April 14, 2020

Медитация - работа с телесным симптомом «Тяжесть».

Человек, начиная работу с психологом, отправляется в своего рода путешествие, следуя вниманием за беспокоящими чувствами и мыслями, которые его не отпускают. Психолог его сопровождает и поддерживает. В таком смысле человек - путешественник, а тот, кого принято называть психологом - его спутник. Да, звучит романтично, но есть причины, почему для описания этого кейса я не выбираю роли психолог/клиент, вы почувствуете это и сами, а сейчас:

Спутник (С.) и Путешественник (П.)

...

П. ⁃ Я чувствую тяжесть и усталость. Она практически всегда со мной. Правда, когда в течении дня я фокусируюсь на работе, тогда не особо сильно страдаю от этой тяжести, а вот ближе к вечеру или в выходные, когда остаюсь наедине с собой и нет никаких дел... убегаю в youtube, instagram, просмотр кино, тренировки... что угодно! В моменте все это интересно и не вижу в этом ничего плохого, но если быть честным с собой - я чувствую, как избегаю себя и этих беспокоящих ощущений. Можем с ними сегодня как-то поработать ?


С. - Расскажи больше про саму тяжесть. Она ощущается внутри или снаружи ? Равномерно по телу или где-то сильнее ? Вчувствуйся в это неприятное ощущение, рассмотри его внимательнее.


*... пара минут молчания и сосредоточенности...*


П. - Тяжесть сильнее в ногах... метафорично, это ощущается как некая сила, которая сжимает меня снаружи тела, как если бы на меня положили что-то тяжелое. Лежу под этим в постоянном напряжении, терплю, изнываю и не знаю что делать...


С. - Продолжай чувствовать все это. Осознанно дыши и наблюдай.


П. - Сжатие распространяется по разным частям тела, даже усиливается. Местами просто дискомфортно, местами больно… Я все это чувствую, дышу и жду... а ничего не меняется! Долго ещё терпеть? Хочется сдаться и впасть в отчаяние. Я не верю, что у меня получится пройти через это состояние...


С. - Я поддержу тебя в любом случае. Ты можешь сдаться, можешь убежать, можешь продолжить бой. В данный момент нет «правильного» поведения, следуй за тем, как есть. Я буду с тобой на любом пути. Просто почувствуй, куда тебя зовёт прямо сейчас сильнее. Сдаться, или продолжить движение вперёд, или...?


П. - Я хочу продолжить. Я готов! Просто нет смысла убегать от этого. Я и сдавался и убегал, ни к чему это не приводило, ничего не менялось. Остаюсь!


С. - Как тебе удалось найти столько мотивации? Слышу воодушевление и даже некоторую дерзость в голосе!


П. - Да!


С. - Давай направим эту энергию в работу! Попробуем больше узнать о природе этой тяжести. Продолжай смотреть. И чувствовать. Замечай и доверяй малейшим изменениям и ассоциациям, которые приходят.

*... еще несколько минут сосредоточенного молчания...*


П. - Пришло вдруг ощущение, будто эта сила не сжимает ноги, а словно ноги зажаты сами по себе, а эта сила давит на них сильнее, чтобы расслабить, словно хочет помочь и сделать массаж...Хаха! Как это странно! Это нормально?!


С. - Давай поэкспериментируем и поиграем с этой метафорой? Доверься этой силе, позволь ей разминать твои ноги, чтобы они расслабились. Можешь даже помочь ей!


*... П. начинает руками массировать себе ноги, растягивает их, трясёт, постукивает по ним...*


П. - Ого! Ноги, как плотина, держали что-то! Сейчас плотина приоткрылась. И какой-то поток ощущений хлынул мне в грудь. Это болезненно, но в каком-то смысле приятно.... ох блин, я словно начал чувствовать своё сердце... оно так болит... Реально, ужасает!


С. - Я понимаю, так неожиданно почувствовать своё сердце, да ещё и такую боль в нём обнаружить. Все хорошо. Продолжай чувствовать сердце и его боль. С бережностью и заботой словно дыши сердцем. Дай ему больше внутреннего пространства.

*... проходит какое-то время...*

С. продолжил - Будь внимателен к своим внутренним импульсам и желаниям, заботься о себе. Если захочется издавать звуки или как-то двигаться - выражай все, что приходит. Слушай себя.


*… П. кладет руки на сердце, какое-то время дышит и сидит в тишине... После ложится на пол и неожиданно закидывает ноги за голову. Какое-то время спустя раскрывается и лежит, разбросив руки и ноги в стороны... *


П. - Чувствую тепло и волнение в груди и в животе. Мое тело словно стало более живым, или я вошёл в какой-то эмоциональный контакт с ним... даже реальность иначе воспринимается. Я чувствую большую включённость и ранимость, в хорошем смысле, как в детстве. Это приятно, но не привычно, наверное, поэтому и волнительно быть сейчас в этом состоянии... Ноги не полностью расслабились, но и тяжести нет... ощущение больше похоже на какой-то тонус и энергичную наполненность :)

Получается, что мое сопротивление тяжести и усталость помогали мне не чувствовать свою эмоциональную/сердечную боль? А тяжесть, если её правильно направлять, помогает мне ? Возвращает меня в настоящего и более глубокого себя? При этом приходится встретиться с забытыми и подавленными чувствами... Но состояние контакта с глубинным "Я", стоит того, чтобы найти в себе силы принять и пройти через боль прошлого! Тогда получается глупо, что я страдал от тяжести, сопротивлялся и пытался избавиться от нее. Её нужно было уметь правильно услышать и понять.

В этой истории Тяжесть, как критерий внутренней дисгармонии, нужно осознанно поддаться ей и только тогда она исчезает :)