May 23, 2021

Топ-10 наблюдений из нашей поездки в Виноградовскую пойму

Ника Самоцкая пригласила меня поехать в Виноградовскую пойму вместе с группой, которая сейчас под ее чутким руководством проходит курс Bird ID. Спасибо Нике, студентам и преподавателям курса — это была невероятная поездка.

У меня нет сил ничего толком писать, так что расскажу тольк самое главное. Мы наблюдали за птицами около 11 часов, прошли порядка 20 километров — из них где-то, думаю, пару по колено в воде. Точное число видов сейчас не скажу, но их было не меньше 70-ти. В этой поездке у меня 3 полноценных лайфера — такого со мной давно не было. Но и кроме лайферов было несколько наблюдений, которые ощущались немного как лайферы. Увы, фотографии в основном плохие, а кое-кого я сфоткать и вовсе не успел. Буду компенсировать скриншотами из определителя.

Вот мой топ-10:

10. Ходулочник (Himantopus himantopus)

Безусловно, самое редкое наблюдение дня, ходулочник, оказался только на 10-м месте моего топа по простой причине: я его не видел. Его заметил и сфотографировал Сергей Симонов (правда, совсем мельком), который позже нашел и другую птицу из этого списка. Ходулочник для меня не лайфер: я их видел в Италии. Но здорово, что теперь их можно встретить и в Московской области — недавно одного видели в Сергиево-Посадском районе.

9. Погоныш (Porzana porzana)

Увы, погонышей мы только слышали — увидеть их очень сложно. Но и услышать приятно. Погоныш из тех птиц, у которых имя помогает запомнить голос: он кричит, как будто погонщик машет кнутом.

Однажды я ждал документов на границе России с Эстонией когда-то в ночи, услышал погоныша и зарегистрировал его прямо на нейтральной территории.

8. Вертишейка (Jynx torquilla)

Вертишейку я в этом году и видел, и слышал, но сфотографировать ее мне удалось всего второй раз в жизни. Так что спасибо Нике, что заметила ее в кустах и показала.

7. Черная крачка (Chlidonias niger)

На этой стремной фотографии видна важная черта черной крачки, которая, среди прочих, позволяет отличить ее от похожей белокрылой (Chlidonias leucopterus). Все просто и логично — у черной крачки испод крыла белый, а у белокрылой — черный (наполовину).

Черных крачек я видел много раз — в том числе недавно на квадрате Атласа возле Тарусы (расскажу об этой поездке позже).

6. Белокрылая крачка (Chlidonias leucopterus). Лайфер!

Когда белокрылая чайка сидит, видно, что крылья сверху у нее и правда белые. У болотной — сероватые.

Видите крачку черного цвета и сомневаетесь — черная она или белокрылая — смотрите на испод крыла: у белокрылой там черно.

Белокрылая крачка — мой лайфер. Удивительно, но я осознал это только придя домой и изучив список. Дело в том, что недавно я очень внимательно изучал их в определителе, чтобы помочь коллеге по Атласу с определением черной крачки, и, видимо, решил, что я когда-то давно их уже видел в Латвии. Но на самом деле в Латвии я видел белощеких крачек (Chlidonias hybrida). Их признаки я тоже освежил в памяти и, как выяснилось, не зря. Белокрылых сегодня насмотрелся как следует: их были сотни. Сейчас они кормят птенцов, так что иногда летали над нашими головами низко и с угрозой.

5. Белощекая крачка (Chlidonias hybrida)

Белощекая крачка, в отличие от белокрылой, для меня не лайфер, так что, по-хорошему, их нужно поменять местами в моем топе. Но так было проще рассказывать о том, чем они отличаются между собой и с черной, так что ничего страшного. Тем более, что белощеких крачек я видел совсем давно, мельком и по наводке орнитолога, который был рядом. А здесь я заметил белощеких крачек сам: просто столько смотрел и слышал белокрылых, что сразу обратил внимание, что какие-то крачки кричат как-то иначе. Посмотрел — белощекие. Не зря штудировал определитель. Для Московской области они очень редкие и сегодня нам попадались всего пару раз — и по паре птиц.

4. Поручейник (Tringa stagnatilis)

Преданные читатели «Северного глупыша» помнят, как летом я гонялся по Сааремаа за поручейником, пытаясь доказать самому себе, что это не большой улит (Tringa nebularia), и я могу внести его в свой лайфлист. Тогда я справился с помощью кошмарной фотографии летящего поручейника, на которой, тем не менее, был виден тонкий прямой клюв и торчащие из-под хвоста лапы. Теперь я вдоволь нагляделся на поручейников и даже прилично одного сфотографировал. А вот картинка из определителя: у большого улита (сверху) лапы во время полета только чуть-чуть показываются из-под хвоста, а клюв массивный и чуть задран кверху. Поручейник ниже.

3. Дупель (Gallinago media). Лайфер!

С дупелем вышло немного странно. Мы с Никой и Сергеем в электричке обсуждали, кому каких лайферов не хватает из тех, кого можно увидеть в Московской области. И Ника спросила, видел ли я дупеля. Я признался, что не видел. Через несколько часов мы шли через луг и кто-то случайно спугнул из-под ног птицу. Я сразу решил, что это бекас и весьма равнодушно проследил, как он улетает. Но Ника объяснила, что это был дупель — он намного крупнее похожих друг на друга бекаса, вальдшнепа и гаршнепа. Получилось, что я смотрел на дупеля, но не понимал в тот момент, что это дупель, так что эффект от лайфера был немного смазан. Но теперь-то я буду смотреть за бекасами внимательнее.

2.Мородунка (Xenus cinereus)

В том же разговоре в электричке Ника пожаловалась, что только слышала мородунку, но никогда не видела. А я похвастался, что видел — в самом начале нашего с Тишей увлечения нам показали мородунок, которые остановились на берегу моря в Латвии — на границе с Эстонией. И уже ближе к концу нашей прогулки Сергей заметил мородунку — из-за коряги торчал чей-то задранный кверху клюв. По части задранности клюва мородунка уступает разве что шилоклювке.

1. Золотистая щурка (Merops apiaster)

Даже по таким фотографиям легко понять, что золотистая щурка — невероятная птица. В Московской области они гнездятся, но только в некоторых районах, и не в Виноградовской пойме  — так что было неожиданно их встретить. Настолько, что я чуть не заорал. Мы их встретили в самом начале прогулки — на проводах над дорогой к пойме. Первым их определил все тот же Сергей. Вернее, мы сначала увидели одну, потом вторую. И вот это был совершенно полноценный лайфер, очень долгожданный и очень приятный. Удивительно, что вот такую совершенно тропическую птицу можно встретить в Подмосковье.

Вот приятные встречи, которые не попали в топ: малые чайки, черношейные поганки, бекас на высоченной опоре ЛЭП (странное для него место), травники, белые цапли, выпь (на слух), чибисята. Чеклисты выложу, как только будут готовы.

И еще, конечно, было очень приятно встретиться с кучей приятных людей.