April 18, 2019

Поднимите свой финансовый IQ.

Глава №3.

Финансовый IQ №1:оценивающий умение делать деньги.

Каждая цель имеет свой процесс.

Как известно, каждой значимой цели присущ свой процесс, который требует труда. Например, чтобы стать врачом, надо пройти сложный процесс обучения и практики. Многие мечтают стать докторами, но на их пути становится процесс. Оставшиеся страницы этой главы посвящены процессу, через который пришлось пройти мне. И можете поверить, он потребовал немало труда.

Одна из причин низкого финансового IQ № 1 заключается в том, что люди стремятся к деньгам, но избегают процесса обучения. Многие не понимают, что богатыми их делают не деньги, а процесс. Именно поэтому мы часто слышим о выигравших в лотерею или получивших большое наследство людях, которые вскоре приходят к финансовому краху. Причина заключается в том, что они не прошли через процесс. Многим никак не удается разбогатеть, поскольку они предпочитают стабильную зарплату процессу обучения, в результате которого они могут приобрести и финансовый интеллект, и деньги. Их сдерживает страх перед бедностью. Именно он мешает им воспользоваться возникающими возможностями и попытаться решить проблемы, что сделает их богатыми.

Все мы разные.

Мы все отличаемся друг от друга, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Каждому приходится сталкиваться с разными вызовами, решать разные проблемы и проходить через разные процессы. Некоторые люди являются продавцами по своей природе, чего нельзя сказать обо мне. Моя основная проблема состояла в том, чтобы научиться продавать и преодолеть страх перед отказом. Кто-то может быть прирожденным предпринимателем, но я им не был. Мне надо было этому научиться.

Я специально подчеркиваю, что не каждый должен учиться торговать или приобретать качества предпринимателя. Это был мой процесс, который для вас может оказаться излишним. Первый шаг к повышению финансового IQ № 1 – определение способа заработка, который подходит вам лучше всего. Если вы решили, что для этого надо стать врачом, тогда готовьтесь к поступлению в медицинский институт. Если вы хотите стать профессионалом в гольфе, начинайте тренироваться. Другими словами, определите свою цель, а затем приступайте к процессу. И всегда помните, что процесс важнее цели.

Эмоциональный интеллект.

Необходимо подчеркнуть, что финансовый интеллект одновременно является эмоциональным. Самый богатый инвестор мира Уоррен Баффет говорит: «Если вы не в состоянии контролировать свои эмоции, то не сможете контролировать и деньги». То же самое можно сказать и о процессе. В моем процессе труднее всего было не сдаваться, когда я находился в угнетенном состоянии, не терять присутствия духа после разочарований и продолжать учиться, когда хотелось все бросить и уйти.

Еще одна причина, по которой люди не выдерживают процесса, заключается в их стремлении к немедленному вознаграждению. Ведь я специально подчеркивал, что в начале карьеры у меня были низкие заработки, чтобы проиллюстрировать важность отсроченного вознаграждения. Многие люди жертвуют богатым будущим ради пары долларов в настоящем. Я получал очень мало, когда мне было двадцать или тридцать лет, но сегодня мои доходы исчисляются миллионами.

Умение контролировать свои эмоции и откладывать вознаграждение на будущее играло очень важную роль в становлении моего финансового интеллекта. Другими словами, большое значение для него имеет интеллект эмоциональный. Я бы даже сказал, что в денежных вопросах эмоциональный интеллект важнее, чем любой другой. Он имеет большее значение, чем академический или профессиональный. Так, например, многие люди отказываются следовать за своей мечтой из-за страха. Даже взявшись за дело, они сдаются при первой же неудаче, а затем начинают возлагать ответственность за это на всех окружающих.

Нельзя победить, остановившись на полпути.

Несколько лет назад у меня работал один молодой человек. Он был умен, приятен в общении, имел степень магистра в сфере делового администрирования и зарабатывал кучу денег. В свободное время он вместе с женой неоднократно пытался наладить собственный бизнес. Они занялись недвижимостью и потерпели неудачу. Затем купили для жены лицензию на торговлю и снова оказались в проигрыше. Тогда они приобрели дом престарелых и в результате потеряли практически все, что имели, когда их пациенты начали внезапно умирать. Сегодня оба опять работают на высокооплачиваемых должностях, но испытывают неудовлетворенность и ощущение некоторой неполноценности.

Я упомянул об этой молодой паре, потому что они оказались плохими учениками. Они не справились с процессом обучения. Как только обстановка осложнялась, они уходили от борьбы. Хотя их желание постоянно пробовать новые виды бизнеса похвально, они останавливались каждый раз, как только проблемы становились слишком сложными. Они были не в состоянии учиться на собственных ошибках. Они не смогли понять, что богатыми их сделают не деньги, а процесс.

Один из самых важных уроков, которые мне преподал богатый папа, заключался в том, что надо настойчиво осуществлять процесс вплоть до победы. Когда у меня возникли сложности в компании «Xerox» из-за плохих результатов продаж, я уже собрался было увольняться. Продавать я не умел, а значит, у меня не было и дохода. Одно только проживание в Гонолулу обходилось мне в большую сумму, чем я зарабатывал. Богатый папа сказал: «Можно уходить, когда одержишь победу, но нельзя сдаваться, когда терпишь поражение». И я уволился только в 1978 году, когда стал лучшим продавцом в компании. Этот процесс обогатил меня и знаниями, и деньгами. Преодолев свою неспособность продавать, я сумел решить и проблему доходов.

Еще работая в компании «Xerox», я в свободное время начал заниматься собственным бизнесом по производству нейлоновых бумажников. В 1978 году я посвящал ему уже все свое время. Сначала дела шли неплохо, но затем наступил крах. И вновь у меня возникло желание все бросить, но богатый папа в очередной раз напомнил, что процесс важнее, чем цель. Он не раз говорил мне в периоды, когда я оказывался без средств и по уши в долгах, что нужда в деньгах пропадет только тогда, когда я преодолею трудности. Я буду знать, как строить свой бизнес, а мой финансовый интеллект немного повысится. Но первым делом надо решить проблему, непосредственно стоящую передо мной.

Слишком много денег.

В начале книги я уже писал о том, что существует две разновидности финансовых проблем. Одна из них заключается в нехватке денег, а вторая – в их избытке. В 1974 году, в момент увольнения из Корпуса морской пехоты, я должен был решить, какого рода трудности мне больше по душе. Если бы я хотел иметь дело с проблемой нехватки денег, то мог согласиться на работу в «Standard Oil» или в одной из авиакомпаний. Если же меня больше привлекала проблема избытка денег, то следовало пойти на работу в «Xerox», даже если там были самые низкие заработки. Как вы знаете, я выбрал второй тип проблем.

Мне нужны были не столько деньги, сколько учеба. Я выбрал «Xerox», поскольку уже знал, что способен быть и моряком, и летчиком. Но я еще не знал, в состоянии ли я стать предпринимателем. Меня вполне могла постичь неудача. Но я был уверен, что эта работа даст мне знания о рисках, с которыми я могу столкнуться в ходе предпринимательской деятельности. Если бы я позволил страху перед неудачей или бедностью взять верх над собой, то никогда не поднялся бы со дна.

Одна из причин, по которой люди не повышают свой финансовый IQ № 1, состоит в том, что они постоянно придерживаются только хорошо знакомых им вещей. Вместо того чтобы ставить перед собой новые задачи и учиться, они предпочитают играть наверняка. Это, конечно, не значит, что вы должны совершать глупые и рискованные поступки. Существует масса вещей, которые мы в принципе могли бы сделать, но все же воздерживаемся. Я мог бы попытаться, например, покорить Эверест, записаться для участия в программе подготовки астронавтов или заняться политикой и принять участие в выборах. Но я выбираю себе задачи не наугад, а тщательно продумывая их. Я всегда спрашиваю себя: «Какой станет моя жизнь, если я приму этот вызов и добьюсь успеха?» Такой же вопрос я рекомендую вам задавать и себе.

Хелен Келлер, история которой легла в основу прекрасного фильма «Сотворившая чудо», говорила: «Жизнь должна быть удивительным приключением, в противном случае она попросту не нужна!» Я с этим полностью согласен. На мой взгляд, для повышения финансового IQ № 1 необходимо рассматривать жизнь как приключение, из которого можно извлечь урок. Многие люди стараются играть только наверняка, не рисковать и всю жизнь работать на надежной и обеспеченной должности. Но жизнь – это школа, а уроки в ней – это всегда приключение.

Именно поэтому я не вернулся на флот и не поступил на работу в авиакомпанию, хотя обе профессии мне нравились. Для меня наступило время новых приключений. Ведь показателем интеллекта является вовсе не умение находить старые ответы и всячески избегать ошибок, хотя наша школьная система именно так и считает. Человек, действительно обладающий высоким интеллектом, способен решать проблемы, в результате чего он готовит себя к выполнению еще более сложных задач. Такой человек испытывает радость от учебы, а не страх перед неудачей.

Как заработать больше денег.

Научившись составлять финансовый отчет и обратившись к квадранту денежного потока, вы получите более ясное представление о своем выборе, касающемся финансового IQ № 1 – умения делать деньги.

Из схемы, приведенной на странице 62, видно, что люди в секторах Р и С работают за деньги. Цель их деятельности – получение гарантированного оклада, комиссионных или почасовой оплаты. Люди в секторах Б и И работают ради умножения активов, которые в результате дают денежный поток.

Сейчас у меня больший доход, чем у одноклассников, которые водят суда или самолеты, поскольку они трудятся ради зарплаты. Я же с самого начала собирался создавать активы и стать предпринимателем или вкладывать в них деньги и стать инвестором. Другими словами, для представителей секторов Р и С в финансовом отчете главный интерес представляет колонка доходов, а для Б и И – колонка активов.

Представителям секторов Р и С труднее всего осознать, что люди в секторах Б и И работают не за деньги, а, формально говоря, даром. Такая концепция выходит за пределы понимания многих людей. Представители секторов Р и С трудятся за зарплату. Если им не будут давать деньги, они не станут работать. Труд задаром, причем, возможно, на протяжении многих лет, не соответствует их эмоциональным и профессиональным установкам. Люди в секторах Р и С могут поработать бесплатно в виде благотворительности или сделать что-то безвозмездно ради какого-то дела, отвечающего их внутренним ценностям, но когда речь заходит о личном доходе, то трудятся они только за деньги. Как правило, создание или приобретение активов в их цели не входит.

Говоря бухгалтерским языком, категории Р и С имеют заработанный доход, а Б и И – пассивный или портфельный. Прочитав следующую главу, посвященную финансовому IQ № 2, вы поймете, какое значение имеет вид дохода. Заработанный доход труднее всего уберечь от финансовых хищников. Именно поэтому трудиться ради его получения – это не самое умное решение с финансовой точки зрения.

Многие люди, работающие на себя, не имеют собственного бизнеса. Единственное, что у них есть, – это профессия. Как только они перестают работать, их доход тут же уменьшается или полностью прекращается. Работа по определению не является активом. А именно активы обеспечивают вас деньгами независимо от того, работаете вы или нет. Если вы хотите подробнее уяснить различия между секторами Р, С, Б и И, то я предлагаю вам прочитать мою книгу «Квадрант денежного потока».