Переводы
September 20, 2022

Виктор Серж «Я отрицаю» (1910)

Анархист является прежде всего тем, кто бросает всему вызов. Он отрицает всё, что было утверждено и признано его предшественниками, а также всё то, во что верили и считали священным его современники, тщательно исследуя всё это и вскрывая ложь, пустоту и глупые ошибки. Делая же это, его не покидает чувство тяжести вселенской глупости на его плечах. Ничто не способно устоять перед его критицизмом: ни идеи, ни институции, ни люди. И хотя каждые две недели некоторые довольно мрачные личности объявляют о несостоятельности анархизма, никто так и не сумел достойно ответить ему на его критику и опровергнуть её. Каждый проходящий день нашей жизни, наоборот, только доказывает его правоту.

Анархизм является в сущности индивидуалистическим. Правильно было бы сказать, что анархизм не является доктриной и что все те (а такие есть, уж поверьте), кто хочет превратить его в догму, неизбежно сталкиваются с неодобрительными насмешками и опровержениями со стороны их же собственных друзей. И поэтому, несмотря на многочисленные попытки сделать из анархизма догму (которые, вероятно, вызваны внезапным пробуждением авторитарного инстинкта в психике), анархизм остался чисто индивидуальной философией и деятельностью.

И даже если среди нас, анархистов, есть так много разных течений, то все они всё равно разделяют утверждение права личности на то, чтобы жить своей жизнью. Опираясь на этот принцип как на отправную точку, все анархисты выступают против подчинения личности каким-либо образом тому, что было учреждено и создано до неё. Все они призывают её к перманентной критике и признанию истинным лишь то, что сама личность вызнала таковым. Индивидуализм и антидогматизм – таковы два фундаментальных принципа анархистской мысли.

Будучи наделённым волей жить в соответствии со своей индивидуальностью и утверждать свою самость через оппозицию к враждебной социальной среде, анархист, который по определению не признаёт ничего априори, является прежде всего личностью, бросающей всему вызов. Он знает только один ответ на предписания сотни голосов прошлого, которые направляют настоящее: «Я отрицаю!».

«Я отрицаю всё навязанное, непреложное, абсолютное. Все религиозные, нравственные и научные догмы.

Я отрицаю Бога и веру в него, которая навязывается слабым страхом перед неизвестностью, а слепым перед светом.

Я отрицаю права и обязанности, абстрактные и совершенно условные правила, чья цензура препятствует моим действиям и которые не могут быть оправданы. Что же касательно прав, то я обладаю только теми правами, которые были добыты моей силой. Жизнь учит нас тому, что не существует прав без силы, и что права сами по себе не способны сопротивляется ей. Обязанности! Я обладаю лишь теми обязанностями, что были созданы моей силой и волей: Я хочу и могу, следовательно, я должен.

Я отрицаю добро и зло. Ни одно деяние само по себе является хорошим или плохим. Оно является таковым лишь по отношению к тому или иному явлению. Моё добро может быть одновременно злом для моего ближнего. Я называю добром всё то, что способствует поддержанию и усилению моей жизни, а всё то, что способствует противоположному, я называю злом. И я являюсь единственным человеком, который судит о своих поступках.

Я отрицаю научные догмы, которые столь же абсурдны и опасны, как и догмы религиозные. Очень часто случается так, что то, что было истиной в одно время, признавалось заблуждением в другое. Я не приемлю никаких границ для моей любознательности: я всегда стремлюсь переработать все понятия и переделать все эксперименты.

Я отрицаю власти, законы, конвенции. Тот, кто повинуется, жертвует частью своей жизни, но я не желаю лишиться ни одной из частей своей личности. Я с жадностью отношусь к каждой секунде моей жизни и ревностно стремлюсь использовать каждую драгоценную минуту моего времени. Я отрицаю власти, потому что они ограничивают мою деятельность, уродуют мою личность и преграждают своими стражами мой путь. Я, богатый волей и жаждущий дышать свободно и видеть свет, отрицаю!

Законы, договоры, конвенции: я отрицаю их! Отрицаю, отрицаю и ещё раз отрицаю! Законы, которые были созданы сильным большинством, чтобы подавлять бунтующих личностей. Правила, придуманные мажоритарным стадом и направленные против смелости меньшинства. Социальные договоры, чьи положения я никогда не принимал и которые тем не менее связывают меня обязательствами с теми, с кем я не знаком. Глупые конвенции, лицемерие, обычаи, полные фальши и лжи, а также уродство напяливают на меня маску с улыбкой ко всем остальным окружающим меня с такими же масками.

Всё это я отрицаю!».

Но отрицания лишь в мыслях недостаточно, поскольку мысль, которая не воплощается в действии, столь же неполноценна, как и слово без мысли.

Философская позиция отрицающего находит свою практическую реализацию и продолжение в борьбе. Что анархист отрицает в себе, то он отрицает и во всей жизни. Он – разрушитель.

Отрицающий является разрушителем, который в одиночку, не обращая внимания на то следует ли кто-то за ним или нет и не желая с полным осознанием своей собственности силы следовать за кем-либо тоже, сражается, и делает это даже ради простого удовольствия от такого ремесла.

Его проникающая, энергичная, упрямая критика вместе с его иронией и волей сеют сомнение и смятение. Когда этот дух разрушающий проходит мимо людей, то смиренные впадают в панику, а фанатики в бешенство.

В старых вонючих городах, где царят грязь и пыль, среди бесформенных хижин прошлого, школ, тюрем, правительственных учреждений и борделей, он свободно шествует со своей лопатой и факелом.

В периоды упадка цивилизаций он является спасительным варваром – единственным, кто до сих пор способен созидать и противопоставлять свою индивидуальность всеобщим бедствиям.

Он отрицает всё, чтобы всё лучше и всё больше утверждать свою волю.

Перевод: Денис Хромый