November 22, 2020

Оптимальный процессинг опыта: 3 группы практик

Очередное лето не стало бесконечным, но всё же стало крайне насыщенным опытом. Каждый раз, когда я сталкиваюсь с опытом, расширяющим границы восприятия — будь то ecstatic dance, чтение Юнга, психотерапия или что-нибудь ещё с приставкой психо-. Каждый раз я ловлю одно и то же чувство — ощущаю себя на космическом корабле, несущемся сквозь время и пространство.

Как вы реагируете, когда происходит неприятное? Какие ощущения переживают психика и тело?

А если происходит хорошее, возвращаетесь ли к этому опыту?

Этот пост — эссенция моих психотерапевтических, коммьюнити и личных наблюдений, связанных с обработкой нового опыта. Чем более похожий у вас трип по жизни, тем полезнее будет эта "методология". В течение следующей недели я буду публиковать кусочки этого лонгрида, а в конце сделаю понятную карту. Сейчас же я приглашаю в тестовый трип на ^ космический корабль.

А начну я с трёх простых тезисов, благодаря которым можно понять, почему процессинг опыта так важен: (1) новый опыт происходит постоянно, (2) процессинг опыта требует больших когнитивных затрат, (3) развитие происходит пропорционально объёму обработанного опыта. Собрав их вместе, я перейду к конкретным практикам

(1) Что такое процессинг опыта?
Пока мы живы, наш мозг регистрирует происходящее вокруг и внутри него самого. Дуновение ветра, звучание мелодии, вкус кофе на губах, мороз по коже, напряжение мышц, выделение слюны, внезапная мысль, грустные воспоминания, сухой факт, радостное предвкушение, процесс планирования, дрейф сознания в мечты.

Baars, Gage. Cognition, brain, and consciousness: introduction to cognitive neuroscience. Иллюстрация механизма рабочей памяти из моего любимого учебника по когнитивной нейронауке.

Некоторые редукционисты даже предлагают свести к опыту человеческую личность. Я не из них, но однозначно считаю — опыт и память о нём играют основополагающую роль в моей жизни. Я не гонюсь за новым опытом и не свожу к нему жизнь целиком, но всегда рад относительно безопасно получить его.

Процессингом опыта я называю его интернализацию = осознание того, что опыт произошёл + анализ того, что именно произошло + понимание своего отношения к произошедшему. Иногда даже прогулка по улице в наушниках может быть полезным и интересным опытом, если полностью отключиться от окружающего мира, предаться ощущению дороги. Иногда полезным опытом может стать пережитая боль, а если понять в процессе переживания этой боли её пользу, то переживать становится легче — так случается в процессе расставания с партнёром или при беге полумарафона.

(2) Как работает процессинг опыта?

Процессингом опыта я называю осознание, закреплённое на уровне нейронных карт — паттерн, к которому можно возвращаться, вспоминать безболезненно, использовать. Цимес в том, что большую часть опыта не слишком хочется прорабатывать (например, вставание с кровати каждый день), а самую мякотку прорабатывать сложно (прыжок с парашюта, первая любовь, столкновение с иным мировоззрением).

Изменение отношения к проработке опыта — первый шаг к осознанному изучению себя. Если у вас развита склонность к рефлексии, то с этим уже не должно быть проблем. Проблемы возникают, когда анализ предыдущих событий не приводит к изменению будущих действий. Чтобы это произошло, нужно не просто осознать причинно-следственные связи, но и эмоционально принять произошедшее, не испытывать сильных сбивающих ощущений при вспоминании опыта.

Полностью это не всегда возможно. Но чем больше вы с опытом "на ты", тем больше его можно безопасно вписать в свою картину мира. И вот уже через изменение картины мира (включая ценности и принципы) менять своё будущее поведение.

(3) Как новый опыт драйвит личностный рост и делает нас сильней?

Здесь можно вспомнить Ницше, а можно буддийское абстрагирование от оценок происходящего. В любом случае, даже максимально деятельные люди через свои дела становятся другими личностями, потому что позволяют - осознанно и не очень - менять настройки своей психики: закреплять нужные паттерны поведения, расставаться с бесполезными.

Процессинг опыта я разложу на основу и дополнения-практики. По сути, дополнения-практики нужны, чтобы процессить было проще, чтобы можно было процессить более необычный, сильный, сложный опыт.

Основа процессинга — абстрагирование. Абстрагирование позволяет осознать:

  • сейчас происходит новый опыт, я его осознаю
  • опыт зависит от меня только частично, в нём я встречаюсь с иным, то есть с другими людьми и субъектами
  • сейчас я воспринимаю опыт как отрицательный или положительный, но на самом деле он всегда представляет собой микс ощущений
  • я могу посмотреть со стороны на своё переживание опыта и ощущения, связанные с ним
  • я могу решить, как мне стоит продолжать этот опыт
  • я могу решить, как относиться к этому опыту, но мне необязательно оценивать его прям сейчас

Абстрагирование очень напоминает медитацию тем, что задача — безоценочное осознание происходящего. Разница в том, что медитацией обычно называют абстрагирование в моменте, тогда как в моменте оно и сложнее всего. Этим летом я впервые смог абстрагироваться в моменте, когда переживал сложный опыт, сочетающий новое интересное и социальное неприятное. Примирить эти ощущения получилось, когда я перестал идентифицировать себя с текущим эмоциональным состоянием, т.е. разложил себя на два уровня = уровень эмоциональной реакции, ощущающейся в теле благодаря воздействию нейромедиаторов и гормонов + уровень отношения к реакции, выбор не реагировать.

Вот и практики. Подробнее о них — в следующем посте

Создано для https://t.me/stress_virtues. Q&A: @vakondyrev