Разное
August 2, 2023

На устах сладкие речи, а в руках нож 

Если у твоего друга на устах слишком много меду, бойся его.

В стране Малави есть озеро, которое называется Падмагарбх, что значит «Рождающее лотосы». На этом озере жила цапля, старая-престарая. Она была уже так слаба от старости, что не могла ловить рыбу, и поэтому постоянно голодала.

Стояла однажды цапля на берегу озера и громко сетовала на судьбу. Увидел её краб, подполз поближе и спросил:

«Что ты стоишь без дела на берегу, жалуешься на свою жизнь и не ловишь рыбу?».

«Рыба - это моя жизнь, мое пропитание, - отвечала цапля, «но рыбаки решили переловить всю рыбу, потому что озеро быстро высыхает. Скоро они придут сюда. Вчера я сама слышала это в городе. Когда они выловят всю рыбу, я тоже погибну от голода. Мысль об этом не даёт мне покоя. Мне уже ничего не хочется - я даже есть не хочу».

Узнав о том, что придут рыбаки, краб рассказал об этом всем рыбкам.

«Почему бы нам не воспользоваться помощью цапли?», подумали рыбки. – «Ведь она может нам помочь! Недаром в книгах написано: "Лучше заключить союз с врагом, которому он выгоден, чем с другом, которому он не выгоден"».

И вот рыбки решили обратиться за помощью к цапле.

«Цапля, ты должна нам помочь!», - сказали они. – «Дай совет, как спастись от гибели?».

«Выход только один», - ответила цапля, - «перенести всех вас в речку неподалеку отсюда. Там вы хорошо устроитесь».

Рыбки согласились, и хитрая цапля начала таскать их одну за другой из озера. Она отлетала в сторону, съедала их и снова возвращалась. Так постепенно она поела всех рыбок, и краб остался один.

Заскучал он в одиночестве и однажды сказал цапле:

«Перенеси в речку меня, а то мне здесь одному очень тоскливо».

Цапля, которой давно хотелось полакомиться мясом краба, тотчас же согласилась. Схватила она краба в клюв и отправилась на то место, где расправлялась с бедными рыбками.

Когда цапля опустилась на землю, краб увидел, что всё вокруг покрыто рыбьими костями. Только тут он понял, куда цапля переправляла всех рыбок из озера.

«Ну что ж, значит и я погиб!» - подумал краб. — «Но я не сдамся без борьбы, потому что недаром говорят: "Бояться опасности можно только тогда, когда она далеко, а когда она близко, нужно действовать". И ещё: "Когда герой видит, что выхода нет, он погибнет, но вместе с врагом". И ещё: "Если ты не будешь бороться - смерть неизбежна, а если будешь бороться - может быть и останешься жив". Поэтому мудрецы говорят: "Боритесь!"».

Так подумал краб, приготовился и стал ждать. И как только цапля вытянула шею, чтобы схватить его, он клешнями вцепился ей в горло. Отчаяние придало ему силы, и он перекусил цапле горло, прежде чем она успела ударить его клювом…

Е.М. Мадхурйа Кадамбини деви даси

Из книги "Панчатантра"