June 20, 2023

Мудрость марафона — что тебя зажигает? (отрывок из книги Мары Ямаучи)  

Готовитесь пробежать марафон в сентябре? Для вдохновения и мотивации рекомендуем прочитать книгу Мары Ямаучи «Мудрость марафона». Это первая книга элитной спортсменки, сборник из 42,195 (количество километров в марафоне) крупиц мудрости, которые Мара усвоила за всю свою беговую жизнь — ребенком, спортсменом мирового класса, а теперь и бегуном “на пенсии”.

By @ucaslexander on Unsplash

В книге вы найдете разбор вопросов, важных не только для беговой карьеры, но и для обычной жизни: от постановки целей и преодоления неудач до того, как извлечь максимум пользы из плохой ситуации и отпраздновать успех, когда он все-таки наступит. Эти идеи универсальны и актуальны для бегунов всех уровней. В журнале World Athletics опубликовали отрывок из книги, первую главу «Что тебя зажигает».

Что тебя зажигает?

Когда я была маленькой и росла в Найроби в Кении, я любила играть на улице. Бегала вверх и вниз по крутой дороге, ведущей к нашему дому и придумывала всевозможные приключения в саду. Круглогодичный тропический теплый климат позволял проводить много времени на свежем воздухе. Я выросла, любя спорт и занимаясь спортом. По выходным и во время каникул родители брали нас с сестрой на сафари, на побережье Индийского океана, или на одно из захватывающих приключений под африканским солнцем и безбрежным небом.

Перенесемся в 1984 год. Моя семья переехала в Оксфорд. Мне было тогда 11 лет, я помню, как смотрела по телевизору Олимпийские игры в Лос-Анджелесе и была очарована и впечатлена той спортивной феерией, которая проходила на другом конце света. Огромный стадион, блеск и гламур, спортсмены, выкладывающиеся по полной... Я провела много часов, наблюдая за всем этим по телевизору.

Как ни странно, тогда я не особенно интересовалась женским марафоном, который с таким трудом дебютировал на Олимпийских играх. Вместо этого все мое внимание было направлено на лучших спортсменов-десятиборцев и на моего кумира Дейли Томпсона. Я тоже мечтала стать спортсменом-универсалом.

Я так волновалась перед финальным забегом на 1500 метров, что заснула перед телевизором. Мама разбудила меня посреди ночи, чтобы сказать, что золото выиграл Дейли. После того, как Олимпиада закончилась, я снова и снова пересматривала главные моменты, которые транслировала Би-Би-Си с пометкой «Золото балета Шпандау». После просмотра этих Игр я решила, что хочу стать первоклассным спортсменом, побеждающим на соревнованиях во всем мире. В 11 лет я понятия не имела, как я собираюсь это сделать, но с того лета я открыла для себя то, что действительно зажгло меня — мечту стать чемпионом в спорте.

Быть вне себя от волнения — одна из прелестей и чудес детства. Многие дети хотят быть похожими на своих кумиров — привлекательных героев, которых видят. То лето, когда я смотрела Олимпиаду по телевизору, дало мне огромное и мощное желание сделать что-то особенное в своей жизни. Это желание никогда не покидало меня и всегда давало четкую цель, к которой нужно стремиться.

Между летом 1984 года и 17 августа 2008 года, когда я наконец вышла на старт своего первого олимпийского марафона в Пекине, прошло 24 года. Четверть века! Можно сказать, что это был не очень мотивирующий или захватывающий сон, поскольку мне потребовалось так много времени, чтобы воплотить его в жизнь. Но это было не простое путешествие. По пути я отвлекалась на другие занятия, чтобы заработать себе на жизнь. Но мечта была настолько сильной, что поддерживала меня в течение стольких лет и не дала уйти с этой дороги и разочароваться.

Из этого жгучего желания, зародившегося много лет назад, я поняла, что любовь к чему-то чрезвычайно ценна и стоит того, чтобы на нее потратить время. Мечта, которая действительно вдохновляет вас, позволяет справится с трудностями и даёт мотивирующую цель, на которой сосредотачивается и идёшь вперёд. Любовь к своему делу захлёстывает так, что вы не в силах это контролировать. И даже если вы сейчас занимаетесь чем-то другим, вы все равно придёте к своей мечте, ведь у вас есть понимание, к чему вы стремитесь.

Почему я так долго не могла реализовать свою детскую мечту? Большинство спортсменов мирового уровня становятся профессионалами сразу после или во время обучения на дневном отделении и уходят “на пенсию” в юном возрасте. У меня было по-другому. Когда я закончила университет, то хотела стать профессиональным спортсменом, но была недостаточно быстрая, чтобы зарабатывать этим на жизнь. Мои родители советовали мне найти «правильную работу». Как и у многих студентов, у меня не было денег, поэтому, оставив очную форму обучения, я пошла работать. Я подала заявку на участие в программе найма выпускников британской государственной службы Fast Stream и стала дипломатом в Министерстве иностранных дел. Это тоже было захватывающим приключением. Я путешествовала по местам, где никогда не была, выучила японский и имела возможность работать над важными вопросами.

Когда моя служба в Токио подошла к концу, я вернулась домой. Мне было 29 лет, и я решила, что если мне суждено осуществить свою детскую мечту, то это нужно сделать сейчас или никогда. Следующие три года я провела, усердно работая и тренируясь, и, наконец, стала полноценной спортсменкой в ​​2006 году в возрасте 33 лет.

Когда я финишировала шестой в женском марафоне на Олимпийских играх 2008 года в Пекине, мне было 35 лет — это был лучший результат среди британок в олимпийском марафоне. В этом же возрасте я установила свой личный рекорд 2:23:12 на Лондонском марафоне 2009 года.

Это был долгий путь со взлетами и падениями, переходами по касательной и отдалениями от своей мечты. Но на протяжении всей этой четверти века мне всегда было ясно, какова моя цель и кем я хочу быть.

Спорт нравится не всем. Не тратьте большую часть своей жизни на достижение одной четкой цели. Я не утверждаю, что это единственный способ прожить жизнь, но это мой опыт. Я желаю, чтобы вы увидели, как можно идти к амбициозной цели и достигать её. У всех нас есть таланты и способности того или иного рода, будь то спорт, музыка или что-то еще.

Наличие мечты, глобальной цели обеспечивает мотивацию, направление и смысл. Это может занять время, но заниматься любимым делом — это обогащающее и изменяющее жизнь путешествие.

Смотрите также:

10 лучших фильмов о беге и бегунах

Как изменился бег: наблюдения легендарного ультрамарафонца Дина Карназеса

Что почитать: новые книги о беге