April 20, 2019

Обзор "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя", Максим Батырев

Эта книга постоянно маячила у меня в ленте. Тут пробежит, там мелькнет, но всё как-то мимо. А тут я ее все-таки сцапал.

Автор:

К 31 году он стал членом правления консалтинговой компании из 2000 человек. Я так понял, это его первое место работы, на котором он и строил карьеру. Пришел обычным продаваном.

У меня вызывает диссонанс то, что автор везде и всюду указывает свое прозвище. В менеджерской среде так не принято. Это атрибут людей индустрии развлечений (рэперов или представителей Камеди Клаб). Я не могу вспомнить ни одного приличного управленца, кто сам бы озвучивал собственное прозвище. А у Батырева, я предполагаю, оно добавлено еще и на визитку! (Псевдоним типа "Ленин" или "Сталин" не в счет, т.к. используется как фамилия).

С первых же строк:

Фейспалм.

Эту резюлюцию Александр Фридман написал.

Дело не в том, что есть какое-то мнение, которое противоречит татуировке, а в том, что автор вообще выносит некие железобетонные правила на основании личного опыта (зачастую по одному эпизоду). Причем, в первой главе он сам же и критикует данный подход. Цитирую:

Меня не просто раздражает — бесит тенденция, которая прослеживается несколько последних лет и засоряет мозги молодому поколению: «Учиться не надо! У Билла Гейтса и Стива Джобса не было образования, и они стали миллиардерами! Вузы и школа ничего не дают!»

А ничего, что они пахали как проклятые по двадцать часов в сутки? Ничего, что они были гениями, что таких людей можно пересчитать по пальцам одной руки — а на планете нас несколько миллиардов?

Вот и я могу сказать, что у Батырева когда-то что-то получилось, он навсегда записал эту парадигму в свое сознание, но откуда знать, сколько людей поступило в подобной ситуации так же, но потерпели неудачу?

Из книги "Черный лебедь":

Греческому философу Диагору, прозванному безбожником, показали изображения людей, которые молились богам и спаслись при кораблекрушении. Подразумевалось, что молитва спасает от гибели.Диагор спросил:- А где же изображения тех, кто молился, но всё-таки утонул?

В этом и заключается суть научного подхода: нужна статистическая выборка. Процент успехов и неудач. Тогда можно говорить о каком-то правиле-татуировке. А иначе это только мнение. Чьё-то. Выжившего.

Вот книги, в которых описан статистический подход:

"Думай медленно, решай быстро", Даниэль Канеман

"Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости", Нассим Николас Талеб

"Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями"

Но ведь на всё же не сделать научное исследование, как же тогда быть?

Мой ответ таков: думать башкой в каждой конкретной ситуации.

И то это мой совет самому себе, а не кому-либо еще.

Жесткое следование каким-то устойчивым алгоритмам при принятии решений или при поиске выходов из ситуации рано или поздно заставит вас упереться в какую-нибудь стену или принять в своей ситуации неверное решение (потому что Батырев так сказал).

Как-то раз в 2012 году в автобусе на работу я слушал аудиозапись с тренинга Михаила Литвака. И там он разбирал жалобы, как те люди, которые пришли на этот его тренинг применяли парадигмы из его книг и очень сильно лажали. Об них вытирали ноги и увольняли с работы. Они лишались друзей. Литвак им объяснял, что они неправильно понимали и неправильно применяли его прекрасные парадигмы. Ну а я, в свою очередь, был поражен, до какой степени люди могут не включать свою собственную голову и творить очевидную глупость потому что Литвак написал в книжке, что всегда надо делать именно так.

И я в тот момент подумал, что, наверное, разгадка в том, что к нему на тренинг идут изначально ментально беспомощные люди, и они что в свободном плавании убьются, что с парадигмами лоб расшибут, пытаясь их выполнять.

Человек силен приспосабливаемостью, импровизацией, смекалкой. Нет ничего более отталкивающего, чем руководитель, который не принимает доводов и отвечает на все только краткими фразами-цитатами типа "на рекламе не экономят" при предложении оптимизировать затраты на рекламу без потери эффекта.

Человек, действующий по правилам, еще и не до конца их понимающий, по написанным другим человеком, подобен алгоритму. Он закован в рамки. Человек, думающий головой, подобен нейросети.

Но это принятие решений. Совсем другое дело - повседневная рутина.

Инструкции - это вещь нужная, так что я писал не про абсолютную импровизацию всегда и во всем.

Я бы пользовался только парадигмами по типу "центрирующих парадигм", про которые писал Фридман. То есть, это некий свод правил, которых придерживаются все сотрудники в компании. Вот пример: Минимально необходимый перечень единиц передачи информации в компании

Так и зачем тогда эта книга?

Повышать насмотренность.

Мне платят за то, что я решаю совершенно разнообразные задачи бизнеса. И когда я ищу решение, то я не только его придумываю, но также еще и перебираю в памяти варианты действий в похожих ситуациях. (еще гуглю, советуюсь и т.д.)

Менеджерские байки всегда послушать интересно.

Татуировки описаны очень неплохо и живо, но ни одна из них не вызвала у меня удивления. То есть, книга на звание "кладезь бесценного опыта" не тянет, но и "прописными истинами" у меня ее назвать язык не повернется. Потому что, как и гласит одна из татуировок "То, что очевидно для вас, не обязательно очевидно для других". Гораздо хуже являются книги, которые удивляют, но несут ахинею.

Что же это за татуировки?

Это не важно. Каждая татуировка - это заголовок очередной главы. Какая-то законченая мысль, правило. Так что я мог бы просто скопировать сюда оглавление. Но в этом нет никакого смысла, т.к. тогда это будет как один из постов бизнес-цитатника с пронумерованным списком каких-то правил в одну строчку каждое, которые забываются через 20 секунд после прочтения.

Это очень тупо:

К каждой татуировке можно повспоминать какие-нибудь контрпримеры или иные опровержения, но ото всего этого можно абстрагироваться, если решить, что основная ценность книги вовсе не в татуировках, а в историях, из-за которых эти татуировки появились.

Сам автор тоже пишет, что данные татуировки - это не более, чем его мнение.

Меня только возмутило, что он назвал курьера, из которого он пытался насильно сделать продавца, моральным инвалидом. То есть, проблему он таки увидел в курьере, что он моральный инвалид, а не в себе, что он докопался до человека, который ему 20 раз сказал, что не хочет быть продавцом. У Батырева, похоже, каждый - моральный инвалид, кто не Продаван версии 1.1 (таранного типа). Так что татуировка должна называться не "не работайте с моральными инвалидами", а "не лезь к людям со своей прип**дью"

Ну тогда несколько историй, цитируемых из книги

Атака по Адизесу

Мой обзор: "Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные", Ицхак Адизес

Курсивом всегда цитирую книгу:

Те, кто знаком с буквенным кодом Ицхака Адизеса, наверняка помнят его метафору про идеальную команду. Адизес утверждает: настоящая команда менеджеров имеет сходство с человеческой ладонью, где каждый палец символизирует своеобразие стиля менеджера. И чем радикальнее различаются менеджеры (пальцы), тем правильней команда (ладонь). Потому что, если команда состоит из людей, имеющих одинаковые взгляды, она очень уязвима.

Эта тема была очень модной несколько лет назад, и я сам отдал ей дань, считая, что я, как большой палец (лидер команды), должен подбирать в команду разных людей, и каждый раз сам себя уговаривал работать с людьми, имеющими несхожие взгляды на одни и те же вещи. Сейчас, спустя несколько лет, я беру на себя смелость с уважаемым доктором Адизесом не согласиться. Работа в такой команде — это всегда очень тяжело и непродуктивно. В такие моменты подразделение всегда стоит на месте. Ни развития, ни динамики, ни созидания чего-то нового такое взаимодействие не приносит. Это очень напоминает басню Крылова "лебедь, рак и щука".

Адизес утверждает: если команда состоит из людей, имеющих одинаковые взгляды, то она неэффективна. А я не просто считаю, а абсолютно точно знаю, что команда, состоящая из людей с одинаковыми взглядами на бизнес, на результаты, на подходы в работе, и главное — на общие цели, многократно сильнее и продуктивней, чем лебедь, рак и щука.

Дословно цитирую Адизеса: «Взгляните на свою руку. Все пальцы на ней разные. Указательный — самый гибкий и ловкий, безымянному до него далеко . Но вы можете представить себе руку с пятью указательными пальцами? Вряд ли она будет работать как надо».

Представьте себе, я считаю, что наша рука была бы раз в десять эффективней, если бы на ней все пальцы обладали такой гибкостью и ловкостью, как указательный!

Мои руководители иногда мне говорили, что «работать с единомышленниками может каждый, а вот давай поработай с теми, кто идет в другую сторону, кто бунтует, попробуй! Докажи, что можешь». И я доказывал. И работал и год, и два, и три и ни разу сверхрезультатов с такой командой не получал.

Зато все корпоративные рекорды и сверхдостижения получались в те моменты, когда я был окружен единомышленниками: сильными, слабыми, молодыми, матерыми, начинающими, опытными — все равно. Если мы смотрели в одну сторону и хотели одного и того же, мы сносили головы всем конкурентам без разбору. Как снежная лавина, которая ломает вековые деревья, будто спички.

Только с единомышленниками можно делать великие дела. Потому что, работая с людьми, которые имеют иное мнение, ты постоянно будешь тратить силы на преодоление сопротивления. Изо дня в день, каждый раз, на любом совещании, в любое время, при любом предложении, при любом изменении, при любом намерении ты должен будешь преодолевать сопротивление Даже если в команде всего один инакомыслящий (будем называть его «средний палец»), этот человек будет тормозить всех своим мнением и несогласием. Именно из-за среднего пальца вы будете стоять на месте.

Справедливость

В период кризиса моя супруга руководила продажами в одной организации, которая занималась проведением бизнес-конференций.С продажами там было очень тяжело, и я решил ей помочь. Немного поправил финансовые условия продавцов, немного помог изменить систему мотивации, все это супруга завизировала по моей просьбе у директора компании, и продавцы ринулись в бой. За месяц продажи компании выросли в 11 (это не опечатка, в одиннадцать) раз! Наплыв денег на расчетный счет достиг максимальных показателей за время существования организации, ну и, соответственно, зарплата у продавцов выросла в три раза.Главный бухгалтер этого выдержать не смог и пошел устраивать разборки о справедливости к директору: мол, «зарплата какого-то продавца стала в два раза больше, чем у самого главбуха». Доводы про максимальный наплыв денег на счету не сработали, главбух подтянула других сотрудников бэк-офиса, и «справедливость» восторжествовала! Продавцам вернули старые финансовые условия, извинились, сказали, что это был просчет директора. И... через три месяца фирма объявила себя банкротом, так как все люди, занимающиеся коммерческой работой, включая мою жену, решили покинуть заведение, в которых торжествует вот такая «справедливость».

Клиенты - наше всё

Мой боец предупредила меня, что у нее поздние переговоры с очень серьезным клиентом и что она может у него задержаться. Я заверил, что буду на месте, пожелал удачи и ждал звонка, просматривая клиентскую базу.

Звонок раздался за одну минуту до конца рабочего дня:

— Максим, все хорошо, но нужно в срочном порядке переделать договор. Завтра в 8 утра у меня встреча с директором и сразу оплата счета, но только в том случае, если мы успеем сделать документы

Мигом я оказался в коридоре и уже бежал к нашему юристу, чтобы попросить его задержаться на 30 минут. Юриста поймал в дверях, извинился, быстро объяснил ситуацию и попросил остаться.

— У меня по трудовому договору рабочий день до 19:00. Я ни по каким причинам не собираюсь задерживаться, — услышал я в ответ.

— Дружище, ну помоги. Сделка может сорваться, клиент может уйти к конкурентам. Ты ведь тоже на клиентов работаешь, как и я. И живем мы с тобой на те деньги, которые нам клиенты платят. Я у тебя в долгу не останусь, помоги, — так я уговаривал юриста.

— Я работаю с 10 до 19. Какие у вас вопросы?

— Не разговаривай со мной как юрист! Пойми по-человечески! Сегодня ты мне поможешь, завтра я тебе. Нам завтра в 8 утра надо уже быть с новыми договорами у клиента

— Это не мои проблемы, а ваши.

— Ну сможешь завтра прийти пораньше? В 7 утра сможешь? Чтобы нам успеть? Я тебя неделю в столовую за свой счет водить буду.

— Я работаю с 10 до 19.

Признаюсь, конечно, хотелось дать ему в морду, в первую очередь за то, что разговаривал он со мной как последний бюрократ. Объяснил бы нормально: «жена, ребенок, спортзал, свидание», нет, заладил, гад: «с 10 до 19, с 10 до 19...» Но пришлось сдержаться, так как формально этот юрист был прав.

Боец мой приехала через полчаса, я сидел, обхватив голову руками, и думал, что же делать. Взяв стопку стандартных договоров, я пошел в кабинет, где находилась администрация и высший менеджерский аппарат компании. Секретарей нет, администраторов нет, директор по продажам ушла, и только в глубине открыта дверь, где кто-то работает. Я подошел к двери. Там что-то набивал на клавиатуре генеральный директор компании. Он поднял глаза, удивился, что кто-то еще в офисе, и спросил: «Батырев, чего тебе?»

Я говорю:

— Да я думал, что есть хоть кто-нибудь, кто поможет договор переделать, извините, Павел Михайлович

— Тебе срочно, что ли? Иди сюда!  — сказал П М, и я зашел в кабинет.

И вот я, мой сотрудник и наш генеральный директор переделываем договор. Делали мы это часа два.

Перед тем как выйти из кабинета, Павел Михайлович спросил меня, почему я не обратился с этим вопросом к юристу. Я объяснил, что тот не смог задержаться, и поехал домой.

На следующий день клиент счет оплатил, договор его полностью устроил, а юриста П М уволил. Не знаю, с какой формулировкой, не знаю, как они разговаривали и о чем, но точно знаю, что, скорее всего, наш основатель решил: такие сотрудники его не устраивают.

Вывод:

Сдается мне, что Батырев добился своего успеха на 80% благодаря тому, что у него самосвал энтузиазма и внутренней энергии. А татуировки внесли меньшую лепту.

Автор не пишет о какой-то научно или экспериментально обоснованной модели, он пишет о том, как быть бойцом здесь и сейчас, а также делится своим энтузиазмом.

Оценки:

Повышение общего кругозора: 2/5

Практическая польза: 2/5

Драйв при прочтении: 5/5 - книга читается нереально быстро и без малейшего труда

Книга похожа на вот эти две:

"48 законов власти", Роберт Грин

"Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения" Абдульманов, Кибкало, Борисов

Если вы хотите, чтобы я прочитал вашу книгу, вот условия: Резюме блога, рекламные услуги