CV
January 31, 2019

Не нужно работать бесплатно

Вчера я вспомнил про свой охуенный опыт бесплатной работы на один стартап.

Началось всё в 2013 году, когда я увидел статью на Харбе про новый стартап, которому нужна была бы помощь в разработке мобильного приложения под одну не столь популярную нынче платформу.

В тот период у меня было много свободного времени, и я решил помочь. Изначально я планировал организовать несколько студентов, рассказать им про платформу, поставить задачи и следить за процессом. Короче, решил покачать тимлидские навыки.

Молодость и желание помочь... и я решил, что адекватно они мне заплатить не смогут, а на пиво мне и так денег хватало. В итоге я предложил свои услуги за "спасибо". Конечно же они согласились.

Поиск команды

Первая ошибка — поиск команды из студентов. Найти несколько адекватных людей, готовых работать лишь за портфолио, очень трудно. Оно и понятно — для тех, у кого нет опыта, работа в проекте кажется трудной и мешает учебе (точнее она мешает развлечениям, а потом судорожным попыткам выучить все перед сессией). Тем же, у кого есть хоть какие-то крохи опыта, бесплатная работа не нужна. Их и за деньги с удовольствием возьмут.

Вторая ошибка — распределённая команда. Молодым и неопытным разработчикам нужна постоянная возможность задать вопрос. С опытом приходит понимание, что лучше сразу спросить, чем несколько дней биться головой о стену. В итоге даже регулярные созвоны не помогали. Человек брал задачу, внимательно выслушивал советы и пояснения. И... и уходил в закат.

Закончилось всё командой из трёх человек. Двое имели какой-то опыт в разработке, и просто хотели поковырять ту мобильную платформу. Третий — студент, сделал несколько тасок и, сославшись на приближающуюся сессию пропал. Ах, да, был ещё QA и дизайнер. Но они работали за деньги, и к ним вопросов не возникало.

Работа над проектом

Вышеупомянутые разработчики собрались не сразу, так что у меня было время набросать примерную архитектуру приложения. Заодно я воспользовался отсутствием ответственности (я ж бесплатно работаю) и попробовал обкатать в жизни пару идей, которые, казались мне интересными. Получилось говно, конечно, но тот опыт я ценю.

Через некоторое время, один из опытних разработчиков слился, спиздив весь код. Код я через несколько месяцев нашёл на гитхабе, где он, слегка переименовав классы и переменные, использовал его в качестве тестового задания в какую-то компанию. Молодец, чо.

Второй девелопер продержался чуть дольше, не смотря на... хм, дух стартапа. Он кстати, одно время читал этот канал. Привет тебе, Евгений!

Что я понимаю под духом стартапа? Бэкэнд регулярно переписывался, документация... не помню, была ли она. Вроде что-то было. Мне часто писали с просьбой починить сломанное приложение. Ломалось оно от того, что админ менял url по которому жил api. На все претензии мне отвечали:

Ну у нас же стартап, понимаешь?

Конечно я понимал.

Закат

Через 6-8 месяцев я остался один на один с этим проектом. Впрочем, я отказывался добавлять новые фичи, и изредка занимался поддержкой и фиксами. Каждый раз эти фиксы были срочными. Каждый раз от меня именно требовали что-то починить. Со временем меня это начинало злить. Вроде как сам взялся, но и выхолопа от этого было мало.

В качестве благодарности мою фотку и ссылку на профиль в VK повесили на сайте стартапа. В ВК регулярно приходили пользователи и хуесосили мои фотки:

Лучше бы не в отпуске прохлаждался, а добавил бы фичу в приложение

Было в этом что-то милое.

И вот, после очередного неожиданного переписывания бэкэнда, я предложил заплатить за работу. Кажется на тот момент я оценил услуги в 15 баксов.

В ответ я выслушал претензии в завышенных финансовых ожиданиях, в том что я вымогаю деньги из стартапа. И вообще, они давно хотели дропнуть саппорт провальной платформы. Деньги, кстати, мне заплатили, тут вопросов никаких нет. Но на этом наше сотрудничество закончилось. Чему я, кстати, был рад. Надо было просить денег с самого начала.

Выводы

Кто себя узнал, тот молодец. Дело было давно, и какие-то детали я уже забыл. Возможно что-то было совсем не так.

По моим оценкам за примерно год работы я потратил около 200-250 часов на работу с ними. Получил ссылку на себя в статье на Хабре, всё ещё храню тот код и думаю когда-нибудь вывалить это на гитхаб. Заработал 15 долларов и получил любопытный опыт.

Главный вывод конечно в том, что работать бесплатно не стоит. Опыт который я получил, особой ценности не представляет. Рекламы себе я тоже не сделал. В случае с опенсорсом хотя бы можно показать свой код, а тут кроме ссылки на заброшенное приложение ни чего и не осталось.

Отношение к бесплатному труду со стороны работодателя понятное. Такой труд не ценят, к нему привыкают и иногда болезненно реагируют на попытки отказаться выполнять работу. Да и в целом, если ты платишь за работу клаент-сайда, то ты будешь планировать изменения API. А если клаент сайд бесплатный, то можно не запариваться. Поправят и так.

Бесплатный труд с точки зрения работника тоже плох. В рыночных отношениях ты четко понимаешь цену своей работе. Если же ты работаешь бесплатно, то включается совесть, какие-то принципы из серии "ну я же взялся, не брошу же я их". Если тебе платят за работу, то любые требования выглядят адекватно: они готовы платить за свои капризы, осталось выяснить, готов ли ты их выполнять за эти деньги. В случае с бесплатным трудом, ты можешь получить проблемы с нервами и самооценкой. Будешь переживать и пытаться понять, можно ли уже отказаться? А как это будет выглядеть? Нафига оно тебе надо?

Всегда нужно брать деньги за свою работу. Пусть небольшие. Даже если у тебя мало опыта, ты должен понимать как монетизировать свой вклад. Пишешь для сообщества — получаешь имя и портфолио. Пишешь для компании, то кроме денег ты ничего не получишь. Претензии к качеству бесплатной работы очень сильно бьют по самооценке. Претензии к качеству очень дешевой работы не предъявляют. Все понимают, что каков бюджет, такое и качество.

Возникает и юридический вопрос. Могу ли я выложить код, который писал бесплатно? Получал бы я за него денег, я бы просто удалил его и забыл. А тут вроде как он мой, но выложить его мне что-то не позволяет.

Кажется, лучше всех всё это монетизировал чувак, кторый спиздил код. Без шуток, он молодец.

На всякий случай уточню, что тут я просто поделился историей. Обиды никакой и в помине нет.

P.S. После публикации сообразил, что если ты берёшь деньги за свою работу, то тебе приходится как-то решать вопросы с легализацией этих денег. Или банально с их выводом. Это хорошие хлопоты, которые помогут побороть страх перед предпренимательством, и возможно, позволят тебе когда-нибудь начать заниматься фрилансом.

Эти и другие вопросы обсуждаем в канале https://t.me/your_soft_skillzz

и твиттере https://twitter.com/soft_skillzz

Задать вопрос или предложить тему для новых постов: https://goo.gl/forms/1G2206MfVzfoowHf2

Подписывайтесь и рассказывайте друзьям.

МS.