November 22, 2020

Рогатый жаворонок! Лайфер!

Рогатый жаворонок, тундряной подвид (Eremophila aplestris flava)

Я уже давно убедился, что лайферы не попадаются случайно — они посылаются птичьим богом за усердие. Мне было лень сегодня вставать утром и ехать на квадрат, который я исследую в рамках проекта Атласа гнездящихся видов Московской области. Ноябрь, мгла, фотографий нормальных не сделаешь, из птиц остались только самые скучные, да и те уже много раз мною отмечены. Более того, даже за зимующими видами ехать нет большого смысла — формально их надо регистрировать только с 1 декабря. Но все-таки я поехал и был вознагражден.

Я собираю данные на двух соседних квадратах Одинцовского района — 37UCB3_13 и 37UCB3_14. Недавно переписывался с Ольгой Викторовной Волцит, координатором Атласа, и она посоветовала мне не брать новых квадратов, а сосредоточиться на этих двух — пока я их не доведу до отметки в 100 зарегстрированных видов. Так что я поехал на 13-й квадрат и ради первого наблюдения мне пришлось остановиться прямо на шоссе: над полем кружил какой-то хищник. Кружил и зависал. «Канюк» — подумал я. «Ну, в каком-то смысле» — подумал зимняк (Buteo lagopus), которого еще называют мохноногим канюком. Вообще зимняка с обыкновенным канюком перепутать иногда очень просто, особенно если канюк светлой морфы. Но тут был другой случай: сразу бросилось в глаза, насколько же зимняк крупнее. Потом я внимательнее рассмотрел в бинокль все остальные признаки: в частности, очень контрастный хвост — светлые рулевые перья с темными концами, которые образуют четкий кант. И очень светлые крылья с пятном на сгибе. Потом появился второй зимняк. Фотки чудовищные, извините, было далеко и темно, но для определения их вполне хватает.

Напомню, зимняк — зимующий вид Московской области: то есть здесь не гнездится (предпочитает тундру), а только зимует. Обыкновенные канюки, в свою очередь, улетают от нас на зиму в действительно теплые края.

После встречи с зимняком я уже был страшно доволен, хотя ничего особенно удивительного в такой встрече нет. Потом я поехал на точку, которую очень оценил еще весной — это горная система из навозных куч и земляных холмов посреди поля, между холмами попадаются большие лужи, а их склоны покрыты всякими кустарниками и тростниками.

В марте мне тут попались первые той весной полевые жаворонки (Alauda arvensis), а сегодня — рогатые (Eremophila aplestris). Определил я их сразу, даже в книжку не полез — все-таки такую птичку ни с кем не перепутаешь. Мне попалась стайка из трех птиц — они с короткими писками перелетали с одной горки на другую и усаживались в снег, прямо как куропатки. Периодические начинали что-то из-под снега выковыривать. Рогов ни у кого не было, потому что это их весенний наряд. Но я все равно было совершенно счастлив — 239-й вид в моем списке.

Черная щечка не соединена с черным воротником, как у подвида E. a,. penicillata (горный рогатый жаворонок), так что будем считать его подвидом E. a. flava (тундряным).
Вот так они сидели вдвоем и втроем, и я вно не страдали от холода

Рогатый жаворонок (Eremophila aplestris), как и зимняк, любит гнездиться в тундрах. В Московской области встречается редко: не возьмусь сказать, зимует он здесь или попадается только на пролете. Надо будет спросить у кого-нибудь: сведений в открытых источниках я пока не нашел. Вот карта регистраций в базе ru-birds за последние 10 лет:

Правда, в базе наблюдение рогатого жаворонка не отметили как редкое — не знаю, с чем это связано. Может быть, зимой они не так уж и редко встречаются? Надо будет поузнавать. В чеклисте региона никаких про статус вида ничего не сказано. Не успел я возблагодарить небеса за рогатого жаворонка, как заметил в небе стаю из пяти лебедей — как выяснилось чуть позже, лебедей-кликунов. И вот это точно официальная редкость для Московской области, хотя в Лотошине встречаются регулярно, насколько я могу судить по базе.

Вид легко определяется по форме и цвету клюва — перепутать можно разве чт с малым лебедем

Потом я поехал на 14-й квадрат, а именно к себе на дачу. Погулял там чуть-чуть, зарегистрировал московок и других синиц, а потом поехал домой. Доволен выездом, только очередной раз подумал, что мне безумно не хватает знаний позывок — сегодня над полем постоянно летали стайки мелких птиц, а я не мог их определить по голосу. Разглядеть их в бинокль, а уж тем более нормально сфотографировать при таком освещении почти невозможно. Надо учить.

Сегодняшние карточки наблюдений:

37UCB3_13, зимняк

37UCB3_13, рогатый жаворонок, лебедь-кликун и другие

37UCB3_14, всякие синички