Знай наших
September 6, 2021

Знай наших: Ксения Останина

Привет, меня зовут Ксения, и я занимаюсь мобильной разработкой Android в компании ЦВТ. Поделюсь опытом, как у меня получилось сменить направление работы в IT-сфере. Также мой рассказ будет полезен тем, кому не хватает практики, чтобы устроиться на позицию junior.

До этого 7 лет я работала в сфере IT по другому профилю, но чтобы стать мобильным разработчиком, знаний не хватало. Но я нашла решение.

Как начать работать в IT-сфере без опыта

Я училась на факультете информационных технологий в ИжГТУ, и уже на 4 курсе пошла работать в ижевскую IT-компанию.

В этой компании я работала над большой корпоративной системой. В какой-то момент поняла, что не вижу для себя путей развития. Появилось желание попробовать что-то другое, сменить область работы. Хотелось делать что-то, чем пользовались бы все — например, мобильные приложения. Так мой выбор пал на сферу мобильной разработки.

Но по семейным обстоятельствам случился перерыв в работе на 4 года.

Во время перерыва мое желание только укрепилось. Я твердо решила сменить место работы и заняться мобильной разработкой. Но для этого было нужно получить дополнительные знания. Я рассматривала несколько вариантов: самостоятельное обучение, онлайн-курсы и стажировка.

Самостоятельное обучение

Сейчас есть море платных и бесплатных ресурсов: книги, справочники, статьи, видеоуроки. При этом большинство из них можно найти в электронном виде, что значительно экономит время. В некоторых даже есть пошаговое руководство, как создать приложение. Самообучение можно совмещать с работой, изучая материалы в свободное время.

Но есть и определенные минусы. Во-первых, нет структурированной программы и может не хватать информации. Во-вторых, данные быстро устаревают, а подходы меняются. Не факт, что ты будешь изучать актуальные материалы, а не потратишь время впустую. В-третьих, зарубежные книги могут долго переводить на русский. Поэтому приходится ждать либо изучать их на английском.

Несколько месяцев я пыталась разобраться в новой информации сама по книгам и видеоурокам. Но поняла, что общая картина в голове не складывается — остается слишком много пробелов. И тогда решила попробовать другие варианты.

Онлайн-курсы

Информация на курсах подается от простого к сложному, структурировано и четко. Не нужно добирать ее из других источников. Поэтому обучение проходит легче и продуктивнее, можно совмещать с работой.

Но такие курсы достаточно дорогие, а отзывы на них — очень противоречивые. Кто-то в восторге, а кто-то недоволен и пишет, что курсы никак не помогли вникнуть в тему и устроиться на работу. Некоторые мои знакомые не закончили подобные курсы, потому что потеряли мотивацию и стало сложнее выделять на них время. Мне не хотелось отдавать большие деньги за кота в мешке.

Стажировка

Два главных преимущества стажировки — это четкая программа обучения и прикрепление стажера к ментору. С ментором всегда можно посоветоваться, задать вопросы — это очень важно.

Сейчас компании проводят стажировки как онлайн, так и офлайн. Во время очной стажировки в офисе сразу вливаешься в рабочий ритм. Тебе ставят задачи, максимально приближенные к реальным. Но в крупные компании вроде Яндекса и Авито на такие стажировки сложно попасть — конкурс очень высокий.

В онлайн-стажировках меня насторожил один момент: когда выйдешь на работу в офис, то не будешь знать никого. Придется привыкать к новым людям и ритму работы, а новичку и без этого первое время непросто. Поэтому я решила, что этот вариант не для меня. И после нескольких месяцев занятий дома я стала искать компанию, чтобы пройти очную стажировку. Сходила на несколько собеседований — одно из них было в ЦВТ.

Как проходила моя стажировка в ЦВТ

В ЦВТ следующая стажировка начиналась только через несколько месяцев. Ждать не хотелось, но выбора не было — в других компаниях меня не устроил подход к обучению. Например, в некоторые можно было устроиться только на позицию junior — новичка без опыта не брали. В других не было четкой программы стажировки, говорили: «Приходи — а там разберемся».

В ЦВТ я выполнила тестовое задание: написала на языке Java приложение «Список сотрудников компании» для Android. После этого прошла собеседование с техническим специалистом. Меня сразу зацепил осознанный подход: объяснили, что стажировка будет проходить по определенной программе, что за мной закрепят постоянного ментора. Также сказали, что компания заинтересована взять меня на работу. Это сразу придало уверенности.

Так началась моя стажировка. Я приходила в офис ЦВТ на полный рабочий день в течение 3,5 месяцев. Первый месяц не оплачивался, стипендию стали выплачивать со второго.

Каждую неделю я получала новую тему и материалы для самостоятельного изучения: список литературы, ссылки на документацию и на статьи на популярных ресурсах.

Теоретические блоки подкреплялись практическими заданиями. В конце недели ментор проверял знания по теме — это называется техсрез. Его цель — не «завалить» стажера, а понять, что он усвоил, а что нет. В процессе ментор указывал мне на моменты, которые хорошо бы дополнительно изучить.

После третьей и восьмой недели проходили большие техсрезы. Чтобы не было предвзятого отношения, их проводил не мой наставник, а другие сотрудники из пула мобильной разработки ЦВТ.

В конце стажировки прошел контрольный техсрез, на котором задали вопросы по всем изученным темам, дали оценку и отзыв.

Я успешно прошла контрольный срез, и меня взяли в компанию на позицию junior. Начала работать в реальном внутреннем проекте ЦВТ. Весь процесс организован как на заказном продуктовом проекте: также собирают команду из дизайнеров, разработчиков, ПМа, тестировщика, выдают задачи. Так junior погружаются в процесс и приучаются работать в системе.

Плюсы и минусы стажировки

Как и у любого обучения, у стажировок есть свои плюсы и минусы. Люди по-разному воспринимают информацию, поэтому для кого-то плюс может оказаться минусом, и наоборот.

Итак, для меня оказались плюсами:

  • Структурированная программа. Обучение проходит от простого к сложному. Тебе предоставляют учебные материалы. Не возникает пробелов, как при самостоятельном обучении.
  • Практические задания. Каждый отрывок теории сопровождается практикой, то есть сразу можно применить знания в действии.
  • Ментор. К стажеру прикрепляют наставника, который помогает разобраться с тонкостями и сложностями и отвечает на все вопросы. Ментор ревьюит код, пишет замечания и предлагает способы его улучшить. Так видишь свои ошибки и понимаешь, как их исправить.
  • Рабочая обстановка. Стажер сразу вливается в рабочий процесс, знакомится с коллегами. Нет варианта давать себе поблажки и отлынивать, как при самостоятельном изучении материалов дома.

Минуса выделю всего два, но меня они не коснулись:

  • Трудно совмещать с работой. Во время стажировки претендент проводит в офисе 5-8 часов в день. Материалов для изучения очень много, поэтому зачастую на это нужно тратить и личное время вне офиса тоже. Параллельно работать вряд ли получится.
  • Нужны базовые знания. Совсем с нуля прийти на стажировку нельзя. Будущий стажер должен обладать базовыми теоретическими знаниями программирования.

Если у вас достаточно свободного времени и при этом хочется получить максимум знаний и практического опыта, то из всех вариантов обучения я бы рекомендовала именно очную стажировку.

Не хватает опыта — идите на стажировку

Стажировка — крутой вариант попасть на работу в IT-компанию, если не хватает практических знаний или хочется сменить направление работы.

Программа стажировки построена от простого к сложному, а если возникают вопросы — на помощь придет ментор. В процессе попадаешь в реальную рабочую обстановку и вливаешься в темп работы.

Перед тем, как записаться на стажировку:

  • определитесь с направлением — кем хотите быть;
  • убедитесь, что вам действительно важна стажировка, и приготовьтесь тратить на нее много времени и усилий;
  • убедитесь, что владеете Java или другим похожим языком программирования. Прийти на стажировку c нуля нельзя.

Я рада, что пошла на стажировку в ЦВТ. Не только получила практические знания, но и сразу вошла в рабочий ритм, познакомилась с коллегами. Поэтому с легкостью без стресса вышла после стажировки на работу.