November 9, 2022

«Главное богатство Казахстана — это люди»

Стендап-комик Евгений Чебатков — о юморе, инвестициях и осознанном потреблении

Фото: Михаил Пешков

Евгений, чем бы вы хотели заниматься, кроме стендапа?

В качестве дела жизни я рассматривал только стендап, рэп, американский футбол или спорт в целом и (смеется) сутенерство. Если говорить серьезно, то я работал копирайтером в рекламе, и мне очень нравилось. Я, наверное, мог бы продолжать этим заниматься.

Если бы у меня была параллельная жизнь, я бы точно стал профессиональным спортсменом, скорее всего, хоккеистом. Кроме того, меня привлекает все, что связано со сценариями, режиссурой.

Какими личными качествами должен обладать человек, чтобы заниматься стендап-комедией?

Нужно спокойно относиться к неудачам, быть готовым начинать заново и терпеть, переживать, двигаться дальше. Самое главное — найти силы сказать себе: «Ок, здесь и сейчас я провалился, но это не значит, что я плохой. Просто именно сейчас я недоработал. В следующий раз сделаю лучше». Мне кажется, это очень сближает стендап-комедию с бизнесом, инвестициями. Выходя на сцену, ты делаешь огромную ставку на то, что сейчас произойдет. Тебе каждый раз нужно завоевывать аудиторию. Поэтому в моем деле стрессоустойчивость невероятно важна, как и стойкое отношение к поражениям.

Вы родом из Казахстана. Есть ли различия в стендапе между Москвой и Астаной?

Наш жанр быстро развивается на постсоветском пространстве, и Москва в определенный момент стала центром стендап-комедии.

Казахстан — что мне отрадно осознавать, как гражданину этой страны — тоже показывает неплохой результат. Но я считаю, что в Казахстане у стендап-комиков гораздо больше свободы на сцене и больше разнообразия. Зато у российских коллег больше опыта в написании шуток, они более текстовые, а в Казахстане — более игровые. И то и другое здорово, и круто уметь комбинировать эти вещи. На мой взгляд, сильные стороны есть и у казахстанского, и у российского стендапа.

Тренд на злой и уничижительный юмор подходит к концу?

Мне кажется, да. Мой опыт стендап-комика подсказывает, что веяния быстро меняются: если совсем недавно ЧБД («Что Было Дальше»; популярное шоу на YouTube. — Ред.) было топовым, то сейчас они вообще не выходят. Очевидно, это связано с комплексом причин, но я также полагаю, что комедия, построенная на агрессии, как и все хейт-шоу, имеет свою ограниченную фазу популярности. Наш жанр должен отвечать на определенные запросы, влиять на формирование аудитории и немножко ее воспитывать. Когда занимаешься стендапом, ты должен нести ответственность за все сказанные и даже непроизнесенные слова.

Есть ли у вас запретные темы для шуток?

Конечно, есть темы, которые я не затрагиваю в выступлениях, но не потому, что ограничен социальными табу, а потому, что не имею достаточной экспертизы. Я хочу шутить над тем, в чем хорошо разбираюсь.

Фото: Михаил Пешков

Вы когда-нибудь пробовали инвестировать?

В определенной степени да, но пока у меня небольшой опыт. Например, я вкладывался в создание приложения от томских ребят. Сейчас одна крупная корпорация заинтересована в приобретении этой разработки. Я, как держатель 25% акций компании, жду решения о сделке с нетерпением. Еще немного инвестировал в криптовалюты.

Как вы распоряжаетесь своими финансами: самостоятельно или делегируете?

На сегодня я сам справляюсь с этими задачами. Необходимости приглашать финансового консультанта пока не возникало.

У вас есть финансовая цель?

На данный момент, наверное, нет, ведь я недавно купил квартиру в Москве. Если появится возможность, я бы сразу инвестировал в какой-то бизнес. У меня есть ряд партнеров, которые занимаются разными интересными проектами, в том числе в Казахстане. Было бы круто в них вложиться.

Одна из тем нашего номера — осознанное потребление. Что вы вкладываете в это понятие?

Ответ заложен в сам термин: потреблять ровно столько, сколько тебе достаточно. Очень много негативных последствий для нашей планеты связано с неконтролируемым производством и потреблением. Чтобы переломить эту ситуацию, необходимы кардинальные изменения как в самом производственном процессе, так и в маркетинге, а еще в воспитании детей.

Вся западная культура потребления построена на подогревании страха упущенных возможностей: «Вот вышел новый продукт — успей его приобрести, иначе потом будет поздно!» Эта философия оказывает сильное давление на потребителей во многих уголках планеты, заставляя человека совершать непродуманные покупки.

Хотя я плохо разбираюсь в производственном процессе и лишь по верхам знаком с экологическими проектами, но, как человек с маркетинговым образованием, работавший в рекламе, я бы точно произвел определенные изменения в этой сфере. Понимаю, что все упирается в задачи бизнеса, но я уверен, что можно найти компромисс.

Участвуете ли в экологических проектах?

Для меня, как для жителя одного из самых грязных городов Казахстана Усть-Каменогорска, это очень острая тема. Каждый раз, когда я приезжаю на малую родину и вижу своими глазами идущий из труб дым, думаю, что круто было бы как-то это исправить. Я с третьего класса постоянно участвовал в экофорумах и других подобных мероприятиях. В университете озвучивал ролики на тему сбора мусора, да и сейчас это делаю, помогая экологической организации, которая занимается проблемой Байкала. Мне эта тема близка, и я мог бы погрузиться в нее с головой.

Вы много путешествуете. Чем для вас выделяется Казахстан среди всех остальных стран?

Казахстан выделяется тем, что это лучшая в мире страна! Главное богатство Казахстана — это люди. Кроме того, тут можно найти уникальные природные места. Прошедшим летом я проехал всю страну и могу уверенно говорить о том, какая она невероятно разнообразная. Восточный Казахстан, моя малая родина, фантастически красив. Это Алтай, горные реки, леса. Южный Казахстан — это уже среднеазиатская часть, особый мир. Западный Казахстан выделяется пустынями, верблюдами. Северный Казахстан — это нечто совсем иное. Приезжайте в Боровое, и вы сами во всем убедитесь!

Я счастлив, что вырос в многонациональной стране, где можно встретить людей разных конфессий, взглядов. Я очень скучаю по Казахстану, поэтому, работая и живя в Москве, часто приезжаю сюда.

Расскажите о своих творческих планах и ближайших проектах.

Мы готовим второй сезон проекта «Истории на ночь», уже сняли несколько выпусков. Это ASMR-чтение* сказок разных стран мира с вкраплением шуток. Есть ощущение, что во всех сферах и областях люди сейчас работают и живут в состоянии предельного стресса, поэтому я надеюсь, что такой очень простой и понятный формат тихого чтения сказок кому-то сможет помочь.


*ASMR — эффект релаксации, создаваемый в видеороликах стимулированием органов слуха и зрения