Походы на подольше и поинтереснее
August 26, 2021

Пеший поход на Тельпос-Из. Тезисно о впечатлениях.

Так получилось, что к этому маршруту я мысленно готовился целый год. Тельпос-Из оставался пятой вершиной на Урале, на которую мне предстояло взойти, чтобы завершить проект пяти пиковых вершин: Иремель, Ослянка, Народная, Пайер и, наконец, Тельпос-Из.
 Гора находится в труднодоступной местности на самом севере Северного Урала и является его высшей точкой (1617,5 м.).
 Традиционно, все восхождения на Тельпос-Из совершаются в рамках сплава по реке Щугор. Данный вариант наиболее легкий, но не подходящий для меня: во-первых, у меня не было столько дней для матрасного сплава, во-вторых, я нисколько не сплавщик.

Пешком до горы возможно добраться с перевала Пеленер, двигаясь по хребту Туйтымнер примерно 80 километров туда и обратно.
 На перевал можно попасть из Вуктыла, проехав около 100 километров по ведомственной дороге вдоль газопровода, предварительно получив разрешение на проезд. Администрированием занимается сам нацпарк, с этим проблем не возникло.
 Сборы на маршрут начались за пару недель до старта: я собирал раскладку, докупал необходимое снаряжение и подручные средства.
 Серьезным деморализующим фактом стало известие о нападении медведя на группу в Ергаках в конце июля. Был усилен арсенал средств защиты и отпугивания зверей, тактика возможной встречи оценена и проработана еще раз.
 Отправляясь на маршрут я понимал, что он будет одним из самых сложных в моей практике, но все же недооценил его. Он оказался, пожалуй, самым сложным.

 Итак, немного о деталях.
 Посмотрев логистику до Вуктыла, было решено ехать на машине, чтобы не зависеть от говнопоездов и автобусов. Тем более, до Кирова все-равно пришлось бы также добираться на машине, а потом на перекладных.
 В итоге, путь до Вуктыла занял два дня. 1070 километров до Кирова в первый день я проехал за 14 часов, отрезок от Еката до Перми самый напряжный, с перманентными ремонтами, а также перед Кировом километров 100 - серпантин с двойной сплошной. Во второй день я преодолел 960 километров до Вуктыла, через паромную переправу на реке Печора за 10,5 часов. Переночевал в Вуктыле, перепаковал рюкзак и собрался мыслями на старт.
 Нужно учитывать, что нацпарк Югыд-Ва на перевал Пеленер, откуда начинался мой маршрут, не забрасывает, потому что официально такого маршрута не существует. Вот так.
 В час дня на следующий день я вышел из буханки нацпарка на Перевале и двинул в путь.
 Тогда я еще не отдавал себе отчета о том, насколько непростым он получится.
 Забегая вперед, мне удалось достичь цели, и вся пешая часть у меня заняла ровно семь дней, за которые я преодолел расстояние в 157 километров с серьезным набором высоты, в основном, по курумникам и мхам.
 Обратно в цивилизацию - Вуктыл - выбирался с Перевала попутным транспортом, который ждал шесть часов под проливным дождем.
 На обратной дороге также переночевал в Вуктыле и Кирове.
 На всю экспедицию ушло ровно 11 дней, без простоев и ожидания, при этом, я практически все время был в движении, что на первый взгляд, кажется нереальным для такого мероприятия.
 Впечатлений и выводов, как обычно, хватает.
 Обо всем я расскажу чуть позже.

Я вернулся. Я живой.