Моя история
July 27, 2022

Маленькое путешествие с детьми и внучкой по землям, на которых жили наши деды.

Уже писал я раньше о своих поездках в эти места ("Земля, на которой жили мои предки. Родниковский район Ивановской области" (https://teletype.in/@apfound/388990.html), "Моя "малая родина" -- Плёс" (https://teletype.in/@apfound/389480.html), "Места, с которыми связана моя жизнь. Ч.1. Город Плёс и село Ногино" (https://teletype.in/@apfound/10557.html) Сейчас новизна впечатлений была связана с возможностью показать места жизни предков моим потомкам (детям и внучке) и немного приобщить их к тому, что обозначается понятием "малая родина". Речь идёт о землях современной Ивановской области, откуда пошли и где нашли упокоение многие мои предки, как со стороны отца, так и со стороны матери. Центральным пунктом пересечения двух родственных сторон стал город Плёс, в котором провела своё детство моя мама, где родился мой брат, а совсем рядом и отец, где похоронены оба моих деда и обе бабушки.

Наш маршрут был построен таким образом, чтобы увидеть максимальное количество знаковых для нашего рода мест, а заодно и пообщаться с теми родственниками и близкими людьми, которые продолжают жить в этих местах, и с большинством из которых мы были знакомы до сих пор только по переписке. Началось общение с роднёй с города Иваново, в котором живут родственники как со стороны мамы, так и отца. Первую ночь мы провели дома у моего троюродного брата с маминой стороны фантастически гостеприимного Владимира Витальевича Ларина, с которым виделись в последний раз примерно 45 лет назад. Несмотря на столь долгую разлуку, встреча была максимально тёплой и дружественной. Нам было о чём поговорить и о чём вспомнить.

Следующей остановкой стало село Сосновец Родниковского района Ивановской области, где жили мои прадед и прабабка с маминой стороны и где появилась на свет моя бабушка Анна Витальевна Корнилова (Обедиентова), три её сестры (Зоя, Вера и Глафира) и 2 брата (Владимир и Николай). Прадедушка Виталий Николаевич Обедиентов (1870-1938 гг.) был дьяконом местной церкви Рождества Христова 1858 г. постройки. Церковь сохранилась и отремонтирована. В ней проходят службы.

Внутреннее убранство Рождественского храма.

Три замечательных преподавательницы Сосновской воскресной школы. С одной из них - Мариной Викторовной Зиминой (той, что справа) у нас ещё 4 года назад установилась добрая и почти родственная связь по переписке, которая в этот раз превратилась в реальную дружбу.

Храм-часовня Святителя Алексея, митрополита Московского на местном кладбище

Могила прадеда Виталия Николаевича и одной из его дочерей Зои Витальевны Лариной рядом с часовней.

В 9 км от Сосновца расположено более крупное село Парское, бывшее в прошлом известным центром торговли и текстильной промышленности, и в котором многократно бывали по самым разным поводам наши родственники из Сосновца. Туда не заехать мы не могли. Главная достопримечательность Парского - храмовый комплекс, состоящий из церкви Вознесения Господня (1863 г. - на фото) и церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1773-1785 гг.).

Далее наш путь лежал в село Филисово, близ которого родилась моя мама. В Филисове сохранилась церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1807 г.).

Развалины Батыева - усадьбы графа И.И. Воронцова, в которой в 20-е годы прошлого века располагалась Филисовская школа, в помещении которой тогда жили работавшие в ней учителя, среди которых были и мои бабушка и дедушка, и где на свет 1 сентября 1926 г. появилась моя мама.

Следующим пунктом нашего родственного турне стало село Ногино, находящееся в нескольких километрах от Плёса. Здесь жили и похоронены мой дед Никита Александрович Петров и бабушка Евстолия Александровна Петрова (Колычёва). Здесь родился мой отец, два его брата (Александр и Константин), с которыми мне повезло в своё время познакомиться и пообщаться, и рано умершая сестра.

На месте старинного дома Петровых сейчас его новые хозяева (дачники из Иванова) построили свой небольшой домик, который уже ничем не напоминает об относительно недавней истории семейства Петровых. Но, хотя бы, то место, где этот дом стоял, дети смогли увидеть.

Могилы бабушки и деда на заброшенном местном кладбище разыскать не удалось, к сожалению. Они были утеряны уже давно, насколько я знаю. Зато мы постояли у могил среднего брата отца и его супруги, которые прожили большую часть жизни в Ногине.

Зарастающий канал Волга-Уводь рядом с Ногинским кладбищем.

Ну а дальше у нас была долгожданная новая встреча с Плёсом. Как же я люблю этот славный маленький городок, где дышится полной грудью, где сердце замирает от бескрайних просторов и где слово "родина" ощущается для меня в наибольшей степени!

Памятник основателю Плёса Василию Тёмному и собор Успения Пресвятой Богородицы (1699 г.) на Соборной горе.

Вид с горы Левитана на Соборную гору и заречную часть города.

Церковь Воскресения Христова (1700 г.) из села Билюкова, перевезённая на место сгоревшей аналогичной церкви Петра и Павла.

Памятник Ф.И. Шаляпину - одному из самых известных плёсских дачников, установленный пару лет назад на городской набережной.

В этом доме, расположенном на улице, названной в честь моего двоюродного дяди Михаила Корнилова (лётчик, герой Советского Союза) когда-то жила в съёмной комнате семья моей мамы, а в этот раз у нынешней хозяйки (прямого потомка тогдашних владельцев дома) ночевали мой сын и его девушка Ульяна.

Могилы дедушки Михаила Фёдоровича Корнилова, бабушки Анны Витальевны Корниловой (Обедиентовой) и умершего в детском возрасте маминого младшего брата Лёвушки.

В Плёсе удалось познакомиться и пообщаться с ещё одним троюродным братом (на этот раз со стороны маминого отца), которого также, как и деда и двоюродного дядю зовут Михаил Корнилов (он - слева). Рядом с ним его сын Владимир Корнилов, я, дочь, внучка и сын.

В Иванове удалось увидеть незнакомую мне ранее фотографию, сделанную, судя по всему, в самом конце 30-х годов ХХ в. Девочка с косичками справа - это мама, над ней стоит бабушкина младшая сестра Глафира Витальевна, а сидят (слева направо) бабушкин брат Николай Витальевич, дедушка Михаил Фёдорович, за ним - бабушка Анна Витальевна, прабабушка Таисия Васильевна и ещё одна бабушкина сестра Вера Витальевна. Все остальные - тоже ближайшие родственники (стоящий слева мальчик - отец Владимира Ларина Виталий Петрович Ларин, у которого мы гостили в Иванове, со своей сестрой Тамарой, а женщина с двумя девочками справа - жена Николая Витальевича Обедиентова Анна и их дочери Алла и Людмила).