June 7

Шопоголизм, помогающий жить

Когда мы слышим слово - шопоголизм, то зачастую визуализируем человека скупающего красивые вещи, но на самом деле шопоголизм далеко не всегда про красивое. Он и про средства гигиены, и про еду. И про, по сути, ненужные безделушки. Про то, что создает такому человеку иллюзию безопасности и любви, ведь если у него холодильник полон, то умереть от голода ему не грозит. А шампуни и гели для душа в большом объеме дают уверенность, что если завтра у него не будет денег, то помыться все равно будет чем, а значит я - молодец, позаботился о себе.

У шопоголика всегда повышенный уровень тревожности, который раз за разом словно выбивает почву из-под ног, отзываясь страхом перед будущем. Эта тревожность то парализует, то, наоборот, повышает количество жизненной энергии, которой так не хватает этому человеку, и дает дополнительный стимул к продолжению шопоголизма.

К тому же, у шопоголика всегда есть проблемы в отношениях с самим собой и с миром, которые без шопоголизма грозят бОльшим уходом в парализующую тревожность и закрытием от мира.

"Я выбираю, я покупаю, я живу!" - словно бы говорит человек. А так как собственной энергии у него мало, точнее она подавлена, вытеснена вместе с какими-то проблемами в его психическом пространстве, то покупать хочется больше и больше. Это такой взаимообмен с миром. Я тебе деньги, а ты мне вещь с энергией и иллюзию любви и заботы обо мне.

Причем на стадии выбора, когда может возникнуть радость, а то и злость (чего-то нет или не то), тоже появляется энергия. К тому же, злость легализуется. Я выбираю, я могу себе позволить! Я забочусь о себе! Я - живой! Ну и что, что продукты в холодильнике снова пропали, зато нет страха остаться голодным. А в реальности продуктами просто прикрыта потребность в любви и заботе. Этакая подмена.

Одиночество так же побуждает человека выйти в мир через покупки, ведь по-другому у него почему-то не получается, а общение нужно.

В депрессии всегда много подавленной злости и потребности в любви. И шопоголизм прекрасно создает иллюзию прохождения через эту боль. Я вон сколько всего покупаю себе, значит я - хороший и это принесет мне радость. А по сути вытесняет то, что есть, чем создает еще большие проблемы.

Человек идет в магазин, там люди. Они нужны ему. Даже если он не общается с ними словами, то общается энергетически и одиночество словно бы отходит на задний план. Он среди людей. Он нужен. Он важен. Он выбирает и покупает товар. Чем подтверждает себе самому, что умеет о себе заботиться и может выбирать себе лучшее. И я значим.

Он и правда значим, правда не совсем он, а его деньги значимы для продавцов. Человек не осознает того, что в реальности происходит, что своими покупками он пытается закрыть травму брошенности и отвержения, а так же потребность в любви и ценности.

Однако правда в том, что если забрать у человека деньги (или оставлять минимум), то он уйдет еще больше в травму, в депрессию и закроется от мира. Ведь без покупок он не умеет взаимодействовать с миром и с самим собой. Он словно бы оказывается в вакууме, в котором жизнь теряет смысл.