Страхи и тревоги
July 18, 2018

Практическая психотерапия (#001)

На прием пришла пациентка с жалобами на не проходящую тревогу. Врач-психиатр ей поставил тревожное расстройство, и она без особых улучшений длительное время продолжала принимать антидепрессанты.

Было заметно, как она старалась оставить о себе хорошее впечатление. Рассказывала о том, чего она добилась в профессиональной области, в семейных отношениях. Хвалилась тем, какой у нее умный и покладистый сын. В общем, не к чему было придраться. Я ничего не имею против такого поведения, особенно на первых встречах с незнакомыми людьми. Как говориться: «Встречаем по одежке..»

В какой-то момент мне стало скучно все это слушать, и я спросил: «Как обстоят отношения с вашими близкими?»

Ответ не заставил долго себя ждать: «Все в порядке! С мужем мы не ругаемся. С мамой стараюсь меньше контактировать, потому что не могу слушать ее нравоучения. Она все время советует мне, как правильно жить.»

На работе у нее тоже было все замечательно: «Со всеми у меня хорошие отношения. Мне нравится моя работа!»

Я поймал себя на мысли, что начинаю испытывать раздражение. Правда пока не понимал, в чем дело.

В моей работе важно видеть, что происходит в наших отношениях с пациентом, как бы, со стороны. Наступил как раз такой момент, где я спросил у самого себя: «Что такого делает женщина, что я начал злиться?»

И тут я понял! Она совершенно не хотела брать на себя ответственность за собственную жизнь. А тревога была следствием такого поведения. Обратившись ко мне за помощью, она совершенно не просила о ней, пытаясь убедить меня в том, что проблем нет.

Мой вопрос оказал на нее сильное впечатление и заставил погрузиться в раздумья. Ведь до этого она все время была на высоте и отвечала на вопросы сразу, как «отличница».

«Тогда почему Вы пришли ко мне, если все у вас в порядке?»

После длительной паузы последовал ответ: «Я совсем отчаялась. Мне ничего не помогает! Мне нужна помощь!»

Теперь я слышал не ту, идеальную отличницу, а ее, настоящую, которая способна прислушиваться к себе, чувствовать и быть откровенной. Дальше, наша совместная работа стала более продуктивной. На самом деле, она давно хотела высказать маме свое недовольство тем, что она постоянно контролирует и пытается оказывать влияние на ее семейную жизнь. А так как мать осталась одна после смерти отца, то ничего не остается, как ее беречь. «Вдруг, и она не выдержит?»

Таких примеров в жизни женщины было очень много: и на работе, и в семье.

Однажды, на одной из наших встреч она выразила недовольство моей излишней настойчивостью в том, что она чувствует. Это стало большим прорывом в терапии и началом избавления от тревоги.

Осознавайте и берегите себя!