Страхи и тревоги
July 18, 2018

Практическая психотерапия (#002)

На одной из консультаций с пациенткой, которая ходит ко мне на терапию уже не один месяц, я услышал такую фразу: «Вокруг ни одного нормального мужика».

Буквально недавно она рассталась со своим мужем, и на момент нашей встречи находилась на стадии дележки совместно нажитого имущества. Инициатором расставания была она, поэтому злости и недовольства в терапии было достаточно. Она прекрасно справлялась с разводом и даже получала удовольствие от жизни в одиночестве.

«Что может быть лучше жизни без мужа?» «Делаю, что хочу!», - хвалилась она.

Я искренне радовался за нее, потому что знаю, что такое быть предоставленным самому себе.

Периодически женщина соскальзывала в тему отношений с мужчинами, где места для представителей мужского пола не оставляла совсем, считая всех «слабаками». Тем самым, она отвергала свою мужскую часть. И делала это потому, что имела негативный опыт общения с пьющим отцом.

Его не было в живых, но при воспоминании о нем, она начинала плакать. Не смотря на то, что он много пил, она рассказывала о нем с восхищением и даже с какой-то гордостью. В этом совершенно не находилось места для злости, которая могла бы помочь разделять болезненное от здорового.

В отношениях с другими мужчинами женщина сначала привязывалась к ним, не обращая внимания на их недостатки, а потом проваливалась в ненависть и недоверие к ним. В такие моменты она занимала другую, противоположную любви позицию, где мужчины становились заклятыми врагами. Женщина постоянно находила повод для отвержения, как будто специально. При этом, ее потребность в мужской заботе и внимании меньше не становилась.

В какой-то момент я начинал злиться на то, что она всем раздавала оценки. Я даже ждал, что она и в мой адрес что-нибудь выкинет. Но женщина, как специально, не заводила тему наших с ней отношений. Она, как будто, игнорировала мое присутствие.

Я задавал себе вопросы: «Какую роль я играю в жизни этой женщины? Кто я для нее? Зачем она мне рассказывает все это?» Эти вопросы не давали мне покоя. В моменте мне показалось, что она что-то ищет через наше с ней взаимодействие.

Я спросил у нее: «Чего ты от меня ждешь, когда делишься своим негодованием в отношении мужчин?». Она задумалась и долгое время не отвечала.

С этого момента все ее мужчины перестали быть «козлами». Она впервые проявила любопытство и рискнула взять на себя ответственность за те расставания, которые были в ее жизни. Оказалось, что кроме ненависти в ее душе жили другие переживания, которые она не допускала в свое сознание. Были приятные воспоминания, связанные с заботой, теплом и любовью, по которым женщина тосковала. Вместе с этим она переставала испытывать токсическую злость, принимая все то, что накопилось тяжким грузом в результате развода. Женщина плакала о том хорошем, что осталось позади.

Эта встреча стала началом нового периода в жизни пациентки. Она стала больше обращать внимание на свои эмоции. Поняла, что кроме негативных эмоций есть еще другие, которые помогают быстрее простить и освободить место для новых отношений.

Осознавайте! Берегите себя!