September 12, 2012

"Лето ночи" и новые слова

Прочитал книжку "Лето ночи" Дэна Симмонса.

Книжка анонсирована как ужасные ужасы и, судя по википедии, получала премию "Локус" в категории «Роман ужасов / Тёмное фэнтези». Я ужасы может и читал какие-то в детстве, но толком не помню. Если и читал, то это, скорее всего, был Кинг.

Ну, и я как-то сомневаюсь, что прямо вот книжкой можно вызвать страх. Фильм там, может даже музыка, но книга - тут я сомневаюсь.

Тем не менее, книжку я прочитал с любопытством и удовольствием, хотя бы потому что Симмонс - один из самых любимых авторов. Конечно, за всю тетралогию "Гиперион", но всё равно интересно было почитать и другие литературные опыты писателя.

"Лето ночи" почему-то напомнило мне "Вино из одуванчиков". Только, наверное, необорот. И всё плохо, хотя под конец всё как бы и наполовину плохо - половину порезали, половина выжила. Ну и, конечно, нарисовано всё это жутковато и местами жуть эта смакуется, но ощущения так же далеки от страха, как далеки описания спиртного от тяжёлого алкогольного опьянения. То есть понятно, что вот тут-то должно быть страшно, но со страхом всё это не читается. Просто сознание делает пометку - страшно, и читает дальше.

Гораздо больше экспериментов с восприятием ужасных сцен понравился сюжет. Не сказать, что великий там сюжет, но пара любопытных моментов есть. Например, тема с тем, как маленьким детям при живых родителях в мире взрослых незаметно для этих самых взрослых организовать взрослую штуку с применением взрослых инструментов. Или тема про доверие детям со стороны родителей - впору задуматься о себе и своём ребёнке. Ну, и так далее - в целом ни о чём, но почитать можно.

Традиционно выписывал себе незнакомые слова. Список довольно скудный - это вам не "Криптономикон":

  • Ремингтон
  • Пертинентный
  • Бутлегер
  • Мельница Саттера
  • Стакатто
  • Батаан
  • Иллинойс
  • Эдгар Аллан По
  • Интерлюдия.

Ремингтон - это, я так понял, винтовка вот этого производителя. В книжке он упоминается в одном из первых эпизодов с участием Корди - некрасивой девчонкой, но очень славным персонажем:

"Си Джей снова взглянул на нее, словно примериваясь сколько времени потребуется, чтобы перевести прицел на нее. В эту секунду, благодарный Корди за ее вмешательство, Дейл тем не менее от всей души надеялся, что Си Джей действительно прицелится в нее. Все, что угодно лучше, чем курок, который смотрит тебе в лицо.– А тебе какое дело, если я пристрелю этого маленького стервеца? – полюбопытствовал Си Джей. Дуло все еще было не более, чем в десяти дюймах от лица Дейла.– Опусти ружье, Конгден, – голос Корди звучал так, как обычно звучал он в классе в тех редких случаях, когда она говорила. Тихий, безучастный, скучающий. – Положи его на землю и вали отсюда. Потом, когда я уйду, можешь забрать его. Я не собираюсь даже прикасаться к нему.– А я собираюсь пристрелить его, а потом тебя, маленькая сучка, – огрызнулся Си Джей. Теперь он по-настоящему разозлился. Пустулы и оспины от старых прыщей сначала побагровели, потом снова стали красными.– Ты не забыл, что держишь ремингтон, Конгден? А он вроде как однозарядный, – отрезала Корди".

Пертинентный - я, честно говоря, вообще ни в каких контекстах это слово не слышал никогда.

Про бутлегеров я что-то мутно слышал и предполагал, кто это такие, но определение прочитал впервые. Простите.

Про лесопилку - она же мельница - Саттера тоже интересно. Особенно в привязке вот к Рашен-Ривер.

Стаккато - это что-то про музыку. Тут я пас. В тексте упоминается разок в таком контексте:

"Пальцы Харлена выстукивали на ближайшей стенке стаккато.– Майк, послушай, ты все еще хочешь следить за Ван Сайком?Не оборачиваясь Майк кивнул.– Да.– Пошли отсюда, – попросил Кевин".

Батаан - это почти как Баланга. Тут мы возвращаемся в историю Второй Мировой войны. Про Батаан вспоминает ненадолго заведённый в повестование алкоголик Минк:

"Майк мотнул головой, чтобы отогнать соблазнительную мысль выбраться отсюда, вскочить на велосипед и уехать. Куча тряпья в дальнем углу походила на старика в обтрепанной шинели, в такой шинели Минк ходил зимой и летом последние шесть лет, и что было еще более важно, тут пахло Минком. Помимо крепкого духа дешевого вина и мочи, чувствовался тот специфический мускусный запах, который отличал старого попрошайку, а возможно, даже и обеспечил ему прозвище, данное много десятилетий назад.– Кто там? – послышался старческий флегматичный голос.– Это я, Минк… Майк.– Майк? – Казалось, что говорит лунатик, разбуженный в незнакомом для себя месте. – Майк Гернолд? А я думал, что тебя убили под Батааном…"

Иллинойс - это, понятно, Иллинойс. Я как-то не силён в географии США, а точнее полный в ней ноль - приблизительно представляю только где Калифорния, Нью-Йорк и Вашингтон, так что на карте тоже было интересно посмотреть, что это за Средний Запад. Также как-то вдруг уловил, что американская география для меня в основном связана с названиями команд НБА и НХЛ. Вашигтон, Питтсбург, Чикаго и Даллас - это да. А Иллинойс - простите.

Эдгар Аллан По, равно как и Иллинойс, это, понятно - Эдгар Аллан По. Я бы даже что-нибудь прочитал, но если бы кто только посоветовал. Так сложно понять, насколько это нужно.

Интерлюдия - это опять что-то про музыку. Это почти последнее слово в книжке.

Пока суть да дело, взялся за "Барочный цикл".