командная работа
May 27, 2019

Кажется меня уволят, что делать?

Постепенно двигаюсь по списку вопросов, и вот один, пожалуй, пропущу без очереди.

Я, как ни ошибусь на работе, постоянно переживаю, что меня уволят. Вот недавно была ситуация:
Я работаю над багами, беру самостоятельно баг в джире, резолвлю его, сабмичу на ревью, коллеги ревьювят и никто ничего не говорит.
Потом внезапно узнаю от тим лида, что вообще-то на общем митинге обсуждалось разделение обязанностей (одна команда фиксит баги, другая доделывает юнит тесты), но причем неоднократно разными людьми говорилось, что баги - это первый приоритет, и мне казалось, что мы должны все параллельно фиксить баги и параллельно рефакторить, доделывать тесты, вставить свое...
Вот я теперь боюсь, это я такой плохой сотрудник, что не слышу или не понимаю идеи, которые мне говорят, неправильно, и каждый раз при такой ошибке боюсь, что от меня избавятся, как от неэффективного сотрудника, ошибаюсь не первый раз.
Мне к психологу сходить или отправить тим лида на курсы более четкого тим менеджмента?
И вообще, как говорить о таких вещах, с, так сказать, "вышестоящими", не спрашивать же напрямую, уволят ли меня за это или нет. Помогите.

Не буду обсуждать процесс, в котором одни фиксят баги, другие пишут тесты. Возможно на то есть какие-то причины, хотя, звучит странно.

Поговорим про страх перед увольнением. Я нередко встречал людей, которые постоянно переживают, что их уволят, они боятся фатально ошибиться и вздрагивают, получив письмо от HR или предложение "поговорить" от менеджера. Не знаю уж на сколько это частая ситуация, но это явно не единичные случаи.

При этом за время работы во разных компаниях я видел, как инженеры совершают жесткие ошибки (да и сам совершал). И стопорили работу целого завода, и клали базы с биллингами, и теряли данные и деньги. Да что только не делали. И как-то никто из них не был уволен за такие серьёзные косяки.

А мелкие ошибки встречаются у всех. Даже самые талантливые инженеры умудряются ощибиться так, что потом всю компанию штормит.

С другой стороны все, кого увольняли на моей памяти, уходили из-за проблем с теми самыми софт скиллами.

Люди просто не могут уживаться с коллегами, всем мешают, ведут себя токсично, неадекватно.

Лишь один раз я видел, как увольняли инженера, который совершенно не справлялся со своей работой. Именно в техническом плане, он был откровенно слаб. Но в том случае увольнение было на столько очевидным, человек с самого начала находился не на своём месте.

Хм, сейчас написал это и вспомнил, что видел такое дважды. Но в обоих случаях с сотрудником обсуждали проблему, указывали на серьёзность ошибок и пытались как-то исправить ситуацию. Были и разговоры с сотрудником, и составление планов по исправлению ситуации. Даже меняли команду и отдел. Короче, увольнение никогда не было неожиданностью.

Мне кажется, что страх перед увольнением — это такое проявление синдрома самозванца. Тебе кажется, что скоро все поймут, что ты не на своём месте и с позором выгонят тебя.

Что конечно, совсем не так. Для многих работа в ИТ это постоянные попытки разобраться в том, что ты не знаешь и не умеешь. Да, ты можешь писать код и фиксить баги, но так уж ли ты хорошо разбираешься в домене и в бизнесе заказчика? Да и в собственном проекте могут высплывать вещи, которые ты не до конца понимаешь: современные системы очень сложны и тяжело держать в голове все аспекты.

Кроме того, стоит понимать, что уволить человека очень сложно. Да, можно как-то усложнить ему жизнь и сделать так, чтобы он сам ушёл. Но именно уволить... это тяжело из-за особенностей трудового законодательства.

Иногда увольнение — это хорошо.

Бывает так, что ты и правда сидишь не на своём месте. Тебе трудно взаимодействовать с командой, задачи не интересные, окружение не комфортное, да мало ли что ещё может быть. Просто не твоё и всё тут.

В таком случае увольнение может пойти на пользу. Это не крест на карьере, это не конец жизни. Просто уходишь и находишь новое место, где к тебе вновь возвращается драйв, где ты чувствуешь себя в своей тарелке.

Пробуй относиться к этому, как к положительному моменту. Если тебе плохо на текущей работе, то что такого случится после увольнения? Ты просто перестанешь стрессовать в офисе, работая над странными задачами.

Как говорить с начальством?

Одтельно отмечу твой последний вопрос:

И вообще, как говорить о таких вещах, с, так сказать, "вышестоящими", не спрашивать же напрямую, уволят ли меня за это или нет.

А говорить об этом не так уж и сложно. Возможно у тебя в компании есть процессы для установления обратной связи. Иногда это митинг с твоим непосредственным начальником. Или цикл перформанс-ревью. Или просто посиделки в баре после релиза.

В любой из этих ситуаций, ты можешь просто спросить, что о тебе думают.

Так и скажи:

Я бы хотел получить фидбэк о моей работе. Справляюсь ли я? Куда мне лучше развиваться? Есть ли что-то, что от меня ожидается сверх того, что я уже делаю?

Такие разговоры полезны для карьеры. Ответы могут быть очень неожиданными, например тебе могут сказать, что ценят твою инициативность (пофиксил баги, которые в общем-то и не должен был). Либо подскажут, что же стоит развивать (например, сильно волнуешься и редко выступаешь на митингах, однако команда считает, что твои замечания справедливы и ценны).

Воможно, такой разговор кажется тебе страшным, но серьёзно, ты же проводишь по 8-10 часов в день с этими людьми. Неужели не стоит попытаться наладить общение и доверительные отношения с ними?

Что же касается психологов, то тут я ничего не смогу посоветовать. Если считаешь, что стоит, что тебе это поможет разобраться с причиной своих страхов, то попробуй. Ты же ничего не теряешь? Ну, разве что, скромную сумму на приём у специалиста.

Посты на эти и другие темы публикую в канале: https://t.me/your_soft_skillzz

и твиттере https://twitter.com/soft_skillzz

Напоминаю, что мне можно задать вопрос или предложить свою тему для нового поста через форму обратной связи: https://goo.gl/forms/1G2206MfVzfoowHf2

Подписывайтесь и рассказывайте друзьям.

МS.