July 5, 2022

Первый старт в триатлоне. Из теории в практику.

Меня зовут Алсу и я очень горжусь, что сделала свой первый триатлон! Несмотря на все трудности в подготовке, мне удалось грамотно разложиться по дистанции и показать достойный результат. Психологи говорят, что нужно фиксировать свои маленькие победы, иначе наш мозг не придаст этому ценность, а значит мы не сможем присвоить эту победу себе. Я пишу, чтобы присвоить ценность своей победы.

Будет нечестно, если скажу, что прошла этот триатлон с нуля. Я тренер по бегу и триатлону (второе мне всегда было сложно говорить/ писать, т к я никогда не проходила дистанцию триатлона). Триатлон для меня всегда был лишь теорией, пропущенной через практику моих спортсменов. В эти выходные я лично на своей практике ощутила все прелести этой дисциплины!

Свой первый, а спустя пару часов сразу второй, триатлон я сделала на 99% головой!

Первая в группе! На первом старте ⭐️

Как так вышло, что первый старт и сразу супер микс (это две дистанции триатлона за один день)? Если коротко - осенью мой ученик, который теперь у меня не тренируется, вручил мне слот на эту дистанцию (то что он не тренируется у меня никак не связано с моим участием, а могло бы 🤣)

Мой спортсмен Миша, благодаря которому я стала тратлетом. Тоже хочу такую фоточку🤣


Лукавить не буду - у меня было время подготовиться. Но за неделю до старта я была не то чтобы в хорошей физической форме, а космически далека от своих привычных беговых кондиций, про плавание и вело молчу 🙈


Мне захотелось понять, что меня вытащило на такой неплохой уровень! Я проанализировала это на бумаге, а теперь делюсь с вами. Если интересно, то дальше анализ моей подготовки (спойлер - её не было) и опыт прохождения первого триатлона!

"какая результативность" - такое сообщение мне прислала ученица вместе с этим скрином. Она, кстати, давно выступает и помогла мне настроиться на старт!

Подготовка

В сентябре 2021 я узнала о своём участии в триатлоне. На тот момент я не бегала 4 месяца из-за травмы ахилла.
Судя по Strava бегать я начала легонько в октябре (около 10 пробежек).

К декабрю уже удалось полностью войти в тренировочный режим.

А в феврале я сильно переболела (судя по всему, ковидом), только отошла от болезни, как нагрянула война (что, конечно, не сравниться ни с каким ковидом). Желание тренироваться резко покинуло меня, а вместе с ним ушли мои силы и иммунитет.

Всю весну я пыталась вылезти из апатии, усталости, бессонницы и не проходящих ангин.

Но все же продолжала при этом всем наборе как-то двигаться. В мае я сдалась и две недели вообще не тренировалась, ни одной пробежки. В конце мая сделала операцию на горло, прочистила пазухи (ооо, это отдельная история, как стоматолог обнаружил корень моих сопливых зол). И стала потихоньку втягиваться. Первые две недели июня мягко вкатилась ( ~ 20 км в неделю), пришла, наконец, в себя. И тут я осознала, что мне осталось 3!!! недели до триатлонного старта 😱

Главное, красивая экипировка. А подготовка - это так, приятное дополнение 🤣👌

С бегом всё понятно! А что по остальным видам?

Плавание

Плавать я старалась всегда. Все мои спортсмены - даже те, кто не занимается триатлоном, а только бегает, периодически ходят в бассейн. Вода здорово восстанавливает и как-будто снимает всю ударную беговую нагрузку.

Не скрою, плавала я наскоками. То три раза в неделю, то три в месяц. Больше всего плавала, когда не бегала (логично).

Чуть позже расскажу о 3 тренерах, благодаря которым, я совершенно по-другому стала чувствовать себя в воде. Сейчас сосредоточимся на этом старте и посмотрим сколько тренировок было сделано.

Именно, к плавательному этапу в Завидово меня готовил Василий. У нас случился match. Я, наконец, осознала про баланс на воде и работу ног.

Мы провели 4 технические тренировки в воде. Ещё самостоятельно я сплавала столько же. 2 из них были с моей ученицей, которая выступала на 1/4 и они были жесткими🥲 и парочку раз я поплавала самостоятельно в спокойном темпе. За несколько дней до старта решила поплавать в гидрике в бассейне, как хорошо, что его отменили, т к в нем у меня получалось хуже 🙈 В открытой воде не плавала ни разу!

До чего же красивый выход из воды. И нет, мне совсем не жмут очки 🤣

Велосипед

Здесь всё совсем плохо. Друг одолжил мне свой шоссейный велосипед в мае, но в этом месяце, как вы уже знаете - у меня был перерыв от тренировок.

Благодаря моей спортсменке Оле , которая готовилась к 1/4 мне удалось накатать хоть какой-то объём. Вместе мы с ней покатались около 3 раз, протяжённостью около ~ 1.5 ч за тренировку.

Но без тренера не обошлось! Я всем очень рекомендую обращаться к специалистам в своей сфере. Так, вы за более короткий срок достигнете поставленной цели. За велоэтап в Завидово отвечал Константин. Тренер сразу мне дал понять, что нет смысла качать мощь, пока я не умею попросту управлять велосипедом. Он мне показал основы на 2 индивидуальных тренировках, а на 1 групповой чуть приоткрыл завесу групповой езды. Итого, около 6 неспешных велопрогулок.

На дистанции 1/4 уже было не просто!

Настрой на гонку

Состояние весной описывать не буду. Думаю, многие пребывали в похожих кондициях.
Весь июнь я много работала и мало спала. Меня расстраивало отсутствие системы в моих тренировках. Как же здорово, что я пообщалась с Пашей Адышкиным (победитель Московского Полумарафона, наш разговор можно почитать тут ), который сказал мне одну простую мысль. Она полностью ободрила меня и именно этой стратегии я решила придерживаться ближайший месяц.

из интервью с Пашей Адышкиным

Я бегала с работы на работу, бегала лёгкие тренировки с учениками и просто соглашалась на любые предложения (например, покататься с моей ученицей или сходить с ней в бассейн). Понимала, что для меня сейчас это оптимальный вариант. Я не давила себя интервальными тренировками. Просто двигалась от места к месту, без периодизации и системы.

За неделю до старта, я понимала, что не успею сделать ничего сверхъестественного в тренировках и лучшим решением будет просто выспаться! "Ха-ха" - подумал кто-то сверху и текущая неделя выдалась самой ужасной с точки зрения сна!

За день до гонки

Мы поехали дружной компанией, с которыми когда-то тренировались вместе. Ребята хорошо проявили себя в студенческом полиатлоне и решили покорить модный триатлон😁

Ребята, с которыми мы провели эти незабываемые 2 дня

Всю субботу я им капала на мозги, что мне нужно поспать! Я понимала, что меня может спасти только хороший сон в ночь перед гонкой! И всё получилось!!

Спасибо огромное Гале, которая ушла ужинать к ребятам, оставив меня в полной тишине и темноте. Я не услышала, как она вернулась, а проснулась за 20 мин до выхода, лишь потому что Галя меня разбудила (я не слышала, как она встала, так мило, что она не хотела меня будить, но хорошо, что всё же сделала это🤣).
Мы остановились в Клину (пол часа до старта), но с отелем нам очень повезло. Там было тихо, спокойно и просторно.

За 20 мин я быстро покидала вещи в сумку, а в себя закинула пару ложек овсянки, запаренной с вечера.

С Галей мы знакомы вот уже 10!!! лет, бегали у одного тренера и всё ещё продолжаем это делать 🙈

Старт номер один

Мы приехали достаточно впритык, я не ощущала волнения, а лишь счастье, что поспала. Я выспалась и готова была покорять этот мир 🤣

Было странное чувство. С одной стороны, я не знала что ожидать от этого старта, от себя и как проходить. С другой, я как-будто всё это знала и чувствовала себя на своём месте.

Первый старт был вместе с девочками, которые выступали на 1/8. Нас было много, но плавание прошло достаточно комфортно, без толкотни.

Больше всего я волновалась за своё ориентирование на открытой воде. Но Миша (тот кто подарил мне это участие) быстро рассказал мне перед стартом, как и куда нужно плыть. Мне это сильно помогло, я не испытывала никаких проблем!

Я не знала, в каком темпе проплыла, но судя по всему не последняя и это меня радовало.

Позже, посмотрев на темп ( ~ 2.08 мин/ 100м), я немного расстроилась. Но не сильно, ведь это было моё лучшее плавание на открытой воде😂

В транзитке я знала, что делать. За пару дней мне подробно объяснила всё Лена, которая имеет большой опыт в прохождении триатлона. Она поделилась даже своими собственными лайфхаками, отправив мне подробную видеоинструкцию. Именно по ней я и сделала свои транзитки.

Я почти не ездила в группе и даже не надеялась на то, что мне удастся с кем-то поработать. Но буквально через пару метров мне повстречалась Света, благодаря которой я узнала основы групповой езды, а также поняла, что ни хрена не могу крутить в её темпе первой 🤣 Она тоже это быстро поняла и просто мне сказала: - "Сиди спокойно и не рыпайся!" Ну я и не рыпалась почти всю дистанцию, а лишь под конец быстро переключилась в группу девушек, проезжающих мимо нас!

Знакомьтесь - это Света! И с ней мы приехали бОльшую часть дистанции на 1/8 триатлона

На беге всё было замечательно, если не брать в расчёт первый км. Я никогда не ощущала то, что было с моими ногами после 20 км велосипеда. Это было жёстко. Но потом я включилась и в комфортном темпе прошла дистанцию в 5 км. Раздавала пятюни, подбадривала других участников, а на финише даже улыбалась

Финиш после первой дистанции. Оставлю для сравнения 🤣

Старт номер два

Наверное, стоило начать с того, что я не собиралась проходить две дистанции за один день, понимая уровень текущей формы. Но я "прошляпила", когда ещё можно было поменять дистанцию. А в случае выполнения только одной из двух дисциплин в категории Supermix меня бы ожидал - DNF. Я к этому была готова, ведь моя задача была - просто пройти дистанцию триатлона, время было не важно. Я решила, что пройду 1/4, т к две мои ученицы и бывший ученик 🤣 были заявлены на эту же дистанцию.

Но! в пятницу на велотреке один мальчик посеял в мою голову зерно, которое успело прорости к утру субботы. Он сказал мне, чтобы участвовать в 1/4 мне нужно пройти 1/8, иначе не допустят. Предложил мне сделать очень легко, как зарядку. Не знаю, действительно, это было так, но я почему-то поверила ему на слово 😂

В субботу, перед отъездом, в кофейне мне попалась книга, в которой была следующей фраза:

"Самое ничтожное воплощение, ценнее величайшего намерения!"


И тогда я поняла, что сделаю две дистанции в любом случае. Я помню, как осенью фантазировала, что побегу по 4 мин/км на десятке и из 4 мин/км на пятёрке в рамках триатлона. Намеревалась к тому времени набрать такую форму, что темп 4 мин/км не будет составлять для меня труда. Но этого не произошло. Осознала, почему я так не хотела участвовать, хотела всех удивить своим родным видом, а за месяц понимала, что мой чистый бег далёк даже от бега триатлеток. Мне не хотелось чувствовать себя ничтожной!

А эта книга, вернее цитата (я успела прочитать лишь одну страницу), разрешила мне это ничтожное воплощение! Я сбросила все ожидания с себя и разрешила себе опозориться. А на деле - превзошла все свои ожидания!

Выходя на первый старт, я знала что сделаю второй. Об этом знал лишь тот мальчик, который мне это и предложил (или не знал 🤣 может он меня троллил, об этом я узнаю позже). Не хотела, чтобы волновались ребята за меня, зная в какой я форме. И не хотела привлекать на этой почве к себе внимание. Лишь Миша (всё тот же добрый человек, что подарил мне слот🤣) заявил мне, не дав отдышится на финише, что должна сделать второй старт. Ну я и сделала 🤣

Почему я написала, что сделала этот старт головой?

Потому что разрешила себе сделать его плохо, при этом сумела мобилизовать остатки своих сил после первого старта!

С помощью нехитрых техник саморегуляции за пол часа я смогла восстановить силы, как после крепкого 8-ми часового сна!

Выходя на старт 1/4, я ощущала невероятную бодрость, даже бОльшую, чем перед первым стартом на дистанцию вдвое короче. Подходя к воде, уже знала, что проплыву как минимум также, что и вышло (темп ~ 2.07 мин/ 100м)

Говоря, что этот старт прошла головой, я не лукавлю. Но пару хитростей со своим умом провернула.

Мои тренировки последнее время длились не больше часа, а где-то даже сильно меньше. И не понимала, как пройду две дистанции за один день протяжённостью ~ 1.5 и 3 часа соответственно. Мой организм был не готов к таким нагрузкам. Но он был готов к активностям в таком временном диапазоне. Я сказала себе следующее:

"Представь, что ты проводишь утром тренировку, протяжённостью полтора часа, потом отдыхаешь, а потом у тебя мастер-класс длинною 2.5 ч"

Эти действия для меня были привычны. Я работала в интенсивном режиме больше месяца. У меня были дни, когда я могла говорить/показывать/бегать непрерывно больше 3 часов. Этот разговор сам с собой меня успокоил!

Да! В таком подходе нет специфичности. А мы знаем, чем специфичнее нагрузка, тем быстрее и легче проходят соревнования.

Но это был мой обман и он сработал 😉

Про второй старт не хочется ничего подробно расписывать. Скажу лишь, второй бег был сильным испытанием. Я не верила, что смогу завершить дистанцию в 10 км с начальным темпом. Этот бег сдвинул какой-то порог во мне (пока не поняла в какую сторону🤣) Выражаясь словами Василия (тренера по плаванию) - вторым стартом я пробила никотиновую пробку 🤪

Ниже сравнение моих результатов и как вишенка на торте - моё финишное фото.

Выдыхай, Алсу! Всё закончилось 💚

1/8 от полной дистанции

1/4 от полной дистанции

В завершении хочу сказать, что забираю свои слова обратно про следующие ярлыки, что триатлон - это про красивую экипировку, отсутсвие конкуренции, плохо делать три вида вместо одного.

Триатлон - это красивые люди, дисциплина и подготовленность тела по всем фронтам!

Таких красивых, хрупких и одновременно сильных девчонок я не встречала ни на одном старте! Я так рада, что старт и драфтинг были отдельно для девушек. Мне удалось прочувствовать истинную женскую конкуренцию, когда помогая другим, ты выигрываешь сам!

И первую, и вторую гонку я в основном ехала с одной девушкой. Имя девушки, что помогала мне на 1/4 я не запомнила 🥲

Это был крутой опыт! Я поняла, что мне сильно не хватает подготовки во всех трёх видах, но пока не готова делать акцент на своих тренировках. На данном этапе, в приоритете тренерская деятельность. Когда-нибудь я научусь сочетать эти две похожие, но такие разные роли, где в роли тренера - ты должен быть заботливым и чутким, а как спортсмен должен думать только о себе и своём самочувствии!

Но однозначно, мы ещё погоняемся😉

Этот старт привил ещё больше любви к этому виду спорта, разделив всё что было до этого - на "бег + немного триатлона" и "бег в рамках триатлона" 🏊🏼🚴🏼🏃🏽

Ещё немного меня и призёров в возрастной категории "30-34"


Спасибо всем, кто дочитал 🤗