June 6, 2023

«Роль денег в нашей жизни будет переосмыслена»

Продюсер и предприниматель Тимур Бекмамбетов —
о трансформации кино, отношении к деньгам и новых проектах

Фото: личный архив Тимура Бекмамбетова

Тимур, вы посетили в этом году Каннский фестиваль. Что-нибудь интересное отметили для себя?

Фестиваль делится на составляющие. Первая — это парадная часть, связанная с праздником кино, красной дорожкой, красивыми нарядами звезд и мировыми премьерами. Вторая — бизнес-встречи. За кулисами торжеств представители киноиндустрии заключают сделки, обсуждают тренды.

Время меняется. Турбулентность в мировой экономике, геополитическая напряженность, развитие технологий — все это отражается и на кино, кардинально его реформируя. Кино перестало быть важнейшим из искусств. Люди после ковида неохотно возвращаются в кинотеатры, не видя в этом большого смысла. Потребление контента все чаще происходит на стриминговых платформах или площадках вроде YouTube. Это приводит к тому, что кинопоказ становится нишевым искусством, как опера или балет.

При этом производство контента не останавливается, и в этой сфере происходят тектонические сдвиги. Уменьшается роль Голливуда, формируется новый кинематограф в арабском мире, Китае, Европе.

Какие форматы будут востребованы в новой кинореальности?

Лет 10-12 назад я поймал себя на мысли, что основные впечатления, достижения и потери у людей в современном мире связаны не столько с их физическим существованием, сколько с цифровым опытом, полученным в соц­сетях. Если мы половину времени проводим за смартфоном, то как минимум половина всего контента, историй и аудиовизуальных происшествий будет происходить на экране моего телефона, а не в моей комнате. Мой экран расскажет обо мне больше, чем то место, в котором я нахожусь.

В итоге я начал разрабатывать новый язык кино, который назвал скринлайфом. Он построен на записи экрана героев и исследовании их приключений. Наш первый экспериментальный фильм на эту тему назывался «Убрать из друзей» (Unfriended). Неожиданно он выстрелил, стал культурным событием. Студия Universal согласилась его дистрибутировать на широкие экраны.

За 10 лет мы сняли разные произведения в этом жанре: комедии, фэнтези, детективы. Последний наш проект «Пропавшая без вести» (в оригинале Missing) с успехом вышел в кинотеатрах, в том числе в Казахстане, собрав $45 млн в мировом прокате, а недавно возглавил топ самых просматриваемых фильмов на Netflix в США.

А какие фильмы, книги или люди повлияли на вас как кинорежиссера и предпринимателя?

Как кинозритель я прошел длинный путь. Вначале на меня сильно подействовал гуманизм советских картин «Отец солдата», «Москва слезам не верит», фильмов Данелии и Рязанова. Потом, в 1980-х, я прошел через осмысление европейского кино: Антониони, весь артхаус, «Фантомас», фильмы с Бельмондо и т.д. В 1990-х на меня обрушилась вся мощь голливудского кинематографа: Кэмерон, Спилберг, Лукас, трилогия «Крестный отец».

К слову, у меня никогда не было мысли, что я стану в том числе и американским режиссером. Я не строил карьерных планов, просто делал то, что мне было интересно. Для меня процесс был важнее результата. Так получилось, что я сначала занялся рекламой, потом снял два «Дозора», неожиданно попал в Лос-Анджелес и стал делать голливудское кино: «Особо опасен» и другие картины. А дальше моя жажда, желание воплотить новые идеи привели к тому, что я перестал снимать и начал продюсировать. Был анимационный фильм «9», который я спродюсировал совместно с Тимом Бертоном, «Хардкор», который мы сделали вместе с Ильей Найшуллером, и другие проекты.

Фото: личный архив Тимура Бекмамбетова

Есть ли рецепт коммерчески успешного фильма?

Формула успешного кино состоит из трех элементов. Первый — он должен отражать интерес зрителя, его боль. Нужно показывать, что волнует аудиторию, что ей хочется увидеть, вокруг чего зрители будут готовы объединиться в кинозале. Второй — интерес автора. Если человек желает увидеть кино про космос, режиссер должен показать, что ему тоже хочется отправиться в это космическое путешествие. Третий элемент — драматургия, история, сценарий.

Когда эти компоненты собираются вместе, происходит «химия» и появляется успешное кино.

Как формировалось и менялось ваше отношение к деньгам?

Так получилось, что вопроса, где взять деньги, у меня не возникало. Я вырос в достаточно благополучной семье, ощущения бедности у меня никогда не было и страха потерять деньги — тоже. Они являются ресурсом для реализации мечты, не более.

Мне запомнился один отрывок из Торы. Есть правило в Священном Писании, согласно которому долг списывается через шесть лет. Гениальная идея, позволяющая человеку оставаться свободным.

Мне кажется, что за сменой ценностей произойдет и переосмысление роли денег в нашей жизни. Новые товарно-денежные отношения приведут к тому, что инвестиции, спекуляции, формула «деньги делают деньги» уйдут в прошлое. Коммунизм не за горами (смеется)!

Инвестируете ли вы в ценные бумаги?

Лет 10 назад я этим немного занимался. Придерживался простого принципа: покупал то, чем пользовался. Если переставал использовать — продавал бумаги. За два года я из $50 тыс. сделал $300 тыс. А потом случился ковид, я закрыл все позиции и вывел деньги, а прибыль направил на производство нового фильма.

Над какими проектами, помимо мультипликационного фильма о приключениях Ходжи Насреддина, вы работаете сейчас?

Мы заканчиваем новый скринлайф-проект для студии Universal. А еще я собираюсь вернуться в режиссуру традиционного экшен-кино. Об одном из новых проектов — фильме Motor City — мы объявили в Каннах.

Также занимаемся разработкой рекордера и плеера записи видео с экрана, который позволял бы делать интерактивный скринкаст. Потребитель смотрит кино в виде записи с экрана, но при этом он также может взаимодействовать с ним, изменять контент и т.д. Мы используем рекордер в производстве фильмов, делимся им с другими студиями, но пока не сделали полноценный продукт на продажу. Не хватает времени.

Фото: личный архив Тимура Бекмамбетова

Вы из Казахстана. Поддерживаете ли связь с родиной?

Приезжаю поесть бешбармак и пообсуждать с друзьями планы на будущее, которые никогда не сбываются (смеется).

Какую роль, на ваш взгляд, может играть Казахстан в современном мире?

Если говорить отвлеченно, есть один важный процесс, который скажется на судьбе страны в долгосрочной перспективе — это десятилетия инвестиций в людей, которые с 1990-х годов уезжали учиться за рубеж, а потом возвращались в Казахстан работать. В итоге эти люди, а не нефть или уголь, станут главным капиталом страны, который поможет ей выйти на новый виток развития.