May 10, 2022

Вот сокровище

Незадолго до тридцати я вдруг стал бояться возраста. Мысль о том, что скоро мне тридцать, а потом и тридцать пять, а там — о, ужас! — и сорок, приводила меня в необъяснимый трепет.
Но вот мне под сорок, а я понял всю прелесть взросления. Возраст — это прежде всего жизненный опыт, который питает ум. Возраст — это новый взгляд на старые и привычные вещи.
Вот внепланово перечитываю «Скупого рыцаря» Пушкина. Почему внепланово? Чистил от пыли книги, сушил и возвращал в шкаф. Сделав часть работы, стал любоваться сияющими корешками. И хоть читать времени и настроения не было, пестрота книг веселила сердце. Так и вспомнил «Скупого рыцаря», что копил золото, а дела ему не давал.
Взялся перечитать и увидел иначе. Вот Альбер. Такой бесхитростный, он подкупал искренним гневом, когда жид-ростовщик предложил ему отравить отца, чтобы сын скорее заполучил сундуки с золотом. Альбер, вызывающий сочувствие своей тоской о невозможности блеснуть нарядом и удалью, чтобы она увидела... Ему бы мчаться во весь опор на молодом скакуне, срывать восхищенные взоры дам, сшибать противника на турнире крепким копьем, но.... Но отец непреклонен в своей скупости. Все золото в сундук.
Сегодня же сцена, где отец Альбера (тот самый скупой рыцарь) любуется золотом, вспоминая историю каждой монеты, изменила отношение к юноше.

А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Тут есть дублон старинный.... вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме.
А этот? этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще...
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных.

Ведь все это, думаю, происходит на глазах Альбера. Он наверняка знает как достается отцу это золото. Но все равно мечтает заполучить сокровище, ослепленный юношеской жаждой жизни. Его заботят продырявленный соперником шлем, охромевший скакун да дырявые латы. Вдова и жертва разбойника Тибо не трогают его вовсе.

К слову, название заметки отсылает к замечательному рассказу американского писателя-фантаста Роберта Силверберга. Рекомендую.

Роберт Силверберг. Вот сокровище...

В тему

Когда тебе тепло и мягко

Искусство — это пропаганда