Моя история
December 8, 2023

Юбилей Веры Павловны Чижовой.

Да, в это абсолютно невозможно поверить, но восьмого декабря Вере Павловне действительно исполняется 80 лет, и она этого не скрывает и не боится об этом говорить. Удивительнейший человек, с которым меня свела судьба, и который продолжает оставаться моим другом и учителем уже без малого 50 лет, не теряя бодрости духа и любви к жизни, и всю мою взрослую сознательную жизнь являясь для меня жизненным ориентиром. Человек, которого любят и уважают очень и очень многие люди, связанные с географической наукой, охраной природы и заповедными территориями. Человек, который, несмотря на возрастные цифры, продолжает активную жизнь, периодически выезжая в командировки и экспедиции, читая лекции на географическом факультете МГУ и проектируя экологические тропы в самых разных уголках страны.

Но самой главной ипостасью Веры Павловны для меня и многих моих сверстников является её роль в качестве основательницы и неизменного руководителя и куратора Группы охраны природы географического факультета МГУ - студенческой дружины, ставшей для нас настоящей школой жизни.

Вот такой была Вера Павловна, когда мы с ней познакомились. В поезде Москва-Свердловск в январе 1977 г. Студенческая экспедиция в будущий природный парк "Оленьи Ручьи", ставшая первой настоящей полевой экспедицией в моей жизни

А сколько нами с ней вместе было пройдено дорог! Даже сейчас от воспоминаний дух захватывает. Совместные экспедиции в самых разных концах бывшего СССР от Приморья до Фанских гор и от Подкаменной Тунгуски до Архангельской тайги, природоохранные конференции (в частности, многолетние Московско-Эстонские школы молодых учёных по охране природы, проводившиеся совместно с Тартуским университетом). многочисленные поездки в свободное от учёбы и работы время...

В Киргизии. 1977 г.

С двумя Андреями (Петровым и Жоровым) перед входом в ГЗ МГУ.

Экспедиции и конференции, в которых мне удалось поучаствовать благодаря Вере Павловне, во многом определили мою дальнейшую жизнь и судьбу, так или иначе оказавшихся связанными с особо охраняемыми природными территориями.

В 70-е годы в СССР стали появляться первые национальные парки, пионерами в создании которых стали балтийские республики. И одной из первых наших совместных не экспедиционных поездок стало посещение трёх балтийских парков, как эталонов будущего процесса их организации в других местах страны. На фото мы в латвийском национальном парке "Гауя".

В конце 80-х и начале 90-х годов наконец-то появилась возможность посмотреть мир за пределами закрытого коммунистического лагеря. И в 1990 г. мы с Верой Павловной впервые оказались вместе за железным занавесом. Это была тогдашняя Западная Германия (город Эрланген).

А позднее Вера Павловна побывала и во многих других странах мира, в том числе в Австралии и Канаде.

Эта же чудесная фотография была сделана в национальном парке "Алания". Вот как пишет об её истории сама Вера Павловна: "Мы с директором Маратом Гатциевым и его детьми поднимались на высокую гору Кубус, и рядом с тропой я увидела такую вот "рамку для фото". И попросила сына Марата попозировать мне из неё. Но он (как настоящий мужчина - ему было 6 лет) предложил мне самой туда залезть. Было очень жарко, и поэтому, когда я туда залезла и ощутила лужу холодной воды под животом, я так обрадовалась, никому не сказала, но это живо отразилось на моей улыбке из-под коряги".

С внуком Сашей.

Мы успели познакомить друг друга с нашими мамами до того, как те покинули этот мир. ВП с моей мамой на даче в Переделкино. Середина 90-х.

К приходу гостей заботливая хозяйка обычно печёт вкусные пироги.

Улыбка, достойная кисти Леонардо. Почти Джокондовская.

На юбилейной встрече, посвящённой 40-летию ГОПа. Это мы - её ученики и дети. И уверен, что все мы желаем нашей любимой Вере Павловне крепкого здоровья и ещё долгих лет активной творческой жизни!