Книга-Ангел
December 8, 2019

***ПРОДОЛЖЕНИЕ***

***
Однажды ночью, 8 марта 2011 года, полный бессилия перед своими мыслями, жизненной ситуацией я встал на колени и, смотря в черное небо, попробовал выпустить все, что я думаю и чувствую. Мне было не страшно предъявлять претензии и ругаться —наступил предел.
Я кричал Богу: «Бог, если ты действительно существуешь, и ты есть Любовь, зачем ты мучаешь меня всю жизнь — до наркотиков, с наркотиками и уже девять лет после?
Или тебя нет, и все мировые религии — просто развод? Программа "12 шагов" — тоже развод! Лучше уж сдохнуть прямо сейчас. Мне больше не нужна такая трезвость и такая жизнь. Если кто-то верит, что жизнь — это подарок Бога, которого нет, а если даже и есть, то Он — не любовь, то я больше не принимаю этот подарок и такого Бога. Забирай обратно! Точка. Я отказываюсь так жить! Это ультиматум. Либо мне нужна настоящая, действенная, ощутимая помощь. Прямо сейчас!!! Либо...»
Небеса не разверзлись, и Божья кара меня не настигла.
Не помню, как я заснул.

«Всегда нужно знать, когда заканчивается очередной этап твоей жизни. Замыкается круг, закрывается дверь, завершается глава —не важно, как ты это назовешь, важно оставить в прошлом то, что уже принадлежит прошлому…» (П.Коэльо) 

ГЛАВА 22
«Единственная проблема в том, что мы думаем, что проблемы — что-то плохое. На самом деле именно благодаря им происходят перемены и восхождения». (Т.Роббинс)

Утром меня разбудил звонок, что само по себе было странным. За последние месяцы я максимально устранился от всех социальных контактов. Мне не нужны были люди, потому что ни они не могли мне ничем помочь, да и я не мог ничего дать им взамен.
Неожиданно мне позвонил человек, о котором я, кажется, уже упоминал. Много лет назад мы с ним лежали в центре терапии зависимостей, из которого меня тогда выгнали; он же успешно прошел курс, набрал около пяти лет чистоты и трезвости, начал заниматься бизнесом и достиг в нем больших успехов.
Но спустя пять лет он сорвался и последние годы не мог держаться больше одного-двух месяцев..
Постоянные марафоны с кокаином и алкоголем доводили его до суицидальных состояний, затем он собирал всю свою волю в кулак, но этого хватало на месяц, максимум — два, а потом все повторялось вновь и вновь. Последний раз я видел его около года назад на юбилее питерского сообщества Анонимных наркоманов. Он приехал туда на машине за двести тысяч евро, но в свои тридцать пять лет выглядел на все пятьдесят или даже больше. С лишним весом, бледный, с черными кругами под глазами, он подошел ко мне и предложил съездить в Америку, чтобы найти выход там. Я отказался, потому что не видел никакой возможности для поездки. Он подходил к другим участникам сообщества, которые знали его давно, пытался обратиться за помощью. Помочь ему было некому, в том числе, не смогли ничего сделать и владельцы центров реабилитации и руководители терапевтических программ, в каждой из которых он побывал уже не раз. Уезжая из Питера, я подумал, что, возможно, вижу его в последний раз, потому что его состояние было критическим.

И тут вдруг утренний звонок от него. Я был удивлен. Честно говоря, никуда не хотелось идти, тем более кому-то помогать и слушать чье-то нытье. Я со скепсисом и злорадством подумал, что у Бога нет других способов мне помочь, кроме как направить ко мне кого-то, кто сам нуждается в помощи. На удивление бодрым голосом мой давний приятель предложил встретиться и попить кофе. В целом, я был рад увидеть его, потому что, честно, уже не надеялся на это.
Мы встретились, и я был сражен. Вместо дряхлой развалины, каким он запомнился мне год назад, из дорогого джипа с водителем появился пышущий энергией, излучающий достоинство и благополучие мой друг. Мы сели в кафе, и он рассказал мне, что за последний год исколесил всю Америку в поисках ответа на вопрос, как ему остаться чистым и спасти свою жизнь. Он отлежал в центре реабилитации, работал с разными наставниками по двенадцати шагам в разных частях США.
В результате он добрался до границы с Мексикой, где в Сан-Диего открыл для себя шокирующую новость, которой сам не хотел верить. Он вдохновенно рассказывал о том, что на самом деле вся выздоравливающая по шагам Россия живет в тотальной иллюзии. Документальные свидетельства, продолжал он, говорят о том, что процент выздоровления в группах в 40 — 50-х годах в некоторых штатах доходил до 90%, чего сейчас нет даже близко в профессиональных реабилитационных центрах, не говоря уже о сообществе, в котором статистика выздоровления близка в лучшем случае к трем-пяти процентам .
Мой приятель рассказывал, что шаги очень и очень простые, что Билл Уилсон на самом деле не писал четвертый шаг, потому что он делал его после белой горячки в отделении детоксикации доктора Силкуорта, что доктор Боб, второй отец-основатель программы "12 шагов", протрезвел только после того, как возместил ущерб людям на девятом шаге. Он поведал, что о шаги нужно не писать, а делать, причем их все нужно применять в течение одного дня: они работают только все вместе.
Он утверждал, что все шаги можно и нужно делать в очень короткий срок, и тогда все изменится.
Он сказал мне, что впервые за многие годы набрал около трех месяцев чистоты и трезвости. Мой срок к моменту нашей встречи составлял восемь с половиной лет, и я умирал. А он светился. Я слушал, и с каждым мгновением во мне просыпалась давно потерянная надежда.

«То, что ты ищешь, тоже ищет тебя». (П. Коэльо)

«Я медленно умираю, не хочу жить, мне нужна помощь. Ты можешь провести меня по шагам?» На мгновение задумавшись, он сказал: «Тебе надо ехать со мной в Питер». «Когда надо? Я готов». Он ответил: «Надо сейчас, у меня там куча дел по работе». Мы заехали ко мне домой, я быстро собрал немногочисленные вещи, и мы выехали в Питер.

В машине он читал мне какой-то журнал на английском, рассказывал об истории создания программы, и мы всю дорогу проговорили. За ночь мы сделали 3 шага программы Анонимных алкоголиков. Конечно, никаких глобальных изменений за ночь не произошло.
Мы добрались под утро. Мой друг разместил меня в огромной квартире в самом центре Питера, в которой жил американец, которого он привез с собой из Сан-Диего, чтобы помочь людям обрести жизненно важный духовный опыт, избавляясь от мучительных призраков прошлого.


Инструкции о том, КАК делать шаги, четко описаны в Большой книге Анонимных алкоголиков, поэтому что и как делать, описывать в этой книге я не вижу особого смысла. Подробнее узнать о полученном мной опыте вы можете на страницах моего блога, где собраны мои выступления на эту тему. Ссылка на эти материалы: http://alexdok.ru/spikerskie-audio/

Я выспался, и мы с с моим новым американским приятелем собрались выходить на группу. Признаться, у меня не было никаких сил и желания ехать туда, потому что я больше не верил в собрания. Тоска и безнадежность накрыла меня, и прямо перед выходом в парадную я сначала заплакал, а потом начал рыдать в полный голос. Ошарашенный американец спросил, что со мной, и я ответил, что не хочу жить. Он предложил мне снять верхнюю одежду и мы вернулись на кухню.
- Что с тобой? — спросил он. — Сколько лет ты не употребляешь вещества?
- Более восьми.
Его глаза округлились.
- У тебя есть спонсор? — спросил он.
- Да, есть.
- Ты делаешь шаги?
- Да, делаю.
- Над каким шагом ты сейчас работаешь?
- Пишу четвертый шаг.
- Как долго ты его пишешь?
- Полтора года каждый день по часу.
Американец был в шоке.
- Да что у вас происходит тут в России?! — ошарашенно произнес он. — Как часто ты посещаешь группы?
- Каждый день.
Американец встал и начертил невидимую линию на полу.
- Смотри, — сказал он, — это путь выздоровления. И на этом пути есть семь лекарств для зависимого. Если ты не принимаешь одно лекарство, ты не на пути выздоровления, а где-то рядом. Если не принимаешь 2 лекарства — ты еще дальше от пути выздоровления, 3 — ты чудом остаешься чистым и трезвым.
- Что это за лекарства? — спросил я.
Группы
Спонсор
Шаги
Помощь другим людям
Служение на группах
Молитва и медитация
Группа поддержки
- Эти лекарства необходимо принимать каждый день. Весь круг шагов нужно делать максимум за год, а первый раз значительно быстрее, иначе ты не выживешь.
Я с недоверием слушал его. Многие годы я сам обучал людей этим вещам, но...
- Каждый день ходить на группы???
- Можешь не ходить, но ты только посмотри на себя.

«Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает». (С. Довлатов)

Все во мне сопротивлялось. Три с половиной лекарства я принимал — группы, спонсор, до которого, правда, не дозвониться, и написание шага. Молитвы на ежедневной основе присутствовали в моей жизни, медитация — нет. Я давно не делал никакого служения на группах, я был просто не в состоянии никому помочь, и у меня не было группы поддержки.

Понимая всю безнадежность своего состояния, я не мог поверить, что мне так плохо из-за каких-то нескольких "лекарств", которые я не принимал. Я все так же продолжал верить, что мои проблемы были в моих личных отношениях и в финансах, точнее, в финансах и личных отношениях… Да какая разница. Слезы высохли, я умылся, и мы отправились на встречу группы.
Американец производил впечатление этакого простачка: в скромной одежде, коротких штанах, больших несуразных башмаках, но при этом выглядел уверенно и позитивно.
Мы приехали на группу.
Было полное ощущение, что там революция. Семинар, который он проводил по шагам, собирал полные залы, а мой друг работал переводчиком.

Я знаю много питерской выздоравливающей братии, очень люблю этот город, люблю по-человечески теплых питерских выздоравливающих зависимых, с которыми у меня связано знакомство с программой и первые шаги по новому пути в жизни. В моем понимании Питер всегда был впереди России всей по выздоровлению и в этот раз, похоже, именно отсюда снова подул ветерок надежды не только для меня, но и для многих ребят и девчонок из нашего круга.
А ситуация, по моим оценкам, в выздоровлении у многих была в то время критической. Я наблюдал, как вроде бы успешные ребята после выхода из центра, начав жизнь с чистого листа и набрав 3-5-7 лет чистоты, вдруг срывались и запускали новый цикл бесконечных срывов и лечений. То тут, то там я слышал, что кто-то лег в психиатрическую больницу, кто-то разбился на машине, кто-то умер от передозировки, кто-то убил свою жену, нанеся множество ножевых ранений прямо у нее в офисе. В Питере я увидел многих собратьев по несчастью, которые передвигались как восставшие из ада зомби, с тусклыми пустыми глазами. Их высказывания на группах сводились примерно к следующему: "мир дерьмо, вокруг все козлы, мне хреново, спасибо Богу, я сегодня чистый".

Но! Истории нескольких людей, которые были рядом и которых я знал давно, давали искорку надежды. Эти ребята делились тем, что страдали в чистоте по несколько лет, пытаясь писать шаги по различным руководствам, и, дойдя до грани отчаяния, находили решение в программе Анонимных алкоголиков. Кто-то доживал до пятого шага на группах BBSS, схеме, по которой я писал четвертый шаг около полутора лет, кого-то цепляло быстрее, и он успевал за пару недель сделать шаги по схеме, которую привез американец.
Эта схема называется Back to basics — возврат к основам. Автор методики — некий Уолли П. (Wolly P), который, изучая программу со своим спонсором, задал ему вопрос: "Почему в Большой книге Анонимных алкоголиков написано, что около 50-75% людей, приложивших усилия к работе по программе, выздоровели, при том, что сейчас статистика выздоровления в группах стремится к нулю?" Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие в группах людей с большими сроками чистоты даже их единичное присутствие.
Его наставник предложил ему встретиться с ветеранами программы "Двенадцать шагов", которые стояли у самых истоков, и выяснить, что именно они делали, чтобы достигать высоких показателей выздоровления, чтобы затем сравнить с тем, что происходит сейчас. В результате был воссоздан и описан метод прохождения программы "12 шагов", заимствованный у Анонимных алкоголиков.
«Пользуясь этим методом, вы сможете пройти все двенадцать шагов за очень короткий срок: 2-3 недели. Задача семинара Вack to Basics — помочь алкоголикам и людям с другими формами зависимости достичь трезвости с помощью изучения, обсуждения и применения на практике двенадцати шагов так, как они изложены в Большой книге.
Некоторые из нас пробовали другие способы, но результаты были плачевными, пока мы не посмотрели внимательно на базовый подход, предложенный в этой книге.
Для нас стало очевидным, что когда мы прекратили винить людей, места и вещи в наших проблемах и решили честно и бесстрашно посмотреть на самих себя как на коренную причину собственного алкоголизма и применили эти двенадцать принципов в жизни, нам стало лучше». (Текст взят с официального сайта семинара Back to basics в России http://www.aab2b.ru/)

***
Состояние нескольких людей, их светящиеся глаза и улыбки дарили надежду, а их рассказы об обретении жизненно важного духовного опыта, практике шагов на ежедневной основе и другие новые для меня подходы и формулировки в выздоровлении, создавали ощущение, что я вообще ничего не знаю о программе.
Я завидовал пробудившимся, их состоянию, и хоть и с нотой сомнения, но все же верил, что я тоже смогу обрести радость и покой в жизни.

По заданию своего приятеля я очень быстро дней написал четвертной шаг составив список людей, отношения с которыми вызывали боль, либо к которым я испытывал старое, возвращающееся чувство злости и обиды. Список оказался совсем небольшим — всего около 35 человек, что оказалось простой и легкой работой, по сравнению с восемью сотнями людей и четырьмястами организациями, которые я разложил по атомам за последние полтора года. Также я проанализировал свои страхи и сексуальные взаимоотношения.

«Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу». (К. Юнг)

Теперь моей главной задачей было сделать пятый шаг, и я, бывало, целыми днями ожидал своего приятеля-наставника, чтобы он разобрал со мной хотя бы одну ситуацию. Ему приходилось непросто — за ним, как за Мессией, ходили толпы в надежде, что он примет у них пятый шаг. Он старался, как мог, почти все свое свободное время он посвящал помощи людям и проведению семинаров. Бывало, я ждал целый день, и мы вместе разбирали всего одного человека из списка, бывало, я ждал целый день, и мы не успевали поработать, но в процессе наших долгих бесед приходили решения тех неразрешимых для меня вопросов, которые не давали жить. Узлы постепенно, нехотя и со скрипом начали развязываться.