление документов и прочего идет гораздо быстрее чем планировалось. Номер телефона появился уже на второй день, на получение персонального номера ушла неделя. Сегодня подалась на ID-карту, ее будут делать 2 недели. После этого останется только открыть банковский счет.
  • Погода в сентябре тут лучше чем в Москве. Может быть год такой и мне повезло, но у нас большую часть дней солнечно и в среднем +15.
  • Сортировка мусора не такая жесткая, как я думала. Отдельно раскладываем бумагу, металл, стекло, пластик и пищевые отходы, остальное в общий контейнер. На всех упаковках подписано, куда их сортировать, поэтому несложно.
  • Платные туалеты. В торговых центрах, на улице, на вокзале. В кафе только по коду. Я понимаю, что их уборка — это труд, который должен быть оплачен, но мне кажется, что должна быть хоть какая-то система бесплатных городских туалетов, которые оплачиваются из налогов. Возможно они есть, но не в моем городе.
  • Все дорого, кроме спорта. Годовой абонемент в новый спортзал с бассейном, сауной и бог знает чем стоит ±30 тысяч рублей, можно найти и дешевле. Это либо сопоставимо с московскими ценами, либо ниже.
  • Я думала, что особой разницы в ментальности с европейцами не будет, но это не так. Возможно это только мой опыт, но по сравнению с ребятами моего возраста я более закрытая, пессимистичная, прямолинейная и прагматичная. В 25-26 у многих тут нет опыта работы, кроме как может быть кассиром или официантом. Когда вращаешься в среде людей из другой культуры, на контрасте очень заметно, кто из вас нацелен на выживание, а кто — на поиск себя. Я не думаю, что это делает меня хуже остальных, просто интересное наблюдение.
  • Мне почему-то казалось, что сообщество пост-советских эмигрантов тут должно было быть каким-то особо интеллектуальным. Все-таки Швеция — далеко не самая простая страна для эмиграции: остаться тут можно или по рабочей визе высококвалифицированного специалиста, или через брак. Но в общем люди везде разные и среди эмигрантов тоже есть антиваксеры, традиционалисты, путинисты, гомофобы и просто люди, которым все не нравится. У меня нет проблем с чужими убеждениями, пока мне не начинают их навязывать, но я не понимаю, зачем прикладывать столько усилий для переезда в страну, у которой политика и ценности противоречат твоим убеждениям.

Список не ожиданий, а просто разных штук:

  • Тут везде зайчики и белки. Если выхожу на улицу, то стабильно вижу несколько каждый день. Каждый раз удивляюсь.
  • Очень классные электрички. Пока в каждой, где каталась, есть розетки, столик на спинке кресла, мусорные пакеты, заслоны от солнца. Кресла очень комфортные. Даже не с чем сравнить в России: проигрывают и Аэроэкспресс, и Сапсан.
  • Феминизм выкручен на какой-то новый уровень. Каждый день вижу женщин в таких профессиях, в которых в России не видела: они чинят фасады домов, вывозят мусор, водят поезда. Возможно у меня как-то смещен угол зрения, но есть ощущение, что женщины в целом тут чувствуют себя увереннее и безопаснее. Выйти на улицу ночью мне не страшно.
  • По сравнению с Москвой и Петербургом делать максимально нечего, если вы любите ночные клубы, разнообразие ресторанов и светских мероприятий. Но тут много развлечений на свежем воздухе. В моем городе, который кстати 4 по численности населения в стране (127 тысяч человек!), есть 2 больших бассейна и наверное штук 7 спортзалов, куча пляжей с волейболом, футбольные поля, баскетбольные площадки, скейтпарк, велосипедные дорожки и тропы для хайкинга. По выходным народ бегает полу-марафоны в лесу. Еще можно ловить рыбу, кататься на моторной лодке и вейкборде, ходить собирать грибы, стрелять из лука. Короче это скорее другой образ жизни нежели отсутствие выбора.
  • Часто слышу от людей, которые выросли в советском союзе, что русских в %strana_name% не любят. Я сравнительно много путешествовала, а теперь и живу в другой стране. Если вы не ведете себя как урод, то люди либо доброжелательны, либо им нет до вас дела.

Наверное это все. Завтра поеду в Стокгольм утепляться: мои дождевики хоть и хороши, но думаю в них будет холодно. Еще на прошлых выходных ездила в Эскильстуну, где буду учиться с октября, и мне там очень понравилось. Постараюсь написать об этом в воскресенье, есть много фотографий.