May 25, 2020

20 дней - 20 альбомов. День 11

Сегодняшний пост мог бы нести подзаголовок «Учитесь плавать», потому что история начинается оттуда. Как я уже говорил... а, нет, оказывается, не говорил. В общем, девяностые годы оказались для нашей семьи особенно сложным временем, потому что и мама, и папа были инженерами в узкоспециальном оборонном НИИ, которое с распадом СССР внезапно оказалось никому не нужным, а его сотрудники - брошенными на произвол судьбы. Тезис «Хочешь жить - умей вертеться» моим родителям не был близок никогда, а осложнялась ситуация тем, что в нашей семье рос ребёнок-инвалид, который не мог существовать без ухода. Выживали мы, как многие, на картошке, которую высаживали на приусадебных участках. Это уже были не дачи, на которых были цветники, ягодные кустарники и яблони, а просто распаханные отрезы земли. В хороший год получалось посадить помидоры, но основой была картошка. Ну и ещё «вертеться» пришлось совсем в другом ключе - чтобы банально выжить и иметь возможность лечить ребенка, потому что реабилитационная программа была «золотая», и нужно было ездить в Москву. Спасала «гуманитарная помощь» от коллег-москвичей, которые переквалифицировались в представителей малого бизнеса и вели совместные дела. В то время была забавная ситуация: Москве внезапно потребовались элементарные бытовые штуки типа удлинителей и матерчатых перчаток, а эти вещи производились у нас на комбинате, где работали слабовидящие. Ну и отец закупал это всё, переправлял приятелю-москвичу, на это и жили. Так что мы в определенном смысле тоже учились плавать.

Но вообще-то это присказка. А сказка - в том, что, начиная с 1991 года, на радио MAXIMUM шла авторская программа Александра Ф. Скляра с таким названием. Она была посвящена современной альтернативе. Конечно, никакого FM я не слушал, потому что никак не мог. Да и прочими медийными штуками типа ТВ6 (не говоря уж об MTV) не был избалован: жили мы в частном доме, на антенну ловилось два канала. Но даже в рамках этих двух каналов какая-то информация долетала, например, через программы молодежного телевидения «До 16 и старше» и «Джем».

«Учитесь плавать» - это было жёстко. Это было сурово. Брутально. Агрессивно. В общем, то, что нужно. К сожалению, я сейчас очень мало что помню оттуда (впрочем, возможно, и наскребу по сусекам в секции про послушать). Помню, что были включения с каких-то фестивалей. Большинство команд, на мой тогдашний взгляд, звучало довольно однообразно, но я запомнил одну команду, у которой был интересный звук и своеобразная подача. Для трио у них был весьма тяжёлый и жесткий звук, странные (и потому интересные) гармонии, а ещё - доминирующий перегруженный бас (с тех пор, как меня «назначили» басистом, я нежно люблю этот инструмент и всякий раз выделяю его в миксе). Но тогда мне показалось, что тексты слишком надуманные в попытке схватить повседневность за бороду. Ок, послушал и забыл отложил в голове. А потом один университетский приятель (сорри, уже не вспомню, кто) принёс мне кассету с надписью «Tequilajazzz - Вирус». Мои впечатления прекрасно описывает следующая песня с этого альбома:

Здесь уже была сложившаяся манера пения, а не речитатива, как на предыдущем альбоме (который я, конечно же, послушал сразу после и узнал то самое трио); здесь были ещё более интересные гармонии; здесь было ещё более мрачно и зло, но при этом это шло не из «телевизора», а из каких-то более глубинных вещей (или страхов, если хотите). Здесь был сложный перегруженный бас, здесь был высокий, лупящий по самым напряженным струнам рабочий барабан, который временами было сложно засунуть в привычный ритмический рисунок, ну и гитара, у которой, кажется, вообще не было задачи гармонизировать картинку звука. И вот это всё пульсирующее, злое, живое легло на душу так, как ложится ледяной «ягермейстер» после бани.

Забавный момент: в то время я уже познакомился с будущей женой и взял у неё почитать «Властелин колец». Для первого захода мне досталось вот такое потрясающее издание:

И это как-то настолько хорошо совпало, что у меня в голове теперь хоббиты идут к Ородруину ровно под эту песню:

В общем, тут довольно сложно тоже что-то выделить из любимого/нелюбимого, поэтому вот - целиком:

Влияние. Вот тут, как ни странно, написать что-то очень сложно. Тут даже не столько влияние этого альбома, сколько влияние Tequilajazzz и всех прочих проектов. Однозначно я ориентируюсь на ведущую роль баса в современной альтернативной музыке, подходу к записи и выпуску альбомов/синглов (в частности, именно с подачи Tequilajazzz я стал обращать внимание на такую форму), и вообще мне близко это музыкальное мироощущение. Если писать музыку - то такую, в широком смысле.

И ещё: можно спорить, но на мой взгляд, Tequilajazzz - это образец того, как должна выглядеть современная мировая «умная» музыка.

Послушать ещё:

Собственно, весь Tequilajazzz, а именно:

  • Стреляли? - первый альбом, о котором я немного уже говорил. Сейчас, когда облетела шелуха, слушается не менее хорошо;
  • Целлулоид - второй номер в личном хит-параде, более светлый и разнообразный, с великолепным интро (которое чуть позже вписалось в прекрасную песню, как будто там и было). А ещё - это мой 1998 год: свадьба, Питер, радость дефолт :);
  • Сто пятьдесят миллиардов шагов - более вдумчивый, спокойный, размеренный, и местами трансовый (Стратосфера, Прольюсь). А ещё там - великолепный кавер на «Аквариум» (Лебединая сталь);
  • Выше осени - альбом, делящий второе-третье место с «Целлулоидом». Не могу выделить там песен-фаворитов;
  • НЕБЫЛО - прекрасный камбек, акустическое переосмысление творчества от взрослых людей.

Upd. Ну и как же я мог забыть! Конечно же, ещё есть Zorge и Optimystica Orchestra! Ничего не буду говорить ни про тех, ни про других, но без них это всё будет выглядеть, как будто я спел только треть песни. А ведь это история совсем ещё не закончена.

Ну и не могу не вспомнить про братьев по оружию - пловцов на соседних дорожках. Это Zdob Si Zdub:

  • Hardcore Moldovenesc - молодая злая запись, ещё на русском языке, но уже слышны отголоски того, что будет уже скоро (Hardcore Moldovenesc);
  • Tabara Noastra - здесь и далее «здубы» начинают активно использовать народные мотивы, сперва молдавские, а потом и со всего Балканского полуострова, но пока ещё не уходят далеко от хардкора (Здубий батець таре);
  • А вот дальше почему-то теряется след дальнейших релизов (например, Агроромантика и 450 овец), поэтому гугл в помощь, они хорошие :)

Очень интересная, но, к сожалению, сейчас сравнительно малоизвестная или позабытая группа «Химера». Тут всё совсем плохо с релизами онлайн, так что ищите на торрентах альбом «ZUDWA». Я послушал его пару лет назад, и мне снесло башню начисто.

Ну и, раз уж мы заговорили про бас и трио, то нельзя не сказать про украинских собратьев «...И друг мой грузовик». Эти ребята в чем-то звучали ещё радикальнее, потому что в их трио были бас, барабаны и вокал. Всё. И это очень стоит послушать! Ссылка на бэндкэмп, в стримингах их тоже не найти. «Грузовик» уже тоже не существует, но зато можно послушать нынешний проект их бывшего вокалиста и автора песен «Вагоновожатые». Это уже немного другая музыка, но от этого не менее интересная.

Не переключайтесь!