Сказки
October 19, 2019

Злой Тойон

Telegram

Спи мой мальчик, спи мой сладкий
Нам снежок постелет гладко.
Белую постель.
Бязью сахарной укроет
Загудит белесым роем
Мёртвая метель

Три седьмицы как муж канул,
Взяв силки, ружье, капканы,
В каше снеговой.
Не слыхать собак и лыжи.
С каждым днем к стоянке ближе
Сиплый волчий вой.

Может быть, отец врановый* –
Злой Тойон, тебя все вдовы
Разом проклянут,
Ты смотрел как молодая
Девушка три дня глодает
Кожаный лоскут?

Забавлялся, душу тешил,
Окаянный злобный леший,
Путал мужу след.
Вывел шатуна на встречу,
Чтоб тот мужа изувечил
И сломал хребет.

Лист брусники, тальник, хвоя,
Я слезой солю и вою
В чрево котелка.
Сын грудь теребит упрямо,
Но не кормит его мама –
Нет в ней молока.

Руку острою стрелою
Разорву и тем открою
Красной жизни ток.
Пей мой сын, одной мы крови,
Хмуришь ты сердито брови,
Смотришь на порог

Там стоят, оскалив пасти,
Пять волков, все снежной масти –
Свита Духа Зла.
Злой Тойон острогу правит
И когтистым пальцем манит –
«ты бы подошла».

Нет, Тойон, пойду едва ли.
Три шамана тут камлали
Аккурат, как год.
Упросили Бога света
Вопреки плохим приметам
Не прервать наш род.

Под порогом клык и коготь
Запретит тебе нас трогать,
А полезешь, что ж…
В лабазе под шкурой рваной
Прадеда лежит бердана
И отцовский нож.

За порог тебе нет хода,
И не вечна непогода.
Скоро быть весне…
«До шаманов мне нет дела.
Ты умом не оскудела,
думая, что мне

Клык и пули помешают,
Или остановят стаю
Защитят ваш дом?
Нет, вдова, судьбу не свяжешь
Ни свинцом, ни сталью даже.
К делу перейдём:

Хочешь, чтобы жив был сын твой
Делай, как велит Тойон Злой
И готовь ясак –
Три своих души отдай мне**,
Мне служи ретиво крайне.
Сын спасётся так:

Солнце утром вьюгу сбросит
Загудит вверху Ми-8.
Через час–другой
Снегоход отправят к дому.
МЧС-ник ваш знакомый
Труп увидит твой.

Сына в спальнике укутав
Повезут прямым маршрутом
Сразу же в район.
Там тепло и медицина
На ноги проставят сына» –
Так сказал Тойон.

В чем же выгода, князь ночи?
Души мои ценны очень?
Не возьму я в толк…
«В душах мне давно нужды нет.
Скоро два уж века минет,
Как ужасный волк

Не хранит дверей темницы,
Где положено томиться
Душам грешников.
Не гною я их в болотах***,
Не травлю на них охоту,
Ну их к лешему!

Мой мотив не твои души,
Я хочу семью разрушить –
Я же злой тойон.
Сын бы рос в любви и ласке,
Слушал мамины бы сказки,
Добрым стал бы он.

Стал бы он шаманом светлым,
Победил пургу и ветры,
И учил детей
Быть с собой и миром в ладе,
Жить не только себя ради,
А других людей.

А в детдоме не до сказок
Не до игр, лыж, салазок
Там лишь злобный смех
Выучится жизни хваткой:
Пить и воровать украдкой –
Не добрее всех.

После ждёт его «фазанка»,
Там в его душе подранка
Станется темно.
Он забудет твои песни,
Ему станут интересней
Карты и вино.

И однажды в пьяной сваре
Человека он ударит –
Кухонным ножом.
Суд короткий, да срок длинный,
Хоть явился он с повинной.
Путь в казённый дом

За колючкой так и сгинет
Старый, от наколок синий,
Злой на белый свет.
Ни родни, угла, ни дома
Ни друзей и ни знакомых
Ничего же нет.»

Злой Тойон, ссуди до срока,
Как трескучая сорока
Зашумит с зарёй
Времени, а я успею
До того, как заалеет
Неба мрак густой

Сына убаюкать сказкой,
Усыпить до утра лаской –
Пусть не знает он,
Как венчаешь с тьмой меня ты
Посулив калым богатый.
Сводник – Злой Тойон.

«Что ж баюкай, пой, как прежде –
Усыпляй его надеждой.
Смерть не знает сна.
Подожду здесь до восхода
И с волками сел у входа.
Стала петь она.

Ночь прислушалась, затихла.
И уже не веют вихри –
Тишина окрест.
Только матерь песней нежит
Дух таёжный белоснежный
Диких этих мест.

Лес уснул, молчали птицы
И казалось будто длится
Ночь не день один
Злой Тойон шепнул на ушко
Ночи, что ему подружка
«Ты, мол, погоди

Не спеши будить светило.
Пусть всё будет так, как было –
Дам отсрочку им.
Пусть придумает причину,
Чтоб спасти себя и сына.
Тысячу причин».

Злой Тойон и ночь седая,
Ждали, с ними волчья стая,
Месяц в небесах.
Прижимал Хозяин ночи
К циферблату сильно очень
Стрелки на часах****

* – Глава божеств абаасы верхнего мира — Улуутуйар Улуу Суорун Тойон (величайший великий ворон господин). Отец и покровитель воронов. Абаасы – злые духи, враждебные для человека. В древности якуты в честь божеств абаасы устраивали кровавые жертвоприношения.
** – в якутской мифологии в каждом человеке заключено три души: ийэ-кут (мать-душа), буор-кут (земля-душа) и салгын-кут (воздух - душа).
*** – в мифах коми душа преодолевает реку смоляную Сир-Ю. Грешные люди вязнут в ней и гниют, и оттого река в этом месте превратилась в болото.
*** –и ещё путь в царство мёртвых у коми охраняет не волк, а медведь Ош
**** –в параллельной вселенной двигатели внутреннего сгорания, МЧС и МИ-8 появились раньше полярной ночи.
(2017)