November 12, 2022

Путеложец: Царедел

Pathfinder:Kingmaker (для тех кто не умеет переводить с фаругса)

вот моя партия слева направо - милишник, милишник, прист без урона, милишник, стеклянная пушка.

Наконец достаточно повзрослев, чтобы научиться читать и играть не за бомжа-убийцу (ну знаете, когда ты пиздюк - ты играешь в ГТА и нарушаешь правила, чтобы пострелять-повзрывать, когда ты повзрослел - ты соблюдаешь ПДД чтобы не тратить время и патроны) я начал играть в КРПГ, и, что важнее, проходить их до конца. Маркером готовности и первым моим успехом в усидчивости оказался шедевральный Planescape Tornment о котором и говорить не надо - ета тупа классик. Немного отдохнув от ЧТЕНИЯ за сессионками и дрочильнями я решил - "Пора!" - и расчехлил давно бесплатно купленный в ЕГС Pathfinder: Kingmaker. Хотелось чего-то сюжетного интересного и заодно немного "обмазаться" Путеложцем - на полке лежит рулбук 2 редакции и есть довольно заряженная пати на кампейн-печсочницу, так что как с Тенебегом - нужно просто нырнуть, обмазаться, да наворовать лора. Oh sweet summer child...

Начнем с плюсов. Ролевая часть игры хороша, дает как возможности для отыгрыша, так и персонажей, за которыми интересно наблюдать. Классические aligments помогут тебе понять кто ты по масти в игре (однако и про тебя лично тоже многое говорит). Я, кстати, LG оказывается. Для меня это, конечно, шок, я всегда думал что я бард. Конечно же мировоззрение влияют на опции в диалоге, однако сильно чаще наоборот - рассказывать какой ты хороший приходится намного чаще чем пользоваться. Отношение других персонажей почти никак с твоими взглядами не коррелирует, ибо они скорее сами выступают как компас этих мировоззрений так что совершенно нормально, что у меня были хорошие отношения со всей партией, включая хаотично-злого гоблина. А может это просто проблема системы алаймента в целом - хаотично-злой в контексте гоблина значит что он слишком тупой, чтобы понять, почему это или то - плохо, как и понять что такое закон. Ну как всегда крч - небольшой вспомогательный ярлык, не определяющий характер полностью - гоблин продемонстрировал чудеса верности, совершенно не создает проблем и не покидает даже LG Героя - не очень то он CE получается. Более разумные "злые" персонажи просто эгоисты, а хаотичные - более "маргинальные". Было бы конечно нагляднее, если бы некоторые из них после прохождения их ветки меняли мировоззрение - ибо есть почему, но этого не происходит.

Я кстати совершено точно не душнила - писать целый абзац про то как алайменты плохо работают

Последствия твоих выборов весьма далекоидущи. И речь не про финальную "А потом они..." в которой пишут кто да как после событий игры. Например выбор реплик уже с 3 главы может повлиять на концовку (правда ты еще сто раз споткнешься и на эту конкретную концовку не выйдешь). Выбор очереди выполнения сюжетных квестов тоже влияет на события, которые ты будешь переживать, но обычно в рамках одного квеста. Короче все как положено, не доебешься, хоть и концовок всего 3, одна из которых супер детерминирована и типа секретная, а вторая и третья сводится к "да/нет" в финальной арке.

Ах да - игра разделена на главы. Их всего 7 (ну или 9, точно не больше) и они представляют собой "нижний акведук" основного сюжета - сам так делаю - несколько конкретных проблем, решение которых приближает игрока к решению основной. Проблемы, как водится, игрок создал себе сам - на то он и авантюрист - вкупается в гонку за баронство, которое успешно получает в конце первой же главы. Следующие главы - проблемы этого самого баронства. То тролли нападают, то циклопы и каждый раз герой докапывается до причины и устраняет ее. И везде видит невидимую руку рынка сюжета внешнего вмешательства загадочного антагониста... (Которого кстати можно заромансить - это и есть секрет секретной концовки) Кроме решения основной проблемы главы есть куча дел, по которым надо метнуться кабанчиком в совершенно другой кусок карты. А можно еще просто позакрывать вопросики совать в каждую локацию свой нос, чтобы всосать ВЕСЬ контент - у меня вот не получилось из-за минусах о которых далее.

Я бы сказал что Pathfinder был бы идеальной игрой, будь он меньше, как бы это не было парадоксально, игрой. Но я не имею в виду кино или, прости Господи, ИНТЕРАКТИВНОЕ КИНО уровня Тяжелого Дождя, нет, я имею в виду "если бы разработчики меньше уделили геймплею". Потому что он... ну сосет.

Очевидно что есть главный класик-рпг геймплей - жрем дрожжи, ходим-бродим, ломаем лица всяким тварям и бандосам. Игра вроде бы использует НРИшный Pathfinder как основу ролевой системы, классы-хуясы, д20, вот это все. Но во-первых у боевки есть режимы - реалтайм и пошаговый. И ЭТО ДВЕ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ИГРЫ. Т.е. то, что работает в пошаговом не работает в рилтайм, который еще и прибыл прямиком из невервинтер найтс 2 или драгонаги. Т.е. он не рилтаймовый, а что-то где-то между. Можно прерывать действия и уходить, но атаки все равно "кастуются" раз в 6 секунд, даже если их, сука, 6. Спелы разумеется тоже, но так как противники перемещаются вместе с тобой фаерболы почти всегда летят в толпу с союзниками. Но зато это все еще быстрее. Потому что пошаговый НУ ООООООООЧЕНЬ МЕДЛЕННЫЙ. Персонаж словил паралич - тебе все еще придется смотреть как он пропускает ход. А учитывая любовь игры кидать в тебя ЕБАННЫЕ ТОЛПЫ то становится ЕЩЕ ДЛИННЕЕ. При этом нормальной тактикульности тоже нет, потому что она никак не обозначена. Ну т.е. есть командные навыки. Которые ты берешь каждому отдельному чару. Работает он сейчас или нет - загадка - его нет ни в бафах ни в логах (которые тут тоже душные). Поле на клетки не разбивается (как в Дивинити например) и следовательно дистанция для тебя всегда остается загадкой (эх сюда бы линеечку из Highfleet), так что быть уверенным в позиции и работе бафов не получается - враг может пройти между союзников, а пес твоего рейнджера наоборот застрять, хотя моделька вполне проходит. Часть этих проблем легко бы решилась, остановись разрабы на одном типе боя и отполировав его, как это сделали и драгонага и дивинити - драгонага 2 сделала анимации не такими очевидно пошаговыми и вроде как боевка стала более экшоновослешерной (хотя пауза для планирования все еще тут)(и за это хейта отхватила), а Диванити полностью ушла в клеточки и информативность. Но это только полбеды боевки.

Кроме бомжеубицевого геймплея есть другой, нестандартный. Управление королевством. И ТУТ СУКА ТА ЖЕ БОЛЕЗНЬ - НИКАКОЙ БЛЯДЬ ИНФОРМАТИВНОСТИ. Есть еще вторая общая проблема, но она слишком глобальна, чтобы не поныть отдельно. Управление королевством в свою очередь включает некий городострой и менеджер проблем/проектов. И так совпало, что градсимы я в целом тоже уважаю и люблю (ждем 6 декабря кстати). Менеджер проблем слишком простая, я бы сказал "боковая механика", но слишком уж эта сука влияет на развитие баронства. Ну и вот - опять нихуя никакой информации! Есть только суммарный результат города, который ты просто строишь по принципу максимальной синергии, ибо нихуя не понятно откуда рост, где у тебя потери (если вообще такое есть) и тд. Проектопроблемы из менеджера в свою очередь тоже влияют на параметры государства и тоже непонятно как, ибо я эти параметры вижу только в отдельном, сука, поле! И ЭТО ВСЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ГЕЙМПЛЕЙ К САМОЙ РПГ. Т.е. она слишком сложна, чтобы ей заниматься на похуях, не является основной, чтобы ты вообще не выходил из замка, но все равно требует дохуя твоего времени и внимания, ибо из-за нее можно проиграть! Проиграть! В РПГ!! ИЗЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ МЕХАНИКИ!!! Это еще осложняется, что управлять страной можно только с ее территории (фуру с порталами задержали на таможне и разгрузили только в последней главе), ограниченным числом советников (только если ты не собрал фул кастом партию чисто для менеджмента страны О ЧЕМ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ЗНАТЬ НА ПЕРВОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ), самые важные вопросы (включая сюжеты группы) ты можешь начать ТОЛЬКО ЖОПОЙ НА ТРОНЕ!!! Ну я понимаю условность, НО ВЕДЬ НА ТО У МЕНЯ И ЕСТЬ СОВЕТНИКИ, ЧТОБЫ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ. ПОЧЕМУ Я МОГУ НАНЯТЬ ГЕРОЯ НО НЕ МОГУ НАНЯТЬ МИНИСТРА ИЛИ РЕГЕНТА!? Конечно есть возможность поставить режим "автобарона", когда баронство само себя управляет, но "кадровый голод" это не решает. Напоминаю, речь все еще про "боковой" геймплей, который может тебе зафакапить прохождение и который во вопросе интереса, пользы и проработки все еще сделан на уровне менеджмента ордена из ЖопаЖопаВМонитор 2-4 (Assassin's Creed для все тех же не умеющий в фаргус). Да, есть затычки-костыли, типа "Бессмертного баронства" и автоматизации проектов, но я начинал играть в дефолт режиме, так что я сначала пострадал, а потом об этом узнал. И не будем забывать о...

СЛОМАНОМ НАХУЙ БАЛАНСЕ. А вот и та вторая большая проблема, которую я так старательно откладывал. Хотя сложно назвать баланс сломанным. Ведь его тут вообще нет. Ладно-ладно, первые глав 5 я даже думал что "сломал" игру, ибо все было просто, но потом баланс нас покинул, как в боевке, так и в менеджменте баронства, показав, что мне лишь везло. Модификаторы брони противников внезапно улетают за границы немыслимого, как и сложность проблем королевства. Все противники обмазаны невосприимчивостями к магии, контролю, небу и даже воле Аллаха. И при этом их д о х у я. И ЭТО ЕЩЕ НЕ МАГИ. Если во вражеской партии будет маг - можно в целом загружаться чтобы хотя бы попытаться за раунд сюрприза убить самых опасных противников, о расположении которых ты знаешь. Совсем в последних главах это немного купируется ибо ты таки покупаешь какой-никакой шмот на +8, но этого все еще может быть мало, потому что у игры пермаментный рак кубов и никакой матстат ей не указ. 3 раунда подряд промахиваться всеми атаками - до пожалуйста. Некоторые состояния почему-то просто вшаются на N раундов и ты просто скипаешь их, потому что спасбросков ты не дедаешь, а если и делаешь, то не проходишь. Увлекательный геймплей. Особенно мне нравится один из последних сюжетных энкаунтеров - Дикая охота, каждый юнит которой кидает паралич на 8, сука, раундов при не пройденной проверке. А юнитов больше 5. Вот как я теоретически могу пережить это и не сидеть 8 раундов в параличе? Да никак, блядь. И ЭТО Я НА ЛЕГКОМ ИГРАЮ.
С упавлением королевством хуйня такая же. Внезапно сложность событий становится 30-40, когда твой советник имеет модификатор в +8. Т.е. теоретически не выполнимо. Проблема в том, что он уже прокачан, прокачка же навыка управления занимает дохуя времени. Я столкнулся с ситуацией, что каждая сюжетно-связанная проблема снижала мне стабильность. Стабильность я не могу поднять, потому что советник тщетно пытался решить эту проблему (советник закрепленный за проблемой не может участвовать в др. проблемах или проектах, а повышение навыка - проект). Решить он ее не может из-за чего стабильность падает ниже нуля и я получаю уровень беспокойства в королевстве.
Если я получаю 4 таких - я ПРОИГРЫВАЮ. Советник по стабильности не может решить сразу несколько, а за период его обучения срабатывают несколько таких проблем и отправляют мое королевство на помойку. Крута. Проиграл 40 часовое прохождение из-за мини игры.

Ну это еще неплохо.... ТОЛЬКО ВОТ ЖРЕЦ МНЕ НУЖЕН ЧТОЮЫ ИССЛЕДОВАТЬ ПРОКЛЯТЬЯ.

Увидев, как игра меня ебет, не оставляя мне шансов на прохождение, я решил, что игра играет нечестно и тоже расчехлил читы. Это сильно испортило впечатление от игры, потому что постоянные альтабы и понимание собственного бессилия перед кокблоком игры сильно снижают к ней интерес, но я слишком хотел узнать сюжет. И знаете что. Возможно стоило сразу играть с читами. Сильно уж приятнее. Постоянный дроч не самой хорошей боевки в рандомных энкаунтерах и не самого интересного менеджмента с непроходимыми проблемами не сильно украшают игру. Хотя все еще обидно что пришлось почти полностью от них отказаться, чтобы таки пройти игру, а не перепроходить ее с начала (я и так первое прохождение за монаха дропнул, ибо, блет, я при макс ловкости на первом уровне не мог ни по кому попасть).

Ах да, чуть не забыл еще одну возможную причину такой херни. САМА СИСТЕМА. Вы же играли в ДнД? В какую редакцию? Если вы в НРИ недавно или ходите играть в клубы почилить, то скорее всего в 5е. О боги, как бы я хотел чтобы эта игра была по 5ке - при всем раке владельцев ДнД, и казуальности системы, она все еще самая сбалансированная в плане интересность\понятность. Тут же... ну пиздец какой-то. Вроде ПФ, но что-то маловато навыков. Мб что-то упрощенное, но у тебя все еще около 5 модификаторов на атаку в зависимости от оружия, владения, мастерства и тд. Владение на каждый ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД ОРУЖИЯ это что вообще такое??? Вот чем концептуально отличается махание прямым мечом от полуторного? Ну и прочие прелести. Я был бы не против суперузкой специализации, но в игре нет крафта, чтобы создавать снаряжение под выбранные навыки - вынуждает тебя либо использовать уже слабенький лук +2, ибо ты имеешь на нем +2 от навыков, но зачем, если я могу взять арбалет +4?. And list goes on... В Planescape такой хуйни не было, хотя боевка там тоже сосет.


Что по итогу-то? Да что-то хуй знает. С одной стороны - это хорошая интерактивная история, да еще и в популярном сеттинге, что полезно лично мне ибо я хочу по нему водит ролевки. Интересный сюжет, развитие персонажей, последствия решений - все это есть и сделано хорошо. Но вот вторая большая часть ролевой игры aka боевая система - сосет жопу. Поднимать уровни неудобно, учитывать факторы боя неудобно, управлять в пошаговом режиме сильно проще и эффективнее, но все еще сильно дольше, чем полуреалтайм, в котором твои союзники ведут себя супер тупо, бегая по алгоритму "атака - убил - переместился к ближайшему - повторить" и никаких настроек поведения я не обнаружил. Т.е. у кастеров все спелы мира, но они все равно идут просто воевать в рукопашку. Управление королевством тоже требует неоправданно много внимания и ничего при этом не приносит (ну кроме разве ремесленников, но они лишь иногда приносят полезное снаряжение), но является НЕОБХОДИМЫМ для прохождения. Сложность растет неравномерно - очень легко запороть прохождение просто недостаточно развившись. Еще игра очень любит вешать тебя на таймер. Но при этом исследования локаций происходят за, условно, секунду. Сделали бы "сквозное" время, а не которое завязано на путешествиях и отдыхах - кмк было бы лучше. Ну и получается что где-то полигры. Ну ладно, первые две трети все-таки играются непринужденно.

Получается 7 из 10, потому что я добрый. Но все еще пришлось читерить, чтобы это пройти (а может я оказуалился, но вы этого не докажете). Может однажды я перепройду ее как трули дрочила - найму сразу кастомную партию и буду ее гонять в качестве советников, чтобы быть уверенным в статах и наличии "решал". Но, к сожалению, не в этот раз.