March 10, 2023

Ассертивность

А. — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Что это? Автономность? Гомеостатичность?

Я не завишу от влияний извне.
Я сам решаю что мне делать.
Я сам решаю, что хорошо, и что плохо.
Я сам решаю, что МНЕ хорошо, и когда я веду себя плохо.
Только Я несу ответственность за свои поступки - другие не делят ее со мной.

По-настоящему счастлив и велик тот, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать.

В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: Пассивности либо Агрессии.

В первом случае (Пассивность) человеком руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Доминирует Страх.

Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам: «ты мне должен, потому что я сильнее» или «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать».

Ассертивное поведение опирается на: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнёры».

Ассертивное поведение – это когда взаимодействуют два Взрослых (по Берну).

Если наши пути расходятся, придется расстаться. Ты не обязан меня спасать и жертвовать собой ради моего благополучия. Я не обязан спасать тебя и жертвовать собой ради твоего благополучия. Мы либо партнеры, либо просто знакомые. Есть обязательства, которые каждый брал на себя добровольно. Их необходимо выполнять. А вот навязанные извне это уже манипуляция, такое здесь не катит.

А. как баланс между Пассивным и Агрессивным.

А. как  способность человека уверенно отстаивать свои права, не ущемляя права окружающих.

Самоответсвенность. Мы не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. "Я это сделал потому что ты..." Возможно эта фраза что-то объясняет, но она не делает наш поступок лучше.

Самоуважение. Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям.
Если вы не уважаете себя, то никто не будет уважать вас.

Экологичная прямота. Эффективное общение — честность, открытость и прямота в разговоре, но не расстраивая при этом своего партнёра по общению (!)

Уверенность. Демонстрация уверенности и позитивной установки: самоуважение и знание, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.

Знайте свои желания. Вы всегда четко осознаете, чего хотите и что ощущаете.

Примат логики. Вы имеете право быть нелогичным. Но стараетесь принимать решение, абстрагировавшись от ваших эмоций, ищете себе поддержку в аргументах, а не чувствах. Вы реагируете не так, как будет проще или как ждут окружающие, а так, как вам кажется наиболее разумным и осмысленным.

Принятие. Умение внимательно слушать и понимать. Предлагать только по запросу.

Открытость к переговорам и стремление к достижению компромиссов.

В рамках вышеперечисленного (прежде всего, "..не расстраивая при этом своего партнёра..."), вы также имеете право:

  • менять мнение;
  • сказать «я не понимаю»;
  • быть самим собой и не подстраиваться под других;
  • не брать на себя чужую ответственность;
  • просить о чём-либо;
  • устанавливать собственные приоритеты;
  • рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьёзно;
  • ошибаться;
  • сказать «мне это безразлично».

Убеждения, мешающие развитию ассертивного поведения у человека:

- Я не могу оценивать своё поведение. Оценивать мою личность должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.
- Желательно, чтобы я отчитывался перед другими людьми и объяснял все, что я делаю.
- У меня больше обязательств по отношению к людям, чем к себе. Желательно приспособиться к ним.
- Не нужно менять точку зрения. Это снижает уровень предсказуемости и безопасности для других людей, а также компрометирует мою экспертность.
- Если я сделаю ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня проверяли и контролировали.
- Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
- Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.
- Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.
- Я должен быть внимателен и чувствителен к потребностям окружающих.
- Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире.

Критика прав ассертивности заключается в невозможности существования человека без учёта им общественного мнения.

Основания / условия для развития ассертивного поведения в детстве:
право на ошибку

  • право на проявление эмоций
  • право на защиту своей позиции, в том числе сказать "нет"
  • право на помощь и поддержку

Литература для более глубокого погружения в тему:

- Мануэль Смит «Тренинг уверенности»
- Мануэль Смит «Как научиться говорить «Нет» и чувствовать себя при этом комфортно»
- Сью Бишоп «Тренинг ассертивности»
- Элис Мьюир «Уверенность в себе»
- Вера Каппони, Томаш Новак «Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь!»
- Маршалл Розенберг «Язык жизни. Ненасильственное общение»
- Гейл Линденфилд «Теория и практика ассертивности, или Как быть открытым, деятельным и естественным»
- Ивонн Рубин «Уверенность в себе. С чего начать»
- Джим Кэмп «Сначала скажите «Нет»