Моя история
March 7, 2023

Здания, в которых прошла моя жизнь.

Этот пост вызревал в моей голове довольно длительное время. В какой-то момент подумалось, что было бы неплохо сфотографировать все те здания, в которых протекала моя жизнь в различные её периоды. Понятно, что абсолютно все места, в которых я провёл хотя бы сутки, собрать вместе уже невозможно (да и не нужно), но вот отобрать те локации, где прошло от полугода жизни и более (то есть, довольно длительное время), оказалось реальным.

Итак, начнём с самого начала. Я появился на свет в городе Томске в роддоме №1, расположенном в самом центре города на пр. Ленина, 65. Произошло это знаменательное событие 30 мая 1958 г. Вновь посетить это место мне удалось только через 50 лет. Перед зданием появился вот такой забавный памятник под названием "Младенец в капусте", рядом с которым я и был запечатлён добрым прохожим в 2009 г.

Почему это произошло именно в Томске, где у моих родителей не было никаких корней? Дело в том, что именно в этот славный сибирский город был распределён после окончания аспирантуры юридического факультета МГУ и защиты кандидатской диссертации мой отец, за которым последовала естественным образом его семья.

Здание родильного дома со стороны пр. Ленина.

Первые годы жизни (1958-1961) прошли у меня в общежитии Томского университета, где у нашей замечательной семьи, состоявшей из мамы, папы, брата Миши и меня, была своя отдельная большая комната. При этом общага оставалась общагой со всеми своими проблемными точками, включавшими наличие мест общего пользования исключительно в концах длинных общежитских коридоров.

В 1961 г. мы, наконец-то, получили от государства отдельную двухкомнатную квартиру в новой пятиэтажной хрущёвке по адресу ул. Тверская, 105.

Фото отца с другом и соседом Юрием Семёновичем Завьяловым на балконе нашей тогдашней квартиры. 1962 г.

Жизнь в отдельной собственной квартире, однако, оказалась непродолжительной. Мой старший брат Миша вскоре заболел странной болезнью (как потом вспоминала мама, он кашлял 60 раз в минуту), которую томские медицинские светила лечить не брались, посоветовав сменить климат. Пришлось отказаться не только от квартиры, но и распродать большое количество книг и других полезных вещей. Было два варианта переезда - Свердловск (нынешний Екатеринбург) и столица Молдавской ССР г. Кишинёв. Отец съездил в оба места и выбрал Кишинёв. Его покорили здешний климат и наличие молодого виноградного вина (называвшегося муст), которое тогда можно было отведать прямо на улице из бочек, подобных квасным.

Надо сказать, что кашель у Миши прошёл практически сразу после пересечения на поезде Уральского хребта и больше не возвращался.

По дороге из Сибири в Молдавию невозможно было объехать Москву, в которой в тот момент жила младшая сестра моей бабушки Глафира Витальевна Обедиентова - основательница нашей географической династии. Она жила вот в этом доме по адресу: ул. Нагорная, 52 (сейчас 28 К1).

Надо сказать, что это единственный дом, упомянутый в нынешнем повествовании, в котором я подолгу не жил, но он сыграл, тем не менее, значительную роль в моей жизни. Здесь я проводил время довольно часто в детстве и в юности, приезжая погостить в Москву, а позднее, уже живя в столице, частенько захаживал к жившему в нём брату и его семье.

Но, после остановки в Москве наш путь завершился в Кишинёве, где отец сразу же был принят на работу в качестве декана вновь образованного юридического факультета местного университета. И мы опять поселились в общаге (вновь в большой комнате), по адресу ул. Бендерская, 2, корп.4 (сейчас Chișinău, strada Tighina, 2/4), где благополучно провели осень, зиму и весну 1963/1964 г.

Адрес общаги мне запомнился, благодаря незамысловатому стихотворению, которое написал к моему 6-летию старший брат:

"В доме два на улице Бендерской

На втором весёлом этаже

С папой, мамой и братишкой вместе

Жил мальчишка с именем Андрей.

У него игрушек была куча,

Книжек было много у него,

И Мишутка был, он - самый лучший,

Тот, что под подушкой у него".

Примечание: упомянутый Мишутка - это не брат (хотя он тоже Миша), а любимый игрушечный медвежонок.

Но уже следующим летом отец, оказавшийся в тот момент в рядах советской номенклатуры, получил для нашей семьи отдельную трёхкомнатную квартиру в новом городском микрорайоне Рышкановка (сейчас sectorul Rîșcani) по адресу: ул. Димитрова, 4 (сейчас strada Kiev 4/1).

Собственно говоря, в этом доме и прошли мои детство и отрочество. Из этого дома я ходил в подготовительную группу детского сада, а потом 10 лет в находившуюся неподалёку среднюю школу №33.

В этом доме (и в этой квартире) жили и умерли мои мама и папа. Сейчас там живут чужие люди. Но некоторые фотографии интерьеров сохранились, к счастью. Это - наша гостиная с выходом на маленький балкон.

А это - уголок родительской комнаты с маминым туалетным столиком (обе фотографии 1997 г.).

Я успел свозить в этот дом своих детей и внучку. Одна из последних общих фотографий с мамой. 2011 г. Четыре поколения Петровых (Дербасовых).

В 1975 г. я закончил с золотой медалью школу. Поступать решил на географический факультет МГУ, который в своё время закончила мама и который находился (и до сих пор находится) на 17-22 этажах главного университетского здания. Поступил.

И вновь началась привычная общажная жизнь. Сначала это был филиал Дома студента МГУ на Ломоносовском проспекте, состоявший из нескольких типовых хрущовских пятиэтажек Первый курс (1975/1976 г.) прошёл в так называемом ФДС-6 (в шестом корпусе). Жили мы в комнате впятером, что было, мягко говоря, не сильно комфортно.

А второй и третий курсы (1976/1978 гг.) в ФДС-1 (уже вчетвером в комнате).

На старших курсах комфортность жизни резко усилилась. Мы поселились в самом главном здании МГУ (зона Г), где жили уже в блоках, состоявших из двух комнат, в каждой из которых размещалось всего по два человека, что хорошо видно на фотографии.

В 1979 г. (на моём пятом курсе) свезло попасть на 6-месячную стажировку в Софийский университет им. К. Охридского (СУ "Климент Охридски"), где общежитие оказалось гораздо более современным, просторным и удобным, чем в МГУ. Его официальное местоположение - квартал Дървеница - Студентски град "Христо Ботев" (фото было сделано по моей просьбе однокурсницей Олей Трапезниковой в феврале 2023 г.).

После свадьбы, состоявшейся в апреле 1980 г., первым общим с супругой местом жизни стала квартира её родителей на ул. Кастанаевская.

Сейчас в этой квартире живёт наш сын.

Зиму 1981/1982 г. мы провели в съёмной комнате в Тёплом Стане. Точный адрес в памяти не отложился, но это точно был один из подобных 9-этажных домов.

В сентябре 1982 г. родилась дочь. Нам дали комнату в коммуналке в хрущовке на ул. Герасима Курина, 8 с вреднющей соседкой бабой Паней, сильно портившей и так непростую жизнь. Кстати, нашу первую общую кошку, отличавшуюся злобным мстительным характером, мы назвали именно Паней. Что-то было между ними общее!

Ну, а в 1984 г. мы вступили в жилищный кооператив и приобрели собственную трёхкомнатную квартиру на ул. Кунцевская вот в этом доме.

Здесь более или менее счастливо мы прожили 19 лет. Здесь прошло детство моих детей. Очень много разных воспоминаний связано с этим домом.

В 1991 г. мне (тогда уже молодому кандидату географических наук) повезло съездить на полугодовую стажировку в Варшавский университет. Жил я там в общежитии, предназначенном для аспирантов и стажёров, в районе Лазенки по адресу: Ul. Belwederska, 26/30, Warszawa. Фото было сделано моим коллегой А.А. Аллахвердовым в 2015 г.

Ну, а последние 20 лет я живу вот в этом доме вместе с моей дочерью, зятем и внучкой.