Проповедник и его проповеди
May 17, 2021

Часть 1. Характеристики проповедника

https://t.me/bible_preacher

Библия ясно учит тому, что посредством Божьего слова, направляемого Божьим Духом, грешные души пробуждаются к осознанию своей вины, необходимости полагаться на заместительную жертву Христа, принесенную ради них, начинают уповать на Него, как на своего Спасителя, и исповедовать Его Господом.

Это, как правило, хотя и не всегда, достигается через устное изложение Благой вести христианином. Человек, провозглашающий Благую весть, называется «проповедником», а изложение Благой вести – «проповедью Благой вести». (Рим. 10:14; 2Кор. 10:14; сравнить с 1Кор. 1:17)

Мы не можем оторвать проповедника от его проповедования. В действительности человек является тем, что он говорит, проповедник – тем, что он провозглашает; докладчик – тем, что он преподносит. Именно человек, стоящий за посланием, определяет его вес, так как в этом, как и во всем остальном, качество важнее количества.

Именно это имел в виду Павел, когда писал Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16). Эмерсон однажды заметил: «Твоя сущность настолько громко говорит о тебе окружающим, что заглушает твои собственные слова!». У школы «Стоуни Брук» есть замечательный лозунг: «Репутация важнее карьеры». И, возможно самое лучшее, определение проповедованию дал Генри Уорд Бичер, сказавший, что это – «истина, переданная через индивидуальность».

Павел писал верующим в Фессалониках, которых он привел к Христу: «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими» (1Фес. 2:3-10). Наш Господь, когда фарисеи спросили Его: «Кто же Ты?», ответил: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25). Другими словами, Христос сказал: «Я есть то, что я говорил». Он был живым воплощением Своего вероучения. До того, как Слово было проповедано в Нагорной Проповеди, Он демонстрировал его Своей жизнью, в течение тридцати лет Своей безвестности в Назарете. Таким образом, Своей жизнью Он продемонстрировал то, что исповедовал Своими устами.

Принимая во внимание все вышесказанное, давайте зададим себе вопрос: «Какими характеристиками должен обладать проповедник?». Давайте уделим немного времени рассмотрению условий, которым должен отвечать тот, кто хочет проповедовать или преподавать Божье Слово.


I. ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ РОЖДЕН СВЫШЕ (Ин. 3:3-7)

1. Возможность самообмана.

Для многих заявление о том, что проповедник должен быть рожден свыше, может показаться очевидным. Однако, фактом остается то, что буквально сотни проповедников никогда не испытывали возрождающей силы Божьего Духа. Они и понятия не имеют о том, что значит быть спасенным благодатью Бога, через личную веру во Христа. Сам Божий Сын торжественно заявил одному из самых религиозных, нравственных и искренних людей своего времени: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Для таких, не рожденных свыше, служителей проповедование – это всего лишь профессия или средство существования. Они рассматривают его так же, как медицину, юриспруденцию, бухгалтерию, преподавание, бизнес, армию, флот или государственную гражданскую службу. Они имеют «богословское образование», «посвящены в духовный сан», «выполняют священные указания», «приступили к служению» и присвоили себе звание «преподобного», но, в то же время, они не были рождены свыше. Следовательно они – заблудшие и виновные грешники, мертвые в своих преступлениях и грехах, и обреченные на вечную тьму! Это – ужасная трагедия! Во многих случаях эти люди по своей природе грамотны, нравственны, религиозны, образованы, красноречивы и обладают привлекательными личными качествами, в то же время они находятся в полной духовной тьме и абсолютном неведении относительно Божьего замысла спасения.

Др. Томас Чалмерс, один из самых известных шотландских проповедников прошлого столетия, признался, что около десяти лет проповедовал, не будучи рожденным свыше. Проповедник по имени Хаслем, современник Билли Брея, Корнуоллского шахтера, был спасен стоя за кафедрой во время своей проповеди! В недавнем прошлом молодой проповедник пожаловался в пастырскую ассоциацию своего города относительно вывески, которую он увидел на палатке, где проходили Евангельские служения. Он с негодованием протестовал против пропаганды ереси, которая, согласно вывеске, гласила: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Он обратился в пастырскую ассоциацию с просьбой принять официальные меры против тех, кто пропагандировал это «богохульное учение»! Один пожилой проповедник, истинный христианин, встал и проинформировал молодого священника, к его собственному стыду, о том, что он жалуется не на проповедников, служащих в этой палатке, а на Божье слово, так как слова на вывеске являются прямой цитатой из Библии! (Рим. 4:5). Мюррей МакЧейни однажды сказал, что самое печальное зрелище на земле – это когда ты наблюдаешь, как мертвый проповедник проповедует мертвым грешникам живое Слово живого Бога!

2. Описание подобных, «не более чем профессоров».

Христос сравнивал Иудейских вождей Своего времени со «слепыми вождями слепых» (Мф. 15:14). В Псалме 49:16 мы читаем: «Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои?». Петр называет лжепророков своего времени «безводными источниками». Они выглядят привлекательно для уставшего и изможденного путника, но не способны утолить его жажду. (2Петр. 2:17). Бог заявляет: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2:14). Из бесед с возвратившимися солдатами-христианами видно, что спасенные капелланы-евангелисты были скорее исключением, чем правилом.

3. Необходимость личной уверенности проповедника в своем спасении.

Каждый, кто хочет проповедовать Божье Слово другим, должен быть уверен в том, что сам он испытал рождение свыше. Он должен быть в состоянии честно засвидетельствовать: «Вот, Бог – мое спасение: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение!» (Ис. 12:2). Павел мог сказать: «Я веровал, и потому говорил», а затем уверенно добавить: «И мы веруем, потому и говорим» (2Кор. 4:13). Он мог сказать о своих соратниках по благовествованию: «Которых имена – в книге жизни» (Фил. 4:3, ссылка – Лк. 10:20; Откр. 20:15).

Мы могли бы с пользой перефразировать слова известного гимна:

Прислушайтесь учителя
и проповедники внимайте слову,
Которое Христос сказал,
И повторяет снова;

Посланием из вас пусть каждый дышит,
О том, что «Должно вам родиться свыше!»

Только в том случае, если проповедник в своем сердце, основываясь на Божьем Слове, полностью уверен в том, что он «облагодатствован в Возлюбленном», и «получил оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе», он сможет, с полной уверенностью и силой, призвать своих слушателей «примириться с Богом» (Еф. 1:6; Рим. 3:24; 2Кор. 5:20).

Последнее, что мы читаем об апостоле Павле – это то, как он «проповедует Царствие Божие и учит о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:31). Уверенность и убежденность проповедника в своем собственном спасении передается аудитории, и передает ей уверенность в его реальности. Человек, который смиренно, но открыто может сказать: «Я знаю в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день», может быть уверен в том, что аудитория ощутит его уверенность в Спасителе и спасении, которое он обрел (2 Тим. 1:12).


II. ОН ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ГОСПОДА ИИСУСА

1. Любовь Христа должна быть всеобъемлющим мотивом его служения.

Павел писал: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:14-15). Проповедовать по долгу службы конечно необходимо, но недостаточно. Проповедь будет стоить чего-то только в том случае, если её движущей силой будет любовь Христа. Отсюда и обязательное наличие искренней преданности Христу.

Выражение «любовь Христова» встречается в Библии три раза. В Еф. 3:19 о ней говорится, как о чем-то, что мы должны узнавать все больше и больше. Другими словами, она должна быть главным предметом нашего изучения. Во 2Кор. 5:14-15 она описана, как неотъемлемый и всеобъемлющий мотив всего нашего жертвенного служения Ему. В Рим. 8:35-39 она описана, как нечто, отчего нас не сможет отделить никакая сила, видимая или невидимая. Следовательно, среди всех превратностей жизни, она становится поддерживающей силой верующего.

1. Пример Христа.

Сын Божий провозгласил: «Но чтобы мир знал, как Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14:31). Задолго до Своего воплощения Он сказал устами Давида: «Жертвы и приношения Ты не восхотел... Тогда я сказал: вот иду; в свитке книжном написано о мне; я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:7-9, сравнить Евр. 10:5-10).

Любовь Христа к Своему Отцу привела Его на землю в добровольном подчинении Его воле и слову. Эта всеобъемлющая любовь провела Его по всему пути, до самого Гефсиманского сада, где Он молился: «не Моя воля, но Твоя да будет». Она привела Его на Гаввафу, где «Он подставил Свою спину под удары плетей и Свою щеку тем, кто вырывал волосы». Она же побудила Его пойти и на Голгофу, где Он добровольно позволил Богу «возложить на Себя все наши беззакония». В одиночестве, на том кресте, Он испытал на Себе осуждение Святого Бога за наши грехи и умер, чтобы обеспечить для нас вечное искупление (Лк. 22:42, Иса. 50:6; 53:6). Господь не просит Своих людей делать то, чего Он не сделал Сам. Во всеобъемлющей любви, как и во всем остальном, Он является высшим Образцом для верующего. См. 1Петр. 2:21.

2. Преданность Своим ученикам.

Эта всеобъемлющая любовь Христа также была подчеркнута нашим Господом после Его воскресения, когда Он назначал Петра ответственным. На берегу Галилейского озера, у горы рыбы, которая была поймана чудесным образом, наш Господь сказал Петру: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Несомненно, Он имел в виду рыб). Обратите внимание на то, как ответил Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». После этого признания в любви, Господь сказал ему: «Паси агнцев Моих». Этот вопрос был повторён еще два раза, как бы для того, чтобы подчеркнуть чрезвычайную необходимость наличия этой любви к Христу, как энергии, побуждающей к служению для Него и ради Него. (Ин. 21:1-19).

Похоже, Петр хорошо усвоил этот урок, потому что в своем послании он пишет: «Христа... Которого, не видев, любите, и Которого, доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1Петр. 1:7-8). Иоанн, будучи в Духе, заявил: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19). Павел восторгался благословенным фактом того, что «любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).

Понимая, насколько необходима любовь к Христу для проповедования о Христе, каждый верующий должен повторять следующую молитву:

Больше любви к Тебе, о Христос, Больше любви;
Услышь молитву, преклонившего колени;
моя горячая мольба – больше любви к Тебе,
о Христос, больше любви к Тебе!


III. ОН ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ДУШИ

1. Можно любить проповедовать, но не любить тех, кому проповедуешь.

Адвокат может достичь высокого профессионализма, но при этом он не обязательно должен любить своих клиентов. Доктор может добиться больших успехов, не любя своих пациентов. Бизнесмен может забраться на вершину процветания без любви к своим потребителям. Однако проповедник никогда не станет истинным работником Христа без глубокого чувства к заблудшим душам, которым он проповедует Благую весть о Божьей благодати.

Это волнующее переживание, когда ты ощущаешь способность владеть аудиторией при помощи своего красноречия, и оно легко может превратиться в ловушку, если у вас не будет любви к душам. Один проповедник сказал доктору Бонару: «Я люблю проповедовать». Доктор спросил: «А людей, которым проповедуешь, ты любишь?». Проповедование приносит проповеднику определенную известность, в которой таится привлекательность для плоти. Любовь к публичным выступлениям, к свету рампы на сцене, к похвалам людей и популярности, уничтожила многих проповедников. Их сердца, «возгордились», и они «подпали в осуждение с дьяволом» (1Тим. 3:6).

Эта история из современного журнала послужит иллюстрацией угрозы этого неуловимого искушения, которому может подвергнуться каждый проповедник. Она названа «Сон работника».

Я сидел в кресле, изнуренный своей работой. Мой труд был тяжелым и продолжительным. Многие искали Христа, и многие нашли Его. Что до меня, то я наслаждался своей работой. Мои братья были едины. Мои проповеди и увещевания оказывали очевидное влияние на слушателей. В моей церкви было полно народу.

Уставший от работы я, вскоре, оказался в полузабытьи.

Вдруг в комнату без приглашения вошел незнакомый человек. У него в руках были какие-то приспособления, химикаты и принадлежности, которые придавали ему довольно странный вид.

Незнакомец подошел ко мне и, протянув руку, спросил: «Как ваше усердие?» Я полагал, что он поинтересуется моим здоровьем, однако, его последние слова мне тоже понравились, потому что мне самому нравилось мое усердие, и, несомненно, незнакомец улыбнулся бы, если бы знал его масштабы.

Вдруг я представил это усердие в виде материального предмета и, протянув руку себе за пазуху, достал его и показал незнакомцу.

Он взял его и, положив на свои весы, аккуратно взвесил. Я услышал, как он произнес: «Сто килограммов!». Я с трудом сдерживал возглас величайшего удовлетворения, однако, поймал на себе его серьезный взгляд, когда он записывал вес, и заметил, что он пока не сделал никакого окончательного вывода, а наоборот, продолжал свое исследование. Он расщепил эту массу на атомы, поместил их в свой тигель, а тигель – в огонь. Когда масса расплавилась, он извлек её и остудил. Она застыла и, окаменев, проявила несколько слоев или пластов, которые, при ударе молотком, распались и были тщательно исследованы и взвешены незнакомцем, постоянно делавшим в ходе процесса какие-то записи.

Закончив работу, он показал мне свои записи, взглянув на меня с печалью и состраданием, и, не сказав ничего, кроме «Да спасет тебя Господь!», покинул комнату.

В записях было следующее: Анализ рвения Юния, претендента на Венец Славы

Общий вес – 100 кг.

Анализ показал, что от общего веса в % соотношении выходит такой состав:

Предубеждение – 10%
Личные амбиции – 23%
Любовь к похвалам – 19%
Гордость вероисповедания – 15 %
Гордость за свой талант – 14 %
Любовь к власти – 12 %
Любовь к Богу – 4 %
Любовь к людям – 3 %

В сухом остатке выходит итого: 93% – "Дерево, сено и солома...” 7% – "Золота, серебра и драгоценных камней"

Меня насторожила специфическая манера незнакомца, а особенно его прощальный взгляд и слова; но когда я посмотрел на цифры, мое сердце больно сжалось.

Я попытался в уме подвергнуть сомнению точность документа. Однако громкий вздох незнакомца (задержавшегося в холле) вернул мне откровенность. Я воскликнул: «Господи, спаси меня!», и упал на колени у своего кресла, уставившись на лист бумаги в моей руке. Вдруг, лист превратился в зеркало, и я увидел в нем отражение своего сердца. Документ был правдивым! ...Я видел это, чувствовал это, признавал это, сожалел об этом, и слезно умолял Бога спасти меня от самого себя. Затем, с громким воплем страдания, я проснулся.

Когда-то я молился о том, чтобы спастись от ада, однако, молитва о спасении от самого себя теперь была неизмеримо более пылкой и горестной. Я не успокоился до тех пор, пока не осудил, не исповедал, не отвернулся от этого позора и не познал Его возрождающую благодать.

Когда мой тяжелый труд пилигрима приблизится к концу, я, на небесах, у ног Божественного Алхимика, упаду на колени и благословлю Его за откровения того дня».

Давайте не будем дожидаться того момента, когда Судилище Христа будет анализировать наше усердие. «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 3:9-15, Рим. 14:10,1 Кор. 11:31). Библейское предписание гласит: «Каждый да испытывает [или тщательно исследует] свое дело» (Гал. 6:4).

2. Обратите внимание на страдание Христа по душам.

Земная жизнь нашего Господа Иисуса Христа, как «Раба Иеговы», также является образцом для проповедника в том, что значит любить души. Его благодатное, заботливое и нежное сострадание очевидно во всех четырех Евангелиях, содержащих краткое описание Его служения. Будет полезно отмечать многократно повторяющееся «Он смилостивился». Его сердце было исполнено любви к заблудшим и виновным грешникам, которых Он пришел «взыскать и спасти» (Лк. 19:10).

Нам сказано, что Он умилосердился: над слепыми в их темноте (Мф. 20:34); над прокаженными, в их нечистоте (Мк. 1:4); над больными, в их слабости (Мф. 14:14); над голодными, в их нужде (Мф. 15:32); над одинокими, в их одиночестве (Мк. 6:34), и покинутыми, в их печали (Лк. 7:13). По определению сострадание – это «ощущение боли другого человека». Любовь всегда измеряется жертвой, принесенной ради того, кого любят. Нам сказано, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). Проповедник, по настоящему любящий души, готов полностью и безоговорочно отдать себя ради приобретения их для Христа.

1 Кор. 13 содержит великолепную поэму Павла о выдающемся превосходстве любви. Из неё мы узнаём, что любовь – это нечто большее, нежели то, что мы можем выразить словами (стих 1); большее, нежели то, что мы имеем (стих 2); и большее, нежели то, что мы можем дать (стих 3). Без неё все остальные дары бесполезны и, на самом деле, перерождаются в духовную угрозу. Эту любовь не следует путать с обычной мягкой, слащавой и приторной сентиментальностью. Любовь может осуждать, дисциплинировать и предостерегать. Именно любовь Павла к верующим Коринфа заставила его написать им то, что он написал, искренне вскрыть их недостатки и сурово осудить их за непоследовательность. Он был вынужден признать: «чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор. 12:15).

3. Необходимость правильной оценки значимости души.

Мы должны всегда рассматривать людей, как души, имеющие тело, а не как тела, имеющие души. В наших сердцах должны навсегда запечатлеться слова Христа: «Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Эти слова, как ничто другое, говорят нам о величайшей ценности души. Однажды кто-то сказал: «В этом мире нет ничего величественнее человека, а в человеке нет ничего величественнее, чем его душа». Стоимость души мы должны определять, опираясь на цену, которую заплатил Христос, чтобы искупить её – цену Его драгоценной крови. Другими словами, рассматривать человека и оценивать его следует не по размеру его банковского счета, положению в обществе, связям, образованию, одежде, цвету кожи, расе или языку, а по тому, что он является тем, за кого умер Христос.

Павел, размышляя над духовной слепотой и жестокосердием Израиля, однажды воскликнул: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). Не удивительно, что Бог так могущественно использовал его, как проповедника и учителя. Моисей – великий вождь Израиля, также вознесся до величайших высот, когда ходатайствовал за свой грешный народ и говорил: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Этих примеров должно быть достаточно, чтобы мы могли осознать необходимость любви к душам, если хотим, чтобы наше служение было таким, каким ему положено быть.