April 2, 2019

Поднимите свой финансовый IQ.

Пять видов финансового IQ.

Мои проповеди на практике.

В своих книгах я пишу только о том, что лично испытал на себе. Именно поэтому значительная ее часть написана в форме личных воспоминаний, а не просто изложения финансовой теории. Это не значит, что я рекомендую вам в точности копировать все мои действия, так как они не всегда могут принести вам пользу. Я просто хочу поделиться с вами своим опытом, полученным в путешествии, которое продолжается до сих пор и состоит сплошь из решения финансовых проблем. Я делюсь своими знаниями, которые помогут повысить вашу информированность в области финансов.

Я знаю, что у меня нет ответов абсолютно на все вопросы. Мне не известно, смогу ли я пережить глобальную финансовую катастрофу. Я знаю только одно: какие бы трудности ни встретились мне в будущем, я буду воспринимать их как возможности для приобретения опыта и повышения своего финансового IQ. Вместо того чтобы паниковать, я постараюсь приспособиться к ним и извлечь пользу из своего финансового интеллекта. Того же я желаю и вам. Именно ради этого компания «Rich Dad» производит обучающую продукцию и программы. Их цель состоит не в том, чтобы дать правильные ответы на все вопросы. Они должны развить ваши финансовые способности. Как говорил мой богатый папа, «ответы относятся к прошлому, а способности – к будущему».

У каждого свой IQ.

Все мы разные. У каждого свои интересы и предпочтения, сильные и слабые стороны. У нас разные способности и таланты.

Я говорю это потому, что не считаю финансовый интеллект вершиной мудрости. Это лишь один из видов интеллекта, который требуется всем нам, так как мы живем в мире денег – или, точнее говоря, платежных средств. Мой богатый папа говорил: «Деньгами пользуются все – богатые и бедные, умные и глупые».

Существует много разновидностей интеллекта. Это может быть, например, медицинский интеллект. Каждый раз, видя своего врача, я испытываю чувство благодарности за то, что он посвятил свою жизнь развитию этого дарования. Я также очень рад, что у меня достаточно денег, чтобы заплатить за решение любых медицинских проблем, которые у меня могут возникнуть. По этому поводу мой богатый папа говорил: «Деньги – это не самое главное в жизни, но они оказывают влияние на все, что для нас важно». И действительно, если задуматься, то от них зависит уровень нашей жизни, здоровье, образование. Исследования показывают, что у бедных людей состояние здоровья хуже, уровень образования ниже и средняя продолжительность жизни короче.

Прежде чем переходить к развитию финансового интеллекта, я хотел бы однозначно заявить, что его нельзя считать самым важным из всех видов интеллекта. Деньги – это не самое главное в жизни. Но если вы остановитесь и задумаетесь, то финансовый интеллект оказывает влияние на множество вещей, которые вы считаете для себя важными.

Другие виды интеллекта.

Сегодня нам требуются разные виды интеллекта. Самыми необходимыми из них являются:

1. Академический интеллект, который характеризует наше умение читать, писать, считать и обрабатывать поступающую информацию. Это очень важное качество. Мы используем его, чтобы, например, заранее рассчитать, когда и где может разразиться очередной ураган и какого размера ущерб от него можно ожидать.

2. Профессиональный интеллект, который мы используем для приобретения определенных трудовых навыков, позволяющих заработать деньги. Например, врач тратит долгие годы, чтобы развить в себе этот вид интеллекта, а затем помогает людям решать проблемы со здоровьем и получает неплохой доход.

Проще говоря, профессиональный интеллект используется для решения проблем окружающих, за что люди готовы платить деньги. Если у меня сломалась машина, я с радостью заплачу автомеханику, который ее отремонтирует. Точно так же я с радостью плачу управляющей нашим домом. Она берет на себя массу забот, которые в противном случае легли бы на меня и жену. Это очень важный человек в нашей жизни.

По работе мне приходится общаться со многими людьми, которые управляют различными аспектами моего бизнеса. Они располагают превосходными личными качествами и техническими навыками. У каждого из этих людей свой профессиональный интеллект, необходимый для моего бизнеса. В свое время богатый папа преподнес мне важный урок, который заключается в том, что различные виды бизнеса требуют проявления различных видов интеллекта. Например, в компании «Rich Dad» мне нужны отличные менеджеры, обладающие развитыми навыками межличностного общения. В сфере недвижимости для меня важнее люди, хорошо разбирающиеся в водопроводе и электрических сетях.

3. Медицинский интеллект. Здоровье и богатство тесно связаны друг с другом. Забота о собственном организме стремительно выдвигается в число важнейших проблем нашего мира. На социальную помощь затрачивается всего 10 триллионов долларов, а на медицинское страхование – 64 триллиона. Как вы знаете, есть немало людей, которые становятся богатыми, лишая здоровья других. Примерами могут служить, в частности, производители низкокачественной еды, подслащенных напитков, сигарет, алкоголя, некоторых видов медикаментов. А расходы на лечение заболеваний ложатся на вас и на меня в виде налогов.

Несколько месяцев назад, работая по программе развития финансового образования, я посетил один детский клуб. Это посещение открыло мне глаза. Поговорив с врачом, я узнал, что основной причиной, по которой дети пропускают школу, является зубная боль. Ее вызывают сладкие напитки и нехватка дантистов. Дальнейшими следствиями становятся общее ухудшение здоровья, ожирение и диабет. Лично я считаю трагедией, что США тратят миллиарды долларов на войну, но не дают детям знаний о правильном образе жизни и не беспокоятся об их здоровье.

Я полагаю, что нам нужны различные типы образования и интеллекта, чтобы справиться с вызовами современного мира. Но хотя я не считаю финансовый интеллект самым важным, он оказывает влияние на все, что для нас важно.

Не каждому требуется финансовый интеллект.

Если вам повезло и вы унаследовали крупное состояние, то вам не требуется слишком высокий финансовый интеллект, поскольку вы можете нанять людей, которые им обладают. Если вы планируете заключить брак по расчету с богатым человеком, то финансовый интеллект вам тоже не очень нужен. То же самое можно сказать о ситуации, когда вы от рождения обладаете каким-то талантом, за который мир осыпает вас деньгами (если вы, конечно, не Эмси Хаммер).

Точно так же вам не требуется высокий финансовый интеллект, если вы планируете посвятить себя государственной службе и получать пожизненную пенсию или если вы работаете в одной из старых компаний индустриального века вроде «General Motors», которые еще назначают своим сотрудникам пожизненные пенсии и предоставляют им медицинское обслуживание.

Но если вы такой же, как большинство людей, то вам для выживания в сегодняшнем мире понадобится финансовый интеллект, даже если вы решили жить на социальное и медицинское пособия. Более того, в этом случае ваш финансовый интеллект должен быть очень высоким, раз уж вы планируете обходиться такими крохами.

Кому больше всего нужен финансовый IQ?

Если внимательно посмотреть на изображенный внизу квадрант денежного потока, то вам легче будет понять, кому требуется самый высокий финансовый IQ.

Тем, кто не читал мою книгу «Квадрант денежного потока», требуется небольшое пояснение. Квадрант денежного потока делит всех людей на четыре группы:

Р – работающие по найму.

С – люди, работающие на себя или имеющие мелкий бизнес.

Б – владельцы крупного бизнеса.

И – инвесторы.

Люди, которые строят свою карьеру в секторе Р, полагают, что слишком высокий финансовый интеллект им не нужен. То же самое можно сказать и о секторе С.

Мой бедный папа, всю свою жизнь проработавший учителем в секторе Р, не придавал финансовому интеллекту никакого значения. Так продолжалось до тех пор, пока он не остался без работы и не решил заняться бизнесом. Менее чем за год он потерял все свои сбережения и пенсионные накопления. Если бы не социальная помощь и бесплатное медицинское обслуживание, он оказался бы в незавидной финансовой ситуации.

Моя мама, работавшая медсестрой, хотела, чтобы я стал врачом. Ей было известно, что я мечтаю о богатстве, а самыми богатыми из известных ей людей были врачи. Она хотела, чтобы я строил свою карьеру в секторе С. Правда, это было в те времена, когда суммы страхования от врачебных ошибок еще не поднялись до заоблачных высот. Но мама, будучи медсестрой, также не видела слишком большой пользы в финансовом интеллекте. Единственное, чего она мне желала, – это высокооплачиваемая работа. Однако, как вы знаете, на свете есть немало людей, получающих высокую зарплату, но постоянно сидящих без денег.

Если вы хотите стать предпринимателем или инвестором и строить бизнес в секторах Б или И, то финансовый интеллект приобретает для вас колоссальную значимость, поскольку он в данном случае является единственным источником вашего дохода. Чем выше ваш финансовый интеллект в секторах Б и И, тем больше будут ваши прибыли.

Богатый папа говорил мне: «Если ты состоялся как врач, то это еще не значит, что ты будешь богатым. Ты можешь состояться как учитель и все равно оставаться бедным. Но если ты состоялся как предприниматель или инвестор, то не можешь быть бедным. Успех в секторах Б и И измеряется деньгами. Именно поэтому здесь так важен финансовый интеллект».

Резюме.

После 1971 года доллар превратился в платежное средство. В 1974 году бизнес отказался от выплаты своим работникам пожизненной пенсии. В результате этих двух крупных изменений финансовый интеллект приобрел громадное значение. Будучи важным для всех без исключения, он приобретает особую значимость для тех, кто планирует строить свою карьеру в секторах Б и И.

Одна из причин, по которой в наших школах детей не учат обращаться с деньгами, заключается в том, что большинство учителей работают в секторе Р, а сама школа готовит выпускников для работы в секторах Р и С. Если вы планируете свою будущую жизнь в секторах Б и И, то для вас особую важность приобретают пять видов финансового интеллекта, о которых вам не расскажут в школе.

Существует пять видов финансового IQ:

финансовый IQ № 1, оценивающий умение делать деньги;

финансовый IQ № 2, характеризующий умение сберегать деньги;

финансовый IQ № 3, показывающий уровень умения составлять бюджет;

финансовый IQ № 4, измеряющий умение использовать эффект рычага;

финансовый IQ № 5, анализирующий умение повышать финансовую информированность.

Финансовый интеллект требуется нам для решения специфических финансовых проблем, а финансовый IQ позволяет оценить и измерить достигнутые результаты.

А теперь перейдем к финансовому IQ № 1, оценивающему наше умение делать деньги.