November 16, 2018

ЧЕТЫРЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРИНЦИПА

В «Махабхарате» рассказывается история, которая объясняет, почему необходимо следовать четырем принципам. Там говорится, что некогда Чьявана Риши, великий мудрец, создал демона по имени Мада. Мада – значит гордыня или мада – значит опьянение, непонимание того, кто я такой. Гордыня, опьянение или безумие – все эти три на первый взгляд разных понятия означают одно и то же. Это непонимание того, кто я такой и для чего я существую здесь. И когда этот демон Мада был создан, он готов был уничтожить Индру. Индра разрубил его на четыре части. И тогда эти четыре части хотели уже уничтожить Индру, до тех пор пока Индра не отвел каждой из этих частей демона Мады свое место.

И одна часть демона Мады поселилась в вине, в алкоголе. Разумеется, с тех пор прошло много времени, и эта часть демона Мады освоила много новых территорий. Наркотики, героин, марихуана, чай, кофе, что там еще у нас есть? А, шоколад! Все это вещи, которые в разных, сильных или слабых формах, опьяняют человека и таким образом, опьяняя человека, мешают ему реально посмотреть на самого себя. Мешают ему реально понять, кто он такой, укрепляя его гордыню. В сущности, чем плохи эти наркотики? Они плохи именно тем, что закрепляют наши ложные представления о самом себе. Они мешают человеку трезво и ясно увидеть самого себя, кто я такой. Я маленькая, крошечная частица, я всегда слуга. В сущности, у меня ничего нет, все, что у меня есть, мне дал Бог. И тем не менее я выстраиваю какие-то концепции о самом себе. И наркотики помогают это делать, держа сознание человек в тумане. Так, что человек все время думает только о себе: «Я такой, я великий, у меня есть то, у меня есть это. Завтра у меня будет еще больше, послезавтра еще больше». Это то, что называется хорошим русским словом «самомнение».

Наркотики укрепляют в человеке самомнение, этот дух гордыни становится очень сложным, практически невозможным. Потому что, когда человек употребляет наркотики, ему очень легко мнить о себе все что угодно, ему не нужно соотносить это с какой бы то ни было реальностью. Все у меня туманно, я могу придумать о себе все что угодно. Разумеется, этот же принцип означает, что человек должен как огня бояться гордыни. Потому что гордыня не обязательно приходит от наркотиков, не нужно думать, что только благодаря наркотикам человек гордится. Человек может гордится и без наркотиков. И те, кто принимает обет, обещая не употреблять интоксикаций, они одновременно с этим обещают, что эта привычка раздувать разные представления о самом себе, постоянно приписывая себе какие-то заслуги, тоже будет уходить. Они не будут за нее держаться. Сам по себе отказ от наркотиков – это еще небольшая заслуга. Мы знаем, что бараны тоже не употребляют наркотиков, как правило. Это еще не делает их очень духовными живыми существами. Смысл этого принципа в том, чтобы человек постарался очень ясно понять, кто он такой, что мое глубинное предназначение – слуга Бога. А любое проявление безумия или гордыни мешает человеку это сделать.

И вторую часть демона Маду Индра поместил в игру в кости. Мы знаем, что эта игра в кости с тех пор приобрела множество новых форм. Например, Форекс, или карты, или множество каких-то игровых автоматов. И смысл этого опять же в том, каким образом тут проявляется мада, или безумие, гордыня человека в этих вещах. Человек, опять же, получает иллюзию какой-то власти над этим миром с помощью азартных игр, иллюзию того, что он может что-то сделать сам. То есть эта склонность к обману, опять же, к ложным представлениям о самом себе, она очень сильно поддерживается всем этим.

Человек выиграл, и он подумал: «О! Успех ко мне пришел». Эйнштейн говорил: «Бог не играет в рулетку». Но боги в материальном мире играют в рулетку. Они пытаются эксплуатировать эту энергию, скажем так, энергию случайности. Потому что каждый человек думает: «Сейчас я сделаю, и все будет по-моему». И иногда бывает по его, и когда это случается, он думает: «Да, да, да! Хари бол! Так и есть». Потом он снова бросает, и выходит не по его: «Ошибка вселенной». Так? Но на самом деле у каждого человека есть это предвкушение: «Все должно случиться так, как я хочу». И таким образом мада, или безумие, опьянение, входит в сердце человека и заслоняет от него реальность, то, что здесь реально от меня ничего не зависит. А человеку кажется, что вот. Случайность выпала, и ему кажется: «Это потому что я... я рассчитал, я сделал, я продумал. Я силой воли своей заставил кости упасть таким образом». И когда это случается, человек привязывается к этому чувству, ему хочется повторить это снова, и снова, и снова, ощущение того, что я контролирую здесь что-то. Отсюда берется эта мада, или опьянение, от азартных игр.

И когда человек употребляет мясо, или рыбу, или другие продукты, связанные с насилием, то это другая форма опьянения, потому что любая боль, которую мы причиняем другому, исходит из представления того, что я выше него. Почему употребление мяса относится к той же самой категории? По очень простой причине: потому что когда я ем кого-то, это значит, что я выше того, кого я ем. Я просто доказываю это всем. Это желание эксплуатировать или причинять боль, оно может проявляться в тонких формах, когда я, считая себя выше, считая себя в праве причинять другому боль, причиняю ее какими-то тонкими способами. Я могу доказывать свое право на власть над другими грубым способом, когда я ем мясо, когда я убиваю других живых существ. И когда я делаю это, то, опять же, тонкое представление о своей непогрешимости, о своем высоком положении поддерживается всем этим. В сущности, это вещь, которая очень сильно мешает человеку обрести настоящее смирение. Поэтому если в миру в христианстве не запрещали мясо, а просто ограничивали употребление, то когда человек переходил в монастырь, то есть переходил на режим человека, который полностью посвящает себя духовной жизни, ему говорилось, что он не должен есть мясо. Может быть, иногда рыбу, там, не знаю, и то даже это не приветствовалось. Таким образом, проявляется мада, или гордыня, безумие, в этой форме деятельности.