April 29, 2019

Состояние потока на работе

Я не знаю, как это устроено у других людей, поэтому напишу про себя.

Поток - это состояние максимальной концентрации, сопровождаемое душевным подъемом.

В таком состоянии производительность взлетает многократно. После такого дня ты ощущаешь только удовлетворение и довольство собой.

Это можно сравнить с переходом сайяна в форму супер-сайяна.

Спина выпрямляется, появляется улыбка, ускоряется шаг, речь становится громче и быстрее. Все действия оптимизируются и ускоряются. Ничего не отвлекает.

В этом состоянии рабочие задачи разлетаются в клочья. Однажды я потерял флешку с проектом бани, а последний бэкап был сделан неделю назад. Мне ничего не оставалось, кроме как войти в состояние берсерка и начертить заново всё, что я рисовал неделю. На это ушло 3 часа.

Конечно, я уже знал, что и как нужно делать, т.к. проект был сохранен в моей голове.

Это бесплатный наркотик, это мощь.

Я постоянно ищу этого состояния. В нем ты как акула, плывущая на запах крови. В нем ты как будто спидранишь компьютерную игру.

Я пребывал в нем огромную часть времени моей работы на ОАО "НИПОМ". И я ловил с этого кайф. Да, я был как заноза в заду у сотрудников. Об этом мне говорил каждый третий, если не второй.

В конце я надорвался.

Как вызвать это состояние

Ответа на этот вопрос я не знаю. Оно приходит как-то само. Но все-таки есть некоторые факторы.

1. Реакция на стресс

"Наиболее естественное состояние человеческой особи - это война". Эту фразу я прочитал у какого-то писателя, когда еще читал художественную литературу. Кажется, это был Беркем аль Атоми. Стресс меня мобилизует. Моя реакция - гиперактивность. Мне нужно ощущение опасности. Но проблема с этим в том, что я не могу вызвать это ощущение сам, источник угрозы должен быть внешним. Это может быть начальник или же какая-то ситуация с клиентом, или полыхающие сроки по проекту. Должна быть ситуация "победа или смерть".

Без внешнего стрессора я чахну. Меня покидают силы и я засыпаю.

2. Перешутить кого-нибудь или обстебать в глаза

Выйти победителем из обмена подколками или сделать смешной розыгрыш, который удался, или высмеять кого-то в его присутствии. Это мгновенно и очень надолго заряжает внутренние батарейки. Это намертво приклеивает улыбку к лицу.

3. Задачи в стиле "раздобыть неизвестно где" или "сделать непонятно как"

С жестким ограничением по времени. Когда начальник говорит "У тебя час", то в этот момент переключается какой-то тумблер, и окрывается баллон с закисью азота.

4. Опыт в системе

Состояние не включается, если знаний о том, как всё устроено, недостаточно. Когда знаний, чтобы выполнить задачу, менее 10%, состояние потока как будто находится на ручном тормозе. Все действия становятся осторожными и очень обдуманными, десятикратно перепроверенными. Когда знаний для выполнения задачи около 50% (а остальные 50% надо найти здесь и сейчас), вероятность появления потока возрастает. Когда знаний для выполнения задачи в наличии 100% - может быть уже слишком скучно делать это.

5. Когда есть идея

Когда идея ослепительной вспышкой появилась в голове сразу во всех деталях, и ее нужно только как можно быстрее переложить на бумагу.

Именно под такой эйфорией я часто пишу свои заметки. Именно в этом состоянии я написал свою самую популярную статью: Как повысить эффективность офисной работы (Система 5S в офисе)

Я до сих пор помню процесс написания. Ощущения были схожими с просмотром фильма типа "Война бесконечности".

Поэтому мне очень нравится моя профессия. Ее будни проходят в чреде сражений и побед. И ты становишься всё сильнее.