Книжный марафон 2023
January 31, 2023

14. Поэтическое произведение (сборник стихов, эпическая поэма)| «Я обманывать себя не стану» Сергей Есенин

Стихотворения Сергея Есенина читала и раньше, но так чтобы  всю книгу — такого еще не было.  Лиричное заглавие сборника «Я обманывать себя не стану»  сразу привлекло внимание.

В книгу вошли стихи, написанные Есениным с 1910 по 1925 год, цикл стихотворений «Персидские мотивы» и частушки, а предисловие плавно вводит читателя в мир  доброй светлой и печальной поэзии Сергея Есенина.

В юности одним из любимых стихов было «Мне осталась одна забава», в котором отразилась вся удаль, открытость людям, противоречивость натуры поэта:

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

В зимнюю пору возникает желание прочитать что-то такое теплое, мелодичное, красочное, вызывающее легкость в душе и, как мне кажется следующие строки помогают достичь такого настроения:

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.

Никак нельзя пройти мимо известной всем и каждому «Исповеди хулигана», в которой мы видим Есенина, как дерзкого:

Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы.
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.

Кроткого

Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня.

Ироничного

А ты, любимый,
Верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери и где хлев.
О, как мне дороги все те проказы,
Когда, у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой ее по разу,
Ни капельки друг другом не погребав.

и даже…

Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль.
Ну так что ж, что кажусь я циником,
Прицепившим к заднице фонарь!
Старый, добрый, заезженный Пегас,
Мне ль нужна твоя мягкая рысь?
Я пришел, как суровый мастер,
Воспеть и прославить крыс.
Башка моя, словно август,
Льется бурливых волос вином.

Я хочу быть желтым парусом
В ту страну, куда мы плывем.

Во главу угла моего если так можно назвать сей опус, повествования, поставлю стихотворение, первая строка которого не без основания вынесена в оглавление сборника:

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин—
В глупой страсти сердце жить не в силе, —
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

Как многие творческие одаренные природой люди, Сергей Есенин не мог смириться с безликостью, равнодушием, лицемерием  окружающих и выражал протест так, как он мог то есть шумным поведением, стихами, наполненными иронией и сарказмом, хлесткими сравнениями. 5/5

Полезные ссылки

Книжный марафон 2023

Книжная полка