Рецензии
January 4

Трилогия Лю Цысиня "Память о прошлом Земли"

РЕЦЕНЗИЯ НА ТРИЛОГИЮ ЛЮ ЦЫСИНЯ «ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ ЗЕМЛИ»

Вообще-то я не большой любитель научной фантастики. Особенно такой, где действия происходят в космосе. Возможно из-за моей нелюбви к физике. В школе я терпеть не мог этот предмет — я не любил ни непонятноые задачи, ни скучный теоретический материал. Во многом это заслуга моего школьного учителя, влепившего мне несправедливый «неуд» за первую лабораторную работу. Точнее — за оформление. Я так расстроился тогда, что так и не смог понять и полюбить предмет. Следом я растерял интерес к астрономии, основанной на фундаментальных законах физики. Потому-то научная космическая фантастика кажется мне невыносимо скучной.

Лю Цысиня я начал читать только потому, что, во-первых, о нём говорили из каждого утюга, а, во-вторых, мне его восторженно рекомендовал дорогой товарищ. Первое впечатление от книги было отрицательным, но привычка читать книги, раз уж начал, сделала своё дело. Шаг за шагом, я прочитал все три тома. Опять-таки, я не готов сказать, что пищу от восторга, но всё же трилогия оставила важный след в моём читательском опыте.

«Память о прошлом Земли» — это сага, растянутая на миллионы лет. Начинается она во время Китайской культурной революции и завершается на далёкой-далёкой планете в преддверии конца Вселенной. В трилогию входят три книги:

  • «Задача трёх тел» рассказывает о том, как учёный с Земли отправляет сигнал в космос о своём существовании и провоцирует инопланетную агрессию другой цивилизации — трисоляриан.
  • «Тёмный лес» повествует о подготовке землян к отражению инопланетного вторжения и первом столкновении с ним.
  • «Вечная жизнь смерти» описывает вторжение Трисоляриса, его отражение и противостояние с другими цивилизациями Космоса.

Если говорить о моём личном восприятии, то больше всего мне понравилась вторая книга, меньше всего — третья. «Тёмный лес» — это прямо-таки бомба! После неё я не мог удержаться от соблазна завершить всю трилогию, но… к сожалению, остался недоволен. Третья часть оказалась как будто ненужным наростом на истории противостояния землян и трисоляриан, изложенной в первых трех книгах. В общем, сложилось ощущение, что Лю то ли не был готов расстаться с со своим творением, а то ли издатели не были готовы упустить дойную корову. А, может быть, и я несправедлив.

Персонажи

В каждой книге трилогии выделяется один или несколько ключевых героев. В «Задаче трёх тел» — Ван Мяо и Е Вэньцзе; в «Тёмном лесе!» — Ло Цзи; в «Вечной жизни смерти» — Чэн Синь. Персонажи эти как бы выходят на сцену, отыгрывают свою главную роль и далее передают эстафетную палочку следующему герою. Так Ло Цзи получает от Е Вэньцзе аксиомы космической социологии, а после передаёт Чэн Синь пульт управления системой устрашения Трисоляриса.

Ло Цзи, на мой взгляд, прописан максимально хорошо. Читатель узнаёт и о его прошлом, наблюдает трансформацию характера из тунеядца и балбеса в самоотверженного мудреца. Ло Цзи созвучно имени Лао Цзы и не только фонетически. Мудрость даосизма заключается в его простоте, и Ло Цзи в этом плане превосходит всех — его план настолько прост и прямолинеен, что цивилизация трисоляриан не могут его разгадать. Вот уж правда что

Умеющий ходить не оставляет следов.
Дао дэ Цзин

Прошлое есть и у Е Вэньцзе. Она настолько сильно обижена на всё человечество за смерть своего отца, что окончательно и бесповоротно разочаровывается в цивилизации. Ведомая болью утраты, она приходит к мысли о бессмысленности бытия человека и становится фанатичкой; только уничтожение всего человечества может погасить её скорбь. И всё же именно она создаёт основу для того, чтобы Ло Цзи смог придумать способ остановить инопланетное вторжение. Даже в самой фанатичной душе есть искра человека. Весь вопрос, как её раздуть.

Ван Мяо и Чэн Синь. А вот персонажи первой и третьей частей совершенно плоские, на мой взгляд. Чэн Синь не очень умная и безвольная, выбравшаяся из водоворота событий лишь волею случая. Страдающая жертва, не более того. Её эмоциям сложно сопереживать, потому что не веришь. Ван Мяо такой же — неготовый сделать сложный выбор, жалостливый меланхоличный физик, раздраждающий своим вечным хлюпаньем.

Самые харизматичные персонажи, такие как безопасник Ши Цян, вечно стремящийся к одобрению отца Чжан Бэйхай, то ли девушка, а то ли видение Чжуан Янь или физик Дин И, оказываются на второстепенных ролях.

В пользу второй книги

Мне кажется, литературно вторая книга в разы сильнее. К примеру, сюжет книги оказывается весьма и весьма лихо закручен и развязка сильно впечатляет. Начало и финал книги начинаются в одном и том же месте — на кладбище. Вот совершенно непредсказуемо, нереально предугадать развитие. Чего только стоят участники проекта «Отвернувшиеся».

Появившийся в начале и в конце истории муравей, потерявшийся в буквах надгробной плиты, похож на человека, на ощупь делающего свои первые шаги в космосе.

Гуманизм в эпоху технологий

Лю Цысинь делает огромный шаг вперёд, представляя как изменится общество, в котором появится фактор грядущего инопланетного вторжения. Как будут развиваться технологии, политика, экономика, каким будет социум — всё это вопросы, которые автор поднимает в большей степени именно на страницах второй книги.

Словами героев автор формулирует аксиомы космической социологии, которые приводят героев к открытию законов, похожих на парадокс Ферми.

  • Выживание — это основная потребность любой цивилизации
  • Цивилизация непрерывно растёт и расширяется, но общий объём вещества во вселенной остаётся неизменным

Именно понимание социологии в масштабах космоса даёт цивилизации шанс на выживание. Там, где техника и технология, используемая для развития военной мощи, терпит фиаско, гуманитарная наука побеждает. Осознанно или нет, Лю Цысинь даёт нам подсказку — развитие цивилизации возможно только на принципах гуманизма. Человечество почти не использует свою сильную сторону, несмотря на то, что «человек» — это основа самоназвания земной цивилизации. Мы смотрим вдаль, но не видим важнейшего на кончике собственного носа.

Не менее важной оказывается и психология. На космическом корабле, будучи оторванным от Земли, человек оказывается в условиях жесткого кризиса. Выживание становится принципиально выше ценностей, и люди обесчеловечиваются. Но неужели отрыв от корней может спровоцировать такое? Мне кажется, что дело не в этом и даже не в том, что потеря земли под ногами и Земли как уютной тихой гавани привела к депрессии, тревоге и т. п. расстройствам. Дело в том, что кризис обострил противоречия, заложенных в психике человека, и нерешенных за всё время его эволюции.

Технологии развились, а человек оказался к ним не готов. Обезьяна получила в лапы гранату с атомной боеголовкой и даже научилась пользоваться ей. Однако этики не возникло — подорвет ли примат всех в округе или саму себя, осталось неизвестным.

В завершении хочется сказать, что книги Лю Цысиня всё же возымели для меня своё воздействие. Мой интерес к физике, убитый в 7 классе средней школы, проснулся. Теперь хочется что-нибудь почитать по теории струн, антиматерии, чёрных дырах, квантовой механике. Если вдруг вы знаете, что можно порекомендовать для неподготовленного меня, рекомендуйте. Буду признателен!