Книги
August 18, 2019

Виктор Франкл "Человек в поисках смысла"

"Не спрашивай, чего можно ждать от жизни, —
спрашивай, что жизнь ждет от тебя"

Недавно я прослушал эту классную книгу, потому что надеялся разобраться со своей жизнью. Что идет так, а что не так

Виктор Франкл - очень интересная личность. Я раньше знал, что он был в концлагере и смог пережить все тяготы, но полной биографии я не владел. В кратце, в книге он описывает почему в одних и тех же обстоятельствах один человек кончает жизнь самоубийством, а другой ищет все возможности выжить. Находясь, в концлагере он проводил для себя эту научную работу, где понял в чем заключается проблема - в смысле жизни

Итак, теперь перейдем непосредственно к книге. Она написала серьезным и немного научным языком, поэтому читать ее нужно внимательно. Автор в начале пытается доказать нам свою точку зрения, что вопрос о смысле жизни волнует каждого человека, и человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден к жизни. После долгих примеров и рассуждений, автор меня убедил в своей точке зрения

Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию

Автор рассказывает про логотерапию, где тебе врач помогает найти смысл жизни. Самое главное, чтобы он не навязывал свой смысл, а помог тебе его отыскать самому. Проблема современного общества в том, что большинство испытывает экзистенциальный вакуум, проще говоря потеря смысла жизни. Человек - единственное существо, которое может испытывать скуку. А скука берется, по мнению Франкла, из-за того, что у человека нет смысла жизни

Франкл говорит, что смерть также имеет смысл. Перед лицом смерти мы обязаны максимально использовать отведенное нам время. Тогда жизненный смысл становится еще контрастнее. В основе смысла человеческой жизни лежит принцип необратимости существования, вечно нам не жить. Эту мысль и следует доводить до зависимого человека, чтобы он взял на себя ответственность за собственную жизнь, но многие люди просто забывают о том, что они могут когда-то умереть

Жизнь имеет смысл, длинна она или коротка, воспроизводит себя или нет. Если бы жизнь бездетной женщины была абсолютно бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет для детей, и единственным смыслом жизни человека является воспроизведение себе подобных. Тогда получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее

Быть человеком, по Франклу, — это значит не только осознавать свое отличие от других, но также уметь становиться непохожим на самого себя, т.е. уметь изменяться, самосовершенствоваться

Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“»

Не знаю как другие, но я постоянно знал чем себя занять. Возможно это потому что каждый раз все, что я делал, было связано с бизнесом и продажами. Скажу вам, что я знал до прочтения книги свой смысл жизни. Книга дала мне понять всю важность и необходимость имения смысла жизни. Теперь остается только вам прослушать эту книгу или прочитать, а потом определиться со своим смыслом жизни. Удачи!

Прослушать тут