Оцифровка
November 6, 2020

Оцифровываем неудачи

Обычно считают что-то позитивное, планы продаж, темпы роста, увеличение клиентов. Все это в конкретных цифрах, четких действиях и ответственных лицах. А что делать если нужно принять решение по закрытие направления или целого бизнеса. Готов поспорить, каждому предпринимателю приходила в голову мысль – «А пошло оно все! Закрою и буду жить как человек в найме, спокойно и размеренно». Такое решение можно принять эмоционально или посчитав.

В 2018 я запустил детскую Школу программирования, офлайновый проект. Чуть больше чем за год мы добежали до 120 учеников и месячной выручки 700К руб. И тут сначала пришел вирус и пришлось с потерями уйти в онлайн, потом пришел новый владелец помещения и решил, что нужно много зарабатывать, в общем мы расстались. В августе 2020 пришлось начинать все с нуля.  И каждый месяц я задаю себе вопрос - "А стоит ли?"

Для начала – в жопу эмоции, принимать решение нужно на цифрах. Как? От чего оттолкнуться и что нужно получить в результате? Сначала были мысли про некий искусственно посчитанный коэффициент, типа – считаем его в периоде, когда мне все нравилось, потом – когда мне все не нравилось. Среднее – это экватор, и смотрим куда будет показывать стрелка в момент принятия решения.  Наверно это может быть отношение выручки к затратам, но это отображает только эффективность работы, много получаем-мало тратим. А как же про рост?

В итоге Excel и Singleton дали синергетический эффект. Нужно понять сколько хочу забирать в месяц, как и когда мы сможем к этому прийти.

3 задачки получилось:

1.      Сколько мне нужно?

2.      Как до этого добежать?

3.      Сколько времени нужно чтобы добежать?

Сколько мне нужно?

Для начала определяю сколько денег я хочу получать в карман в обозримой перспективе. Это 300К руб. в месяц. Я, кажется, я готов ждать этого до сентября 2021.

Как до этого добежать?

Нужно получить выручку, при которой мне достанется 300К. Формула такая: Общая выручкапостоянные расходы переменные расходы = Мои деньги

Постоянные расходы — это аренда трех помещений + ЗП постоянного персонала = 285К

Переменные расходы – это ЗП преподавателей 1500р за групповой урок, индивидуальных мало, их можно е брать в расчет. Нужно посчитать количество активных групп, так чтобы зарабатывать 300К. Для этого нужно понимать сколько дает ученик и сколько народу в среднем в группах.

o  Средняя группа 4 человека

o  Средний чек на октябрь 2020 = 6 606р

Делаем табличку.

·        Фонд ЗП преподавателя = ставка * количество групп *4

o  4 занятия в месяц

o  Количество групп = количество учеников /4 (4 среднее число учеников в группе)

·        Остается = Приносят денег - Фонд ЗП преподавателя – Постоянные затраты

·        Вводим поправку на доп. расходы, у меня это 10% от выручки

·        Остается по-честному = Остается – поправка на доп. расходы.

Я добавлял колонки с количеством учеников пока не получился нужный показатель. Т.е. для счастья должно быть 133 активных ученика.

Сколько времени нужно чтобы добежать?

Есть мнение что на детски курсы можно набирать учеников только в сентябре и январе. Начало учебного года, когда все приезжают с каникул и переоценка занятий после нового года. Посмотрев статистику за 2019 у меня получилось, что рост учеников идет до конца ноября, потом спад, потом опять рост. Считать приток-отток сложно, да и статистики маловато чтобы вычислить коэффициенты.

Беру рост выручки за сезон сентябрь 2019 -март 2020 (далее, нет смысла, все закрылось на карантин). Получилось +25%. На всякий случай считаю прирост сентябрь 2020 и октябрь 2020, получается +21%. Но 2019-2020 у меня была одна точка, а сейчас 3.

Разложим средний рост сезона 2019-2020 по месяцам, получается +3.7%. Пока непонятно, прошлый сезон +4% в месяц, а этот только за месяц +21%. Но хотя бы найдет диапазон возможностей.

Пошли опять в эксель.

Пессимистичный сценарий – растем на 25% в год, за старт принимаем выручку сентября 2020, итого, добегаем до нужно 1 млн к 2023 году.

Оптимистичной сценарий – растём на 8% в месяц или + 6 человек, тогда до цели можно добежать уже к концу 2021.

Что в итоге делать?

До «точки хотения» в пессимистичном варианте – 35 месяцев, в оптимистичном – 13. Интуитивно – 6 😊. Эмоциональные ожидания – сентябрь 2021, это 10 месяцев с текущего момента. Это попадает с интуитивный сценарий и сильно близко к оптимистичному. Кажется нужно работать.


Если есть предложения, пожелания или просто потребность пообщаться, меня можно найти в Facebook