Книжный марафон 2023
May 2, 2023

21. Сборник рассказов | «Жемчужная тень» Мюриэл Спарк  

Для человека пять раз в неделю тратящего на дорогу в автобусе по два часа сборник рассказов — хороший способ скоротать путь, но сами понимаете, что содержание их должно либо увлекать, либо давать пищу для размышлений, а лучше два в одном.

Увы, только 5 рассказов могу выделить из  31 предложенного в сборнике:

  1. Душеприказчица
  2. Бах-бах ты убита
  3. Снобы
  4. Гадалка
  5. Еще одна пара рук

История «Открыто для публики» тоже могла попасть в число лучших, если бы издатель додумался включить в сборник ее первую часть «Дочери своих отцов», на которую дает ссылку в примечании.  Почему нельзя было добавить еще рассказ или заменить — проходных немало!

Мюриэл Спарк — новый для меня автор, поэтому я ее и выбрала, не дав себе труда  сколько-нибудь ознакомиться с ее творческой биографией.  А зря!

Во-первых, автор  начала карьеру литературным критиком, опубликовав несколько биографий британских литераторов XIX века, а после школьных лет отношение к критикам в лице Белинского Виссариона Григорьевича, решившим написать свое произведение  несколько скептическое, поэтому не уверена, что выбрала бы этот сборник, да и автора тоже.

Во-вторых, Мюриэл Спарк была награждена несколькими премиями Британской империи и это еще один повод насторожиться — еще ни одно произведение, номинированное на ту или иную премию не было для меня однозначно увлекательным интересным и полезным.

В сборник  «Жемчужная тень» вошел  первый рассказ  автора  «Серафим и Замбези» (The Seraph and the Zambezi), который  она послала на Рождественский литературный конкурс 1951 года, лондонским журналом «Observer». Рассказ получил высшую награду и привлек внимание необычной разработкой рождественской темы.

Не знаю из каких соображений сборник назван «Жемчужная тень» — худшего рассказа, нежели одноименный найти было непросто.  Возможно,  его не нужно было переводить и вставлять в русский сборник:  в переводе имя и фамилия главного героя постоянно меняется, есть ощущение, что читаешь про чудака, угодившего в дурдом.

— Я вижу: вы тут записаны как Ж. Теневой. Что значит «ж»?

Жемчужный. Можете так меня и называть.

— Просто успокойтесь, — сказала Фелисити. — Жемчужный, успокойтесь.

— Не так-то это легко, — сказал Жемчужная Тень, — когда все против тебя… Все против меня. Вы, — продолжал он, — против меня. Вы хотите покончить со мной. Вы хотите уничтожить меня.

— Успокойтесь, мистер Теневой, — сказала Фелисити, которая, право, не считала нужным обращаться к пациенту по имени. — А теперь скажите мне, откуда у вас эта идея?

Не  понимаю я такого юмора, которым пропитан упомянутый рассказ, но это, как говорится, мои проблемы. 3/5

Книжный марафон 2023

Книжная полка