Познавательные лонгриды
September 12, 2022

Что я узнала за год в Швеции

Обычно у лонгрида есть какой-нибудь дисклеймер, но тут я даже не знаю, что писать. Это такой старый-добрый большой текст, который можно читать без опаски наткнуться на суицид или потрясание кулака в адрес войны. Надеюсь, что это преимущество, а не недостаток.

26 августа 2021 года я перед вылетом в Стокгольм обнималась с мамой в аэропорту Шереметьево. Она плакала, а я не нет, потому что если бы еще и я плакала, то из-за потопа отменили бы вылет. Где-то через 5 часов после этого мне на шведской границе поставили штамп в паспорт и так я оказалась здесь:

Технически оказалась я в аэропорту Арланда, но ничем визуально-привлекательным он не прославился.

С того момента прошел год, + еще лишних 20 дней накапало. Но ощущается, как-будто прошло гораздо больше времени. С одной стороны потому что этот год был нафарширован таким количеством дел и событий, как ни один предыдущий. С другой, наверное, потому что уже привыкла. Швеция меня удивляет меньше, чем Россия.

До переезда у меня было много ожиданий и большинство из них сбылось. Ретроспективно я понимаю, что отлично подготовилась и с практической точки зрения, и морально. Во-всяком случае пока я во многом выезжаю на тех знаниях, которые получила еще до переезда.

В этом тексте я подсобрала те вещи, которые мне удалось узнать о Швеции за этот год на собственном опыте. Какие-то из них будут полезны тем, кто планирует сюда переезжать или уже переехал. Какие-то не будут, но я бы хотела их обозначить, чтобы не забыть и не воспринимать их потом как должное.

В общем,

перечень вещей, которые мне удалось узнать:

  • Что воду можно пить из-под крана.
  • Что десять яиц — это 200₽ (3.5$), литр молока — 115 (2$), а билет на электричку до Стокгольма — 750 (12.5$). И что от пересчетов в рубли никакой пользы нет.
  • Что можно ходить по ночам хоть в шортах, хоть пьяной, и не зажимать в кулаке ключи. Что можно садиться в лифт с мужчиной не боясь, что это как-то плохо закончится.
  • Что женщины могут работать машинистками, пилотами, строительницами, грузчицами в каких-то ощутимых и заметных количествах.
  • Что солнечные +18 могут ощущаться как +28. Что в +16 можно и загорать, и обгореть.
  • Что можно не убирать опавшие листья с улиц и ничего ужасного из-за этого не случится.
  • Что если не посыпать лед солью, то результат будет лучше, чем если посыпать.
  • Что зима в Москве может быть гораздо холоднее и пасмурнее, чем страшные шведские зимы. Градусов так на 20 холоднее.
  • Что в целом погода в центральной Швеции не сильно отличается от петербургской.
  • Что даже в богатой газом России электричества жгут меньше, чем тут. В целом все, что можно зажечь, будет зажжено круглые сутки, особенно зимой.
  • Что можно стирать раз в неделю и, в целом, жить нормально. Но и что собственная стиральная машина в квартире может быть мечтой всей жизни. И ванна.
  • Что зимой температура в доме по закону не может быть ниже 18 градусов. А летом, в случае экстремальной жары, не выше 28 градусов. Если это не так, то можно жаловаться в управляющую компанию или просить компенсацию арендной платы у арендодателя.
  • Что жить в съемной студенческой студии 25м2 в часе езды от Стокгольма будет стоить столько же, сколько и в Москве в квартире раза в 2 побольше. По счетам в месяц у меня получается так:
— 5,642 за аренду. Вода, отопление и вывоз мусора включены.
— 300-350 крон за электроэнергию. Зимой наверное 400 будет.
— 348 крон за стационарный интернет, а должна 299, и придется теперь разбираться, с чего бы так.
— 69 крон за страховку.

Итого с учетом упавшего курса получается ±36к₽ (614$). Владеть небольшим домом, даже с учетом ипотеки, в этой же местности было бы выгоднее.
  • Что почти все говорят по-английски, а если вы работаете в IT, то можно найти работу и без знания шведского. Но учить его все равно надо, потому что это радует шведских пенсионеров и сильно расширяет возможности во всем.
  • Что кофе с булочкой за 500₽ (8$) — это дешево, дешевле только в Pressbyrån. Что даже если вы придете в расфоршенный ресторан с отличными отзывами — это не гарантия, что еда и сервис будут хорошими. Гораздо выше шанс, что хорошими они не будут.
  • Что сеть кофеен Espresso house — это фантастический кал.
  • Что шведские железные дороги — это даже больший кал, чем Espresso house.
  • Что шведское высшее образование предполагает очень большой уровень самостоятельности и неопределенности. Это та ситуация, когда ваше образование только в ваших руках, и даже если вы что-то завалите, никто вас никуда не отчислит. Учить можно что угодно и как угодно, можно особо и не учить. А преподаватели нужны в основном чтобы поговорить и что-то посоветовать. Но не всегда от их советов или вообще от них самих есть какая-то польза.
  • Что шведская система оценивания U, G и VG абсолютно идиотская.
  • Что слухи о том, что завести домашнее животное тут невозможно и крайне дорого, — это не совсем правда. С породистыми действительно так. А если брать из приюта, то даже проще, чем в России. Кошку мне выдали уже привитую, со всеми документами и подарочным набором.
  • Что у магазинных помидоров может быть вкус и запах.
  • Что 244 таблетки ламотриджина могут стоить 630₽ (11$). В Москве они бы стоили 16 800₽ (280$).
  • Что приема у врача можно дожидаться 3 месяца. А потом получить от него направление к другому врачу, до которого еще 3 месяца.
  • Что можно вывезти девку из России, но Россию из девки не вывезешь. За этот год я наготовила борщей, пельменей и пирогов больше, чем за всю предыдущую жизнь. И начиталась русских классиков тоже с профицитом.
  • Что эмиграция сопряжена с колоссальным уровнем одиночества. Последний год свою семью, друзей, однокурсников и коллег я вижу преимущественно через Zoom. Иногда Google Meet. Мне некого обнять, не с кем смотреть сериалы по вечерам, делить противень брауни и кататься на двухместной байдарке. Бывали целые недели, когда я не виделась с людьми вживую просто потому что не с кем было. Но оверол это не тотальная изоляция: за этот год у меня даже тут появились друзья и знакомые. Может быть не такие близкие, как в России, но тем не менее. Думаю людям более экстравертного склада характера обрасти социальными связями будет проще.

В целом, если подумать, то вещей не так много. Возможно потому что Швеция не сильно отличается от России (= Москвы и Петербурга) в плане образа жизни, культуры и климата. Но сильно отличается отношением к жизни, к детям, ценностями. Это отношение я разделяю, поэтому культурного шока особо не случилось.

Тяжелее всего было первые 3-4 месяца, когда ты каждый день встаешь и учишься жить по-новому. Когда ничего не понятно, и надо постоянно разбираться в чем-то, и разбираться быстро. Я совершенно случайно потратила 1000 крон за раз на чай, потому что не понимала, что сколько должно стоить (это ебать как дорого). Не могла 2 месяца записаться к врачу, потому что не знала, что для записи в больницу нужно звонить под самое открытие, в 8 утра. Рыдала в трубку оператора поддержки, потому что не понимала, как заставить работать электрический щиток и интернет. Потом это прошло: входящего потока сложностей становилось меньше, а тот, что есть, равномерно размазывает. В целом, у меня есть уверенность, что если уж я тут оказалась и даже как-то обжилась, то остальное как-нибудь вывезу.

Я очень скучаю по русской еде, в том числе по какому-то дерьму типа Даниссимо, которого тут нет. Я очень скучаю по семье. Сейчас единственный вариант, как мы можем увидеться лично, это где-то не в России, потому что в России при должном внимании полиции мне светят минимум 2 уголовных статьи. Учитывая ситуацию с визами и стоимостью перелетов, пока не очень понятно, как это все организовывать. Я бы хотела начать зарабатывать настоящие шведские деньги, чтобы отпал как минимум вопрос финансов. Но до тех пор мы, вероятно, встретиться не сможем.

Иногда, когда я долго не говорю по-русски, мне становится тяжело подбирать русские слова: английские на ум приходят быстрее. Но какой-то значительной просадки родного языка я не заметила. Английский стал получше, особенно письменный. Шведский застрял на бытовом уровне и будет там до момента, пока я не найду работу. Еще за последние полгода я стала неплохо понимать украинский, но тут уж спасибо Путину за это.

Наверное, жизнь в другой стране меня как-то изменила, но пока мне кажется, что гораздо больше изменила война. Отделить одно от другого сложно и кроме того, многие события за последние полгода здесь, которым бы я предала большую важность, совершенно смазались. После 24 февраля любая проблема, связанная со Швецией, проблемой быть перестала. Пожалуй, самое важное, чем я сейчас занимаюсь, — это поиск работы, но и процесс, и все неудачи воспринимаются гораздо спокойнее, чем могли бы, если бы войны не было. Как только мне удастся что-нибудь найти, обязательно напишу лонгрид про все эти поиски.

Швеция — очень хорошая страна. Тут супер-безопасно, комфортно, лояльная политика в отношении мигрантов, сравнительно много работы, в том числе только на английском языке. Но я знаю, что нравится она не всем, ровно как знаю и много людей, которые здесь не смогли прижиться. По моей выборке самые частые жалобы касаются трех вещей: погоды, досуга и денег.

Ну то есть: в Швеции действительно сыро, темно и холодно. Где-то с октября по март. Чем севернее, тем темнее и холоднее. Это с лихвой компенсируется белыми ночами летом, но даже мне было непросто адаптироваться к таким резким климатическим перепадам: когда у тебя то солнце не садится, то не встает, голова стремится отъехать. Если вам нравится солнце, море, +15 в январе и все плюшки, ассоциированные с субтропическим климатом, вероятно, Швеция — это не лучший вариант, тут будет трудно. Если вы страдаете осенью и зимой, считая, что это просто худшие времена года, которые господь дал в наказание за раскуроченную яблоню в раю, то, возможно, надо смотреть куда-то южнее. Или хотя бы уезжать на это время.

Швеция определенно не самая насыщенная впечатлениями и весельем страна. Даже Стокгольм, опять же, на мой вкус, крайне спокойный для столицы город. Весь этот «лагом» — абсолютно реальная вещь. Им пропитано примерно все, что периодически люто бесит. Все средне-хорошее. Средне-веселое. Вроде как не к чему придраться, всего достаточно, но ничего экстра- нет. За экстра шведы ездят в Данию. Но если вам не хочется ездить, а хочется жить, особенно если жить — это вкусно ужинать в заведениях, ходить в кино, театры, на выставки всего и вся, стричься раз в 2 месяца, красить ногти аппаратным маникюром, кататься на такси и хавать кухню на районе — это не. Тут можно, но сложно и бессмысленно.

Швеция задизайнена для тех, кто вечером семьей собирается за большим столом и вместе ужинает домашней едой. Кто до работы ходит в бассейн, летом хайкает по лесу, а зимой — на лыжах. Кто как сыч сидит дома один в одеялах с пиццей и смотрит Нетфликс. Вот такая страна, для таких.

Касательно денег, приезжать сюда за тем, чтобы много зарабатывать и тратить — это такое. Не важно, сколько вы будете работать, в конечном счете вы заработаете не много, а достаточно. Все, что больше достаточно, скосят налоги. На это достаточно можно очень хорошо жить, особенно если зарплаты две: купить большой дом комнат на 5 со своим участком в пригороде Стока, одну вольву и одну BMW, дворовый батут и надувной бассейн. Купить себе абсолютно гигантский телек и давать своим детям-подросткам по 500 евро в месяц на карманные расходы. Можно начать коллекционировать какие-нибудь неадекватно дорогие безделухи. Но вот прям обмазаться богатством, стать пельменным бароном и лендлордом Ростовской области не выйдет. Потому что даже если вы это сказочное количество денег заработаете, то не понятно, на что их тратить. Ну максимум моторную лодку купить, больше я даже не знаю.

В Москве можно заработать кратно больше денег. Вот наглядный пример: зарплата, на которую я сейчас претендую тут, — это по текущему курсу где-то 180-200 тысяч рублей (±3300$) после вычета налогов. И я никак не демпингую: это отличная конкурентная зарплата в моей профессии. До своего переезда я зарабатывала ± столько же. Разница лишь в том, что в Москве — это не потолок: в перспективе еще тысяч на 100 можно было бы прыгать выше, если зарабатывать строго в рублях. А здесь — потолок, остальное съедят налоги.

Есть люди, которых это очень смущает. Меня нет. Во-первых, из этих налогов Швеция мне оплатила обучение и жизнь здесь. Во-вторых, на эти налоги выравнивается уровень жизни по всей стране в целом, благодаря чему все, меня включая, живут в более-менее безопасном районе, ходят в более-менее нормальную больницу, более-менее нормальную школу, а потом получают более-менее нормальную пенсию и скидки на очень даже хорошие антидепрессанты. В-третьих, средний уровень жизни, который можно такой зарплатой оплатить, меня более чем устраивает. Но кого-то не устраивает, что окей. Даже Икея налоги платит не в Швеции, а в Голландии и Бельгии. Можно быть как Икея.

Если вышеперечисленные ужасы вас не пугают, то вот немного информации о том, как перебраться в Швецию сейчас.

Я пока не видела железного подтверждения, но 99% вероятность, что стипендия SI для поступающих из России и Беларуси в будущем году доступна не будет. В частности из-за того, что Россия объявила SI нежелательной организацией и Шведский Институт пытается минимизировать риски для россиян в том числе, общаемся с ними мы теперь через Телегу для секьюрности. Также Швеция свернула все программы обмена с Россией и Беларусью. Соответственно уехать по учебе сейчас не вариант.

Что вариант — уехать по работе или стартап-визе. Помимо традиционного способа надыбать офер и переехать за счет работодателя, можно податься на визу для поиска работы и всяких бизнес-возможностей тут. Там есть ряд требований, в частности, нужен магистерский диплом. Еще можно влюбить в себя шведа или шведку до такой степени, что им будет окей вступить с вами в официальный брак. Но тут инструкции от миграционного агентства нет.

Также если государство преследует вас больше всех прочих, включая по ЛГБТ-теме, то можно подъехать сюда за гуманитарной визой. Она выдается сроком на 13 месяцев и среди оснований для ее получения есть угроза присесть за свои политические действия/убеждения и/или профессиональную деятельность с ними связанную. Процедура рассмотрения на эту визу долгая, сложная, и не факт, что закончится успешно. В процессе рассмотрения вы не сможете чилово разгуливать по стране, а будете сидеть где-нибудь с другими соискателями убежища. В связи с этим подаваться на беженство рекомендуется только в случае, если других вариантов вообще нет. Но вроде бы такие визы россиянами и белорусам Швеция сейчас выдает.

Не густо, но и не пусто. Особо скажу, что если вы или кто-то сейчас релоцируетесь из Украины, в том числе по гуманитарной визе, есть доверху организаций и просто неравнодушных людей, которые в любом шведском регионе помогут вообще всем, от вещей до юридического консультирования. Но это отдельный кейс и если понадобится прям конкретная информация, то напишите.

Надеюсь, что в следующем году я буду каким-нибудь лонгридом отмечать уже вторую годовщину. Во всяком случае постараюсь сделать все, чтобы так и случилось.

В статье курс рубля к кроне=5.75, а доллара=0.096.