January 6, 2018

Об охотниках за идеями и экспертах по мясу

Предыдущий мой опус, возник, как длинное отступление-комментарий к поведению некоторых людей в интернете и не только. Бывало, придумаешь какую-нибудь мыслю, подведешь под нее логическую аргументацию, проиллюстрируешь примерами, даже дашь ссылки на источники. И тут приходит такой товарищ и заявляет примерно следующее: "Да-да, это все хорошо, но у меня есть Мнение. И еще у меня есть вот такие-то Чувства". И на тебя такой смотрит, подняв одну бровь, мол, вот ты попал, что делать то теперь будешь? На полном серьезе. Мол, у меня эмоции, делай что-нибудь! И его Чувства каким-то образом важнее написанного, автору же полагается теперь суетиться, искать дополнительную аргументацию, что-то доказывать. Некоторые снисходят до того, что объясняют нерадивому автору Истину в Последней Инстанции. Например, автора неоднократно учили биологии люди без биологического образования. Далее, обычно идут руководства к действиям. Не советы, а конкретные указания. Типа, давай-давай, работай, может, что путное из тебя выйдет.

У меня подобное поведение всегда вызывало удивление, смешанное с недоверием. Хотелось задать вопрос: "А вы что курили?". Это как надо упороться, чтобы прийти к незнакомому человеку и ожидать от того пляски с бубном вокруг чувств и мнений, не имея на то никаких рациональных оснований? Первое, достаточно прозаичное объяснение - кое-кто немного туповат. Но это плохое объяснение, низкий уровень интеллекта не означает неправоту. Может быть кого-то плохо воспитали, вырастили этакого зацикленного на себе инфантила? Этот объяснение тоже меня мало устраивало. Ведь таких типочков реально много. Когда одинаково тупят сразу много людей, должны быть веские причины. Порой, объяснишь кому-то на пальцах, в чем его косяк, и замечаешь, что он сам на секунду задумывается: "А действительно, чего это я?". Но чаще получаешь изумленное: "Вы что, не понимаете? Я - исключительная, могу спрашивать с других, ничего не давая взамен".

И вот недавно разобрался и изложил природу этого поведенческого казуса. У наших товарищей включается один из архетипов первобытного мышления. В нем он воспринимает меня, как охотника (альфа), в то время как он (она) занимаются хозяйством и воспитанием детей (бета). Мое дело, принести в племя мясо (идеи, тезисы, аргументацию), они же занимаются оценкой качества и перераспределением. Мол, этот кусок отдай туда, этот - сюда. Это вообще дрянь, выброси. И давай, пошевеливайся, тащи еще. Им же дичь добывать не надо, это не их работа. Они эксперты-оценщики. И вот тут мы приходим к абсурдной ситуации.

Мясо в неметафорическом смысле просто и инутивно понятно. Примерно ясно, как его добывают, как оно выглядит свежим, как - лежалым. Оценить его качество достаточно несложно, нужно просто иметь достаточно острые чувства зрения, вкуса, обоняния. Но что насчет мяса интеллектуального? Тут все совершенно иначе. Здесь интуиция и сенсорика не работают. Огромное количество идей современного мира интуитивно непонятны, например, теория относительности или квантовая физика, сам черт ногу сломит в экономической теории, юриспруденции, информатике, философии. Острое зрение не поможет понять статью по высшей математике. Однако же, мы по-прежнему имеем дело с теми, кто хотят управлять и оценивать по наитию, не имея ни малейшего опыта в охоте. Дилетанты пытаются руководить специалистами в вещах, в которых не разбираются и не пытаются разобраться. Они не отличат свежайший стейк от прогнившей падали, потому что не знают, как выглядит мясо идей.

Невозможно оценивать идеи, не умея их создавать и доказывать, не имея никакой методологии познания. Хочется задать вопрос нашим перераспределителям - а какая от вас польза? Зачем вообще вы сдались? Для общения? Так общаться можно и c теми, кто не навязывает свое мнение и не пытается вами командовать. Какой прок от ваших эмоций? У меня свои есть, и они ничем не хуже ваших. Не понравилось что-то из написанного - ну поплачьте в подушку, посмотрите видео про котиков. Это не моя проблема, вы не растите мне детей, а я не добываю вам оленей. Должен ли я что-то делать, доказывать, если у вас есть неаргументированное мнение? Ничего. Ваши мнения ничего не стоят, они даже меньше, чем ноль, ноль по крайней мере время не отнимает. Уж лучше спрошу у настоящих охотников. Зачем нужно мнение дилетанта, если можно за пять секунд нагуглить лекцию нобелевского лауреата? Потому что вам так захотелось? Ну это не мои заботы, крутитесь сами. Никаких исключений, никаких поблажек. Вот когда научитесь охотиться, тогда и поговорим.