Reading
December 26, 2023

Книжный марафон 2023

Этот год был для меня не только тяжелым, но и продуктивным в поиске самого себя. Первое и чрезвычайно важное начинание, которое я не забросил, это… Чтение. Конечно же, я и раньше читал, но подход к этому был совершенно другой. Десять книг в год для меня были чем-то обыденным, да и я не заморачивался по поводу прочитанного.

Но в какой-то момент я начал задумываться, что этого слишком мало, плюс попытка вести литературный дневник несколько лет назад была заброшена, и в итоге у меня не имелось представления, а сколько я вообще книг прочитал за последние пять лет и какие мысли были по поводу каждой… Но этой эпохе "простого чтения" подошел конец: теперь я не только записываю, что читаю, свою оценку и отзыв, но и выписываю цитаты, сортирую книги по жанрам и, в общем, веду полноценную базу данных. А самое главное — теперь я много читаю. И в этом моя новая сила.

Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

Радости подходящего к концу года на этом, конечно, не закончились. Помимо прочего, мне повезло познакомиться с Ольгой Богдановой — лингвистом, писателем и автором двух блогов (общий и книжный). Стоит отдельно упомянуть, что она помогла мне с выпуском моего первого сборника стихов. Однако же возвращаясь к теме, Ольга самостоятельно составляет список для ежегодного книжного марафона, который состоит из тридцати пунктов с жанрами (или направлениями), по которым нужно выбрать и прочитать книгу. Соответственно, максимум можно прочитать тридцать книг, и тогда марафон будет завершен! Вдобавок, она подбирает еще и варианты различных книг под некоторые пункты, так что участникам заметно упрощается работа. Главное — читать.

Ольга уже составила и выпустила список для книжного марафона 2024 года, и мне, если честно, уже не терпится начать. А в этом посту я бы хотел подвести итоги, какие книги я выбрал и прочитал для каждого пункта марафона этого года. Да, я закрыл гештальт по всей тридцатке! Что ж, приступим…



1. Книга, в названии которой есть число. Анна Гавальда — «35 кило надежды»

Книга повествует о тринадцатилетнем мальчике, который рассказывает о своем окружении, взрослении, возникающих жизненных трудностях. Произведение само по себе очень короткое, его хватит на один спокойный вечер. Моя версия еще с удачно дополняющими ее рисунками. В итоге читатель получает "живую" историю: все реалистично, и даже несмотря на повествование от первого лица, удается прочувствовать героя и шаг за шагом наблюдать за его взрослением. Не могу сказать, что я любитель историй подобного жанра, но данное произведение определенно мне понравилось, ведь оно и не затянуто, и трогательно.

2. Книга, в названии которой есть топоним. Геннадий Гончаренко — «Битва на Волге»

Книга повествует о невероятных подвигах защитников Родины, отстаивавших Сталинград во время Великой Отечественной войны. Автор, являясь ветераном боевых действий и собрав дополнительную информацию из книг, рассказов товарищей объясняет, как смогли советские люди противостоять натиску фашистских захватчиков.

Произведение цепляло меня за живое на каждой странице, потому что я испытываю бесконечное уважение перед советскими солдатами и жителями, столкнувшимися лицом к лицу с ужасной и беспощадной войной. Плюс книги состоит в том, что она не представляет из себя сухое перечисление хронологии событий, а позволяет погрузиться в события того времени и атмосферу. В общем, замечательное историческое произведение, по-настоящему раскрывающее подвиги людей.

3. Книга в специфическом для вас жанре. Саид Гафуров, Дарья Митина — «Боевая экология»

Перед вами детальная история возникновения термина "экология" и всего, что за ним кроется, начиная от целенаправленного создания голода в странах-колониях руками Британской империи, заканчивая современными эко-концернами и развеиванием всей чуши и мифов, витающих вокруг этой темы. Много времени уделяется вреду и абсурдности экологических организаций в России.

Книга хороша своей структурированностью: все разделено по небольшим частям и расположено в логическом порядке, так, что читатель шаг за шагом погружается в тему и следует подробному объяснению. Наверное, затронуто просто все, связанное с экологией. В конце книги есть также два очень любопытных приложения, которые наводят ясность в двух темах, вокруг которых витает множество мифов, — «радужная» повестка и голод в 30-х годах прошлого века на территории СССР.

Я заинтересовался книгой из-за постоянных упоминаний экологических проблем в последнее время плюс разных трендов на эко-товары. Первая половина книги, затрагивающая все основное, меня очень увлекла. Однако же во второй половине начались более специфические темы с множеством политинформации, мне ранее неизвестной. В какой-то момент я уже хотел завершить чтение, но все же решил заставить себя и добраться до конца. Я не пожалел, некоторые темы меня тоже увлекли, вдобавок указанные выше приложения.

4. Книга, которая вам понравилась из-за персонажа. Николай Островский — «Как закалялась сталь»

Частично автобиографический роман советского писателя Николая Островского повествует о взрослении и невероятном духовном росте парня в годы социалистической революции. Каждый новый удар судьбы подкашивает здоровье, но не останавливает рвение и самоотверженность преданного идеям коммуниста.

Данная книга мне безумно понравилась, и я вполне могу назвать ее одной из своих любимых по следующим причинам. Во-первых, погружение в напряженные события первых десятилетий прошлого века захватывает дух, поскольку для меня этот период историй весьма и весьма интересен. Во-вторых, главный герой своим упорством и преданностью выбранным идеалам и моральным ценностям является для меня примером настоящего человека и вдохновляет не сдаваться перед неудачами и идти дальше, несмотря ни на что. А в-третьих, это живая история, где каждый персонаж отражает какой-то реальный слой общества и происходящее воспринимается как нечто большее, чем просто литературный текст.

5. Книга, написанная с несколькими POV. Томас Кенилли — «Список Шиндлера»

Роман, опубликованный в 1982 году, повествует историю о немецком предпринимателе Оскаре Шиндлере, который поднял своё состояние во время Третьего Рейха, развив предприятие по производству посуды и снарядов, и, как заявляется в ходе повествования, спас более тысячи еврейских рабочих от газовых камер и нацистских концентрационных лагерей во время Холокоста. Книга стала основой для фильма Стивена Спилберга "Список Шиндлера", который вышел в 1993 году.

Я поймал себя на том, что слишком доверял автору, хоть у меня и возникали кое-какие сомнения по поводу написанного. Но занявшись поиском информации в интернете, да и посмотрев на книгу с другой стороны, скажу так: Шиндлера возводят до небес как спасителя, жертвующего всем ради лагерных заключенных, и одновременно успевают рассказать о варварстве советских солдат, которые, такое чувство, не спасать пришли, а захватывать себе новые территории.

Кроме того, не стоит забывать: фашисты сжигали все документы, когда осознали свое неизбежное и надвигающееся поражение во Второй мировой войне, из-за чего по многим аспектам просто отсутствует достоверная информация, поэтому автору пришлось довольствоваться рассказами лагерных заключенных, а что-то и просто выдумывать. Да. А на Шиндлера можно посмотреть с другой стороны: агент абвера, способствующий захвату Чехии и Польши, лишенный моральных ценностей, сколачивает себе капитал на рабском труду и, чувствуя поражение Рейха, решает откупиться якобы спасением евреев. Я не могу сказать, кто он такой и какие его реальные заслуги, но мне опять-таки омерзительна очередная попытка унизить Советский Союз и его роль в победе против фашизма. Вдобавок, персонаж изображен достаточно однобоко: при отклонении от основного повествования и упоминании грешков Шиндлера, автор быстро давал попятную со словами «времена были тяжелые, да и кто не грешил?»

Однако, даже не смотря на все это, книга является хорошим источником для более детального знакомства с постепенным ужесточением еврейской политики фашистов и лагерной жизнью (хотя вернее было сказать «смертью») для понимания, почему фашизм является последней, самой ужасной стадией капитализма.

6. Книга с мифологическим сюжетом. Стивен Фрай — «Троя. Величайшее предание в пересказе»

Книга повествует о небезызвестном мифологическом эпосе о Троянской войне. Автор много времени уделяют объяснению предшествующих событий, кто и как появился на свет, с кем он в родстве, как появилась Троя и так далее. Детально, с юмором, в общем, приспособлено для простых читателей.

Честно сказать, для меня интересна была именно вторая половина книги, где уже началось непосредственное повествование Троянской войны. Да, я узнал много о греческой мифологии, но… Сколько я из этого всего запомнил? Большинство имен все равно перемешались в кашу, и, по моему мнению, автор зашел слишком издалека, хотя нельзя выставить ему это как критику, поскольку он объяснил действительно все. В общем и целом, это книга подходит для тех, кто хочет познакомиться с греческой мифологией, ведь, как уже было сказано, затрагивается не только Троянская война: «Санта-Барбара» по масштабам запутанных отношений просто курит в сторонке. И таким количеством богов может похвастаться далеко не каждое фэнтези, уж столько «чудес» происходит в книге.

Заключая, сама войнушка была интересная. В голове достаточно ясно представлялось поле боя, армия, описанные схватки. Забавно, что даже в книгу про мифы и легенде Древней Греции автор умудрился запихнуть антисоветчину. Ну зачем, объясните мне? Как можно сравнивать варварское поселение тысячелетней давности с воинами-освободителями двадцатого века? Ладно, просто эти ребята и в кошмарах видят «чертиков-коммунистов»…

7. Эпистолярный жанр. Януш Вишневский — «Одиночество в сети»

Вторая половина девяностых. Он – успешный, но одинокий. Невероятно умен, родом из Польши, живет в Германии, ездит по работе в США; разбирается в совершенно разных темах и разрабатывает вместе с одним студентом ICQ – мессенджер, позволяющий в онлайн-режиме общаться с собеседником хоть с другого уголка планеты. В этом мессенджере он знакомится с ней… Она — из Польши, но «живет с мужчиной, который приходится ей мужем». Переписка развивается, появляются длинные e-mail с душевными историями, появляются… Чувства? Но к чему это приведёт?

Это мой первый роман 18+, так что я испытал довольно необычный опыт. На самом деле, мне очень понравилась книга, потому что это не дешевая история, а сложная… Как жизнь. Некоторые сцены, в частности, с запрещенными веществами, были мне откровенно неприятны, просто не переношу такое. Тем не менее, это часть истории, без которой повествование не получилось бы таким. Как мне кажется, данный роман хорошо раскрывает неидеализированную сторону любви: со всеми реальными деталями, как это действительно происходит, а не так, как частенько преподносит кинематограф. Пошлый сюжет? Нет, здесь ведь не идет речь не только о двух главных героях, читатель наблюдает взаимодействие с другими персонажами, их истории и большой спектр эмоций. Книга, как-никак, доказывает одну вещь – появление интернета не означает исчезновение одиночества.

8. Книга-путешествие. Джон Стейнбек — «Русский дневник»

Данное произведение является классическим образцом репортажа и путевых заметок, созданным лауреатом Пулитцеровской премии писателем Джоном Стейнбеком и известным военным фотографом Робертом Капой. В 1947 году они совершили сорокадневное путешествие по Советскому Союзу, чтобы своими глазами увидеть жизнь страны, о которой в то время было известно очень мало.

Стремясь запечатлеть все, что видели, Капа и Стейнбек использовали метафору портрета. Они хотели показать СССР не как абстрактную концепцию, а как живую страну с реальными людьми, своими радостями и печалями.

Стейнбек с сочувствием и вниманием описывал повседневную жизнь советских граждан. Он общался с ними, узнавал их истории и мысли. В своих путевых заметках он показал, что советские люди, несмотря на все трудности, были добрыми, отзывчивыми и трудолюбивыми.

Русский дневник до сих пор остается выдающимся мемуарным и историческим документом. Он дает уникальное представление о жизни Советского Союза в послевоенные годы.

Мне особенно понравилась объективность автора. Он излагал то, с чем реально столкнулся, при этом не становясь ни на сторону США, ни на сторону СССР. Кроме того, Стейнбек с Капой помогли воссоздать картину того общества, поскольку для меня это был пробел в знаниях: обычно в разговорах о СССР говорят про военное время или же поздний период начала перестройки. Особенно запомнились красочные описания многонационального питания, при чтении которых просыпался аппетит…

Однако же мне чего-то не хватало. Возможно, дело в достаточной «сухости» повествования, а еще было много описания поездок на транспорте, что меня интересовало в меньшей степени. Конечно же, более детально осветить жителей мешал языковой барьер, ведь оба прибывших американца совсем не говорили на русском. Тем не менее, произведение произвело положительное впечатление.

9. Дебютный роман автора. Оскар Уайльд — «Портрет Дориана Грея»

Художник Бэзил Холлуорд находит свой идеал и музу в юном Дориане Грее. Он боготворяет его и посвящает несколько картин, последняя из которых — портрет Дориана. Последний же сознается, что отдал бы все, чтобы старился только его портрет, а он сам оставался таким же красивым и молодым. Но сделка приобретает иной оборот: чем больше Дориан погрязает во мраке пошлостей и преступлений, тем отвратительнее становится нарисованное отражение его души…

Я не был знаком с творчеством Оскара Уайльда и был действительно заворожен книгой в начале. Но в какой-то момент мне стало неинтересно длинное отступление о жизни Дориана и некоторые сцены показались слишком театральными, то есть неестественно драматичными. В целом, у автора просто мастерское владение языком, сопровождающееся употреблением многогранных оборотов и юмора.

Я представляю одного из тех читателей, которые проникаются и сочувствуют персонажам из книг, разделяя их эмоции. Однако в случае с Дорианом это было противно, поскольку я совсем не разделял его ценности и происходивший с ним разврат. Но мне кажется этого и хотел добиться автор: показать изнанку души Дориана.

Произведение заставляет задуматься о чувствах, жизни, ценностях и является сборником красивых цитат. Концовка же многогранна и, так сказать, дело рук мастера. Я бы сказал, это очень философская работа.

10. Книга, за которую стыдно, что до этого не читали. Лев Толстой — «Анна Каренина»

Роман, опубликованный в 1877 году, рассказывает о судьбах нескольких персонажей русского общества XIX века. Книга имеет две основные сюжетные линии: Анна Каренина, жена высокопоставленного чиновника, которая влюбляется в молодого офицера; Константин Левин, дворянин и типичный образ русского идеалиста, стремящийся к счастливой жизни с Кити Щербацкой, много размышляющий о смысле жизни, практической помещичьей деятельности и народе. Книга представляет историю сложных человеческих отношений, любви, ревности и общественных конвенций того времени. «Анна Каренина» является классикой мировой литературы и одним из самых известных романов Льва Толстого.

Стоит сказать, что в школе Лев Николаевич обладает «не лучшей» репутацией. Да и в целом, наверное, многим знакомы мемы и шутки по поводу того, с каким размахом он писал: сложные грамматические конструкции, фразы на французском, длинные и детальные описания (пусть даже дуба).

Я же, на слово поверив в скучность его произведений, долго не решался браться за них. Однако же потребность ознакомиться с «базой», да и любовь к русской классике убедили меня прочитать произведение. И какого же было мое удивление, насколько захватывает чтение книги и как не оправданы шуточки школьников по поводу работ Толстого… Ладно, в этих шутках есть смысл, когда человек просто не вникает в книгу и не хочет читать. В ином случае: перед читателем во всей красе разворачивается атмосфера XIX века, монологи о жизни, красочное описание окружения, русский дух. Все то, за что я люблю классику.

11. Книга, в названии которой есть цвет. Владислав Крапивин — «Дети синего фламинго»

Женька, одиннадцатилетний школьник, идя домой по пляжу в сумерках, встречает незнакомца, предлагающему ему, как смелому рыцарю (по крайней мере, в детских играх с палками), спасти невидимый остров Двид от гнета Ящера, самостоятельно одолев его в схватке. Женька принимает вызов и отправляется с незнакомцем на лодке на остров, не подозревая, что его путешествие затянется и будет очень опасным…

Первый раз читал книгу давно, уже забыл весь сюжет и помнил лишь одну сцену, однако же у меня сохранилось трепетное чувство перед книгой. И поэтому я решил ее перечитать, уже значительно повзрослев. И, ура, волшебное впечатление не утратилось: само произведение интересно вдвойне, когда не только вникаешь в сам сюжет и взаимоотношения персонажей, но и читаешь «между строк», ищешь параллели, подтексты и задумываешься о сказанном в диалогах.

Для меня книга особенно ценна своими советскими образами. Школьники, вокруг которых разворачивается сюжет, являются примером воспитания с высокими моральными идеалами. Мне особенно запомнилась сцена, когда на острове Двид публично наказывали ребенка, применяя насилие с розгами, и главный герой не выдержал, закричав: «Фашисты!»

12. Книга с необычной концепцией. Итало Кальвино — «Если однажды зимней ночью путник…»

Роман Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник…» - это метароман, который исследует природу литературы, чтения и интерпретации. Главный герой романа - Читатель, который пытается прочитать книгу «Если однажды зимней ночью путник…» Однако книга оказывается сложной и запутанной, и Читателю постоянно приходится сталкиваться с препятствиями.

Вместе с Читателем, читатель романа знакомится с десятью разными историями, каждая из которых начинается в самом интересном месте и заканчивается на самом неожиданном. Эти истории принадлежат различным авторам и жанрам, и они создают ощущение бесконечного множества возможных интерпретаций.

Описание уже звучит сумбурно, и это неудивительно: ведь книга не из тех, которые можно назвать «стандартными» в каком-либо смысле. И мне она не понравилась от слова совсем, но дочитать ее уж надо было, поскольку она являлась последним оставшимся пунктом книжного марафона. Тем не менее, это первая книга на моей памяти, когда я не смог ухватиться за сюжет и монологи, лишь постоянно задаваясь вопросом — а что здесь вообще происходит?.. Подводя итог, для меня это была какая-то наркоманская философия, из которой получилось извлечь лишь щепотку полезного.

13. Книга, которая сделала вас лучше. Марк Гоулстон — «Как разговаривать с мудаками»

«Как разговаривать с мудаками» — это практическое руководство по улучшению коммуникационных навыков и умению эффективно общаться с людьми, которые пытаются осознанно или нет вывести собеседника из себя. Книга описывает разные типы неадекватных людей и дает пошаговую инструкцию, как с ними общаться, чтобы достичь своих целей и сохранить хорошие отношения. Автор использует занимательные примеры и истории из своей практики, помогая читателям лучше понять суть собственных коммуникативных проблем и научиться их решать.

Посредством книги я захотел приобрести больший контроль над своими эмоциями и вспыльчивостью, чтобы сохранять самообладание и хладнокровие в любой ситуации. Конечно же, суть данных книг не в том, чтобы после прочтения сделать из читателя великолепного кого бы то ни было. Главное — после прочтения применять техники, то есть практиковаться. Хотя и сама теория много дает понять. И мне книга в целом помогла, но, опять-таки, насколько эффективны техники покажет только практика. Вполне возможно, что я буду еще раз перечитывать книгу для усвоения материала.

Могу лишь добавить, что прочитать это руководство рекомендую каждому, просто потому, что у всех с наибольшей вероятностью есть хоть один неадекватный знакомый в окружении, с которым приходится взаимодействовать. Да и в целом, одна из частых проблем любого общества: отсутствие нормальной коммуникации между его членами, что неизбежно приводит к конфликтам. Так что книга точно не будет лишней.

14. Поэзия. Кондратий Рылеев — «Стихотворения»

В сборнике представлены некоторые стихотворения поэта за 1821-1822 года. В частности, они имеют политический уклон: в одних критикуются тщеславные люди и буржуазия, в других рассказывается про верность Родине, в третьих же упрекается бездействие со стороны молодых людей в классовой борьбе.

Этот сборник шел по умолчанию с некоторыми другими книгами на моем ридере Pocketbook. Забавно, что его больше нигде не найти: даже на официальном сайте Pocketbook он недоступен к скачиванию, хотя отображается. Я решил прочитать Рылеева почти наугад: с его творчеством я не знаком, а известных авторов брать как-то не хотелось. И данный сборник оказался удачным выбором: хоть стихотворения и достаточно тяжелые (иногда трудно ухватиться за идею), но они написаны красивым языком и обладают окраской мужества, призыва, критики. Так как я люблю учить стихи наизусть (мое дополнительное хобби), то этот сборник я уже взял на заметку: в нем есть, что выбрать.

15. Книга остросюжетного жанра. Дэн Браун — «Код да Винчи»

«Код да Винчи» — это роман Дэна Брауна, опубликованный в 2003 году. Книга описывает события, происходящие в течение двух дней, когда профессор символогии Роберт Лэнгдон пытается раскрыть загадку, связанную с убийством куратора Лувра в Париже.

Основная тема книги — поиск истины об исторических фактах, связанных с жизнью Иисуса Христа и его отношениями с Марией Магдалиной. Роберт Лэнгдон сталкивается с множеством загадок и головоломок, которые ведут его к секретному братству, известному как Приорат Сиона, которое якобы хранит тайну о потомках Иисуса и Магдалины.

«Код да Винчи» полностью оправдывает свой остросюжетный жанр: такое количества эпичных сцен я уже давно не встречал в одной книге. Вдобавок происходящее захватывает настолько, что не можешь оторваться, напряжение сквозит буквально на каждой странице. Я не смотрел экранизацию, но она вряд ли сможет превзойти читательский опыт… Единственное — начинаешь путаться, что в произведении вообще правда, а что вымысел автора, уж так убедительно тебе преподносят все. Однако в нескольких местах аргументы из книги показались мне неубедительными при более детальном рассмотрении. Но это неважно, потому что в целом произведение себя оправдало, и концовка тоже не разочаровала!

16. Понравившаяся книга в жанре нон-фикшн. Захар Прилепин — «Все, что должно разрешиться»

Книга «Все, что должно разрешиться» - это хроника событий, предшествовавших, сопровождавших и последовавших за началом войны на Донбассе в 2014 году. Автор, будучи активным участником этих событий, выступает в роли летописца и рассказчика, описывая как факты, так и свои впечатления и эмоции.

Прилепин уделяет большое внимание человеческим историям, рассказам о том, как люди оказались втянуты в войну, как они переживают ее, как они борются за свою жизнь и свободу. Он пишет о простых людях, о солдатах, о командирах, о политиках. Он показывает, как война меняет людей, как она ломает их судьбы. Книга была выпущена в 2016 году, а таких людей, как Захарченко, Моторола, Гиви, у которых Прилепин брал интервью, уже нет в живых: против каждого из них был организован теракт. Собственно, и сам Прилепин стал недавно жертвой теракта, но ему, к счастью, удалось выжить.

Хоть читать было морально и тяжело, но книга мне понравилась. Она много объяснила и расставила на свои места у меня в голове. Конечно же, автор, как и каждый человек из книги преподносит свою позицию, но прислушиваясь к непосредственным участникам начинаешь понимать больше, чем можешь просто прочитать из статей, да и мнение «диванных экспертов» уж явно менее ценно в этом вопросе, чем людей из Донецка.

17. Книга, которую когда-либо запрещали. Джордж Оруэлл — «Скотный двор»

Ферма «Усадьба» в Англии. Однажды ночью всеми уважаемый хряк Старый майор устраивает собрание, в котором рассказывает о несправедливости между людьми и животными и призывает их к революции. В конце он поет им революционную песню из детства, которую вспомнил благодаря недавнему сну. Через несколько дней он умирает, но его идеи воодушевляют животных и они прогоняют людей с фермы. Власть принимают две свиньи – Наполеон и Обвал. Однако чем дальше продвигается становление нового режима, тем меньше революционных идей остается в нем и в мыслях у свиней, которые получают привилегии, борются за власть и меняют первоначальные законы в угоду своим желаниям…

Сама по себе история мне понравилась, она и забавная, и со смыслом. В целом, автор, как мне кажется, хорошо описывает, что рано или поздно происходит с пост-революционным государством, ведь власть – лакомый кусок.

Но некоторые моменты уж очень спорны и я в них не поддерживаю Оруэлла. Одна сцена из книги однозначно поставлена как аналогия с Великой Отечественной, только вот преподносится она как отстаивание буржуазных владений власти Советов посредством отправления многих граждан на «мясорубку». Конечно, после смерти Сталина начали развеивать «культ» его личности и уничтожать уже созданный при нем коммунизм, но тогда уж Оруэлл выбрал не тот период истории, либо же просто отстаивал интересы определенной пропаганды.

Сделаю пояснение: конечно, нельзя представлять СССР в период правления Сталина как идеальный политический режим, ни в коем случае: проблем там более чем хватало, как и несправедливости. Но забавно читать произведение с таким подтекстом, когда автор буквально говорит: «Я никогда не посещал Советский Союз, но все равно много знаю.»

18. Биография. Себастьян Хафнер — «История одного немца»

Книга «История одного немца» — это мемуары немецкого журналиста и историка Себастьяна Хафнера, написанные в эмиграции в 1939 году. Книга охватывает период с 1914 по 1933 год, времени окончательного прихода Гитлера к власти.

Главный герой книги - сам Хафнер, который родился в 1907 году в семье среднего класса. Он описывает свою жизнь в Германии в годы Первой мировой войны, революции, Веймарской республики и прихода к власти нацистов.

Я читал книгу в оригинале на немецком языке. Мне понравился стиль написания, легкий для восприятия, плюс красивый подбор слов и выражений, украшающих историческое повествование с позиции автора. Книга написана «плавно» и читается без затруднений, вдобавок не возникает скуки: местами возникала напряженность в ожидании дальнейшего развития сюжета. Книга сплетает личную историю автора и его пояснения по поводу происходящих перемен в политическом режиме Германии.

В целом, произведение хорошо объясняет становление нацистского правительства и его зверскую политику, насколько я смог понять, хотя некоторые рассуждения автора вызвали у меня вопросы и я отнесся к ним скептически. Но все же книга хорошо совмещает в себе историю и сюжет, показывая пример, как доносить историю широким кругам.

19. Книга, в которой действует реальный исторический персонаж. Борис Полевой — «Повесть о настоящем человеке»

Повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» рассказывает о подвиге советского лётчика-истребителя Алексея Маресьева, который в 1942 году был сбит над вражеской территорией и чудом выжил.

В результате авиакатастрофы у Маресьева отказали обе ноги. Он 18 дней пробирался по лесам и болотам, питаясь ягодами и кореньями, и наконец, добрался до деревни, где местные жители помогли ему добраться до госпиталя.

Несмотря на тяжелую инвалидность, Маресьев не сдался. Он прошел долгий и трудный путь реабилитации, и в 1943 году вернулся в строй. Вновь сев за штурвал самолёта, Маресьев совершил еще много боевых вылетов и лично сбил 7 вражеских самолетов.

Повесть Полевого основана на реальных событиях. Автор встретился с Маресьевым в 1943 году и записал его рассказ. В книге же имена участников повествования изменены, сам летчик представлен читателю как Мересьев.

Книга увлекла меня с первых страниц, поскольку дожидаться «экшна» не пришлось, он начался сразу же. Автор, описывая происходящее, сумел воссоздать обстановку и помочь читателю поставить себя на место главного героя. Этому также способствовали монологи внутреннего героя, хоть повествование и велось от третьего лица. Они открыли завесу тайны на цели и ценности юного летчика. Сам же герой является примером для подражания: его стойкости духа можно восхищаться. Так что для меня это еще одна мотивирующая книга, почти наравне с книгой Островского «Как закалялась сталь».

20. Книга, отмеченная литературной премией. Эрнест Хемингуэй — «Прощай, оружие!»

Книга рассказывает историю американского солдата (командира транспортного отделения санитарной части в звании лейтенанта) Фредерика Генри, который во время Первой мировой войны служит в итальянской армии и влюбляется в молодую англичанку по имени Кэтрин Баркли. Их любовь развивается на фоне ужасов войны, и оба сталкиваются с множеством трудностей и испытаний, как в бою, так и за его пределами.

Напряжение в книге постоянно нарастает, и где-то после середины держится очень долго. Хемингуэй писал интересным стилей: короткие предложения, мысли вслух главного героя, постоянные диалоги персонажей. Все это позволяет прочувствовать ситуацию и легко погрузиться в атмосферу. Книга мне очень понравилась, так как она совмещает в себе нежность влюбленных, ужасы войны и душераздирающий финал. Я давно не читал таких пронизывающих произведений. Собственно, не зря «Прощай, оружие!» считается классикой жанра.

21. Сборник рассказов. Михаил Шолохов — «Судьба Человека. Донские рассказы»

«Судьба человека» - рассказ Михаила Шолохова, опубликованный в 1957 году. В нём рассказывается о судьбе Андрея Соколова, советского солдата, который прошел через все ужасы Великой Отечественной войны.

В начале рассказа Соколов описывает свою мирную жизнь до войны. Он был счастливым мужем и отцом, имел хорошую работу и дом. Однако война изменила всё. Соколов попал в плен к немцам, где подвергался жестоким пыткам. Он бежал из плена и вернулся на фронт, но там узнал о гибели своей семьи. После войны Соколов нашел маленького мальчика Ваню, который тоже потерял родителей. Соколов решил взять Ваню к себе и стать ему отцом.

«Донские рассказы» - цикл рассказов Михаила Шолохова, написанный в 1924-1926 годах. В них рассказывается о событиях Гражданской войны на Дону.

Рассказы Шолохова проникнуты глубоким лиризмом и трагизмом. Они показывают, как война разрушает жизнь людей, ломает их судьбы. В рассказах Шолохова также раскрывается тема человеческого достоинства и нравственности.

«Судьба человека» – потрясающий рассказ, который раскрывает страдания переживших войну людей. «Донские рассказы» – отличное дополнение к «Тихому Дону», потому что позволяет расширить представление о Гражданской войне 1917 года. По-современному это могли бы назвали «спин-офф», хоть это и не совсем корректно.

Мне было очень тяжело читать эту книгу. Нет, она интересна и увлекательна своим сюжетом. Но каждый рассказ содержит такие глубокие эмоции, слезы, кровь, страдания, людские потери, что это просто… Тяжело. Поэтому подумайте перед прочтением, готовы ли вы не к «развлечению», а к глубоким произведениям литературного искусства.

Михаил Александрович Шолохов – один из моих любимых писателей.

22. Книга, которую вы перечитывали несколько раз. Дмитрий Глуховский — «Сумерки»

«Сумерки» - это мистико-фантастический роман, опубликованный в 2007 году. Действие романа происходит в современном мире. Главный герой, — переводчик с испанского языка, получает в руки старинный дневник конкистадора, в котором рассказывается о пророчестве майя о конце света. Дмитрий начинает расшифровывать дневник и вскоре понимает, что пророчество может исполниться в ближайшее время. Он начинает исследовать эту тему и вскоре оказывается втянут в водоворот событий, которые помогут ему расшифровать пророчество и заглянуть в будущее.

Первая половина книга имеет развивающийся сюжет, уютную атмосферу, интересные небольшие отступления и этим затягивает: хочется поскорее узнать, что же будет дальше А во второй половине читателю предстоит познакомиться с Дмитрием Глуховским во всей его красе: антисоветчина, русофобия, сюжет по своему количеству меняется с отступлениями, а сам сюжет… Катится в никуда. Количество «философии» переливается за край.

Конечно, в книге присутствуют интересные мысли, сюжет не назовешь пустым. Но одновременно с этим читателю предстоит услышать про «генетическую память», что уже вызывает усмешку, а еще про «Сталина-вампира» (ох уж эти Советы, никому не дают покоя). И знаете, данная книга мне очень напоминает другую, тоже от Глуховского, — «Метро 2033», так как автор точно так же и там после половины повествования скатывается в философские размышления, русофобию и антисоветчину. Но там, как ни крути, мир все равно интереснее, здесь же первая половина книга не вытягивает вторую. Книгу же я перечитал из-за оставшейся в памяти мистики, которая навевает трепет. Да, там это есть, но проблема в том, что мистикой книга не ограничивается.

23. Книга из книжного цикла. Владимир Беляев — «Старая крепость»

Книга рассказывает о жизни ребят маленького пограничного городка Западной Украины в годы гражданской войны. Юные герои становятся свидетелями, а порой и участниками революционных боев за Советскую власть. Им приходится напрямую конфронтировать с петлюровцами.

Книга является первой в трилогии «Старая крепость», где также присутствуют «Дом с привидениями» и «Город у моря». Все они являются частями одной связанной и неразрывной истории, в которой герои взрослеют, приобретают новые навыки и формируют жизненные цели.

В произведении все присутствует в меру: и описание, и диалоги, и боевые столкновения. Словом, читается «Старая крепость» легко и увлекает с первых страниц. Тяжело описать словами, но книга дышит тем временем и позволяет с головой погрузиться в жизнь главных героев, в какой-то момент даже начинаешь завидовать их приключениям. Кроме того, автор хорошо ставит образ нацизма и коммунизма во времена революции, расставляя все точки над «i».

24. Книга о языке. Александр Пиперски — «Конструирование языков»

В книге Пиперски рассказывается об истории создания искусственных языков, о их грамматике, лексике и фонетике. Автор также рассматривает проблемы, связанные с конструированием искусственных языков, такие как их сложность, эффективность и жизнеспособность. Вдобавок книга содержит примеры реальных искусственных языков и исследует их различные особенности и цели.

У меня были совершенно неподходящие ожидания от книги: я думал, что найду советы по изучению новых для себя языков. Но несмотря на это, мне было очень интересно, ведь я до это в принципе ничего не знал об искусственных языках. А еще некоторая информация действительно поможет погрузиться в любой язык и посмотреть на него под другим углом. Также в книге рассказывается история языков, и это все-таки огромная часть человеческой истории, и рассматривается также эволюционирование языков.

В целом же книга не по моей тематике и ее прочтение можно суммировать как «общее развитие». Пиперски добавил к каждой главе упражнения, своего рода головоломки, чтобы лучше погрузиться в тему, но для меня они были лишними. Тем не менее, книга интересная.

25. Книга с параллельным сюжетом. Михаил Булгаков — «Мастер и Маргарита»

Книга объединяет несколько сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом. Одна из них рассказывает о Мастере, таинственном писателе, который написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Ха-Ноцри (Иисусе Христе) и пытается справиться с последствиями своего произведения. Его рукопись оказывается в руках дьявольской фигуры, известной как Воланд, и его спутников, которые приходят в Москву из преисподней.

Другая история рассказывает о Маргарите, женщине сильного характера и необычной красоты, которая становится спутницей Воланда. Она ищет своего возлюбленного – Мастера, и в итоге становится участницей дьявольского представления в Московском обществе, где Воланд производит множество необъяснимых чудес.

Кроме того, в романе много побочных персонажей и сюжетных линий, которые порой предстают как ироничные и жесткие пародии на советское общество, власть и обывателей.

Книга дала мне то, что я давно искал: мистику в советское время. Но вообще это не самое главное: меня поразил стиль написания, который я отнюдь не могу назвать старомодным, скучным, потому что Булгаков пишет изящно и увлекающе. Книга дает повод задуматься о разных темах, оставляя для читателя много «между строк».

Я слушал аудиокнигу в озвучке Ивана Литвинова, и был заворожен его мастерской актёрской игрой. То, как он отыгрывал роли, добавляло юмора и ясности в характеры персонажей. И это даже несмотря на выставленную скорость в 1,7х. Некоторые сцены смешили меня по полной, например когда группа неконтролирующих себя поющих хором людей на грузовике уезжает в лечебницу. В общем, книга оставила исключительно теплые воспоминания, хотя местами история казалась затянутой.

26. Книга, в которой больше 500 страниц. Дмитрий Глуховский — «Метро 2033»

Перед вами фантастический роман, в котором рассказывается об оставшейся человеческой цивилизации в Москве после ядерной войны. Чтобы выжить в мире постапокалипсиса, когда на поверхности обитают опасные мутанты и зашкаливает радиоактивный фон, людям приходится поселиться в метро.

Главный герой, Артем, получает задание: ему предстоит передать важную информацию, чтобы спасти все метро от нашествия ранее невиданных существ, однако для этого ему предстоит пройти длинный путь через опасные туннели. Но является ли это действительно спасением?..

Я буквально проглотил 600 страниц за два дня, будучи не в силах остановиться. Причем я уже читал эту трилогию несколько лет назад, но забыл большую часть сюжета. Завораживающее описание сцен, увлекательный сюжет и постоянно возникающие вопросы об этом мире действовали на меня крайне приятно. К сожалению, сам автор со своей русофобской повесткой испортил следующие две части, да и в этой встречаются несколько своеобразных мыслей… Но в целом, это одна из моих любимых книг и лучшая из трилогии – она не оставляет читателя равнодушным с ее душераздирающей концовкой.

27. Книга, действие которой происходит в любимую эпоху. Владимир Беляев — «Дом с привидениями»

Во второй части трилогии «Старая крепость», действие которой разворачивается в постреволюционный период, Василь со своими друзьями продолжают участвовать в строительстве новой советской эпохи, впутываются в противостояния с бандитами и контрреволюционистами, учатся и взрослеют.

Мне было немножко обидно, что я не сразу продолжил читать трилогию “Старая крепость”, потому что сюжет в ней един, и неплохо помнить, что было в предыдущей части. Первый раз я читал давно и мне казалось, что сюжет каждой части совершенно разный: в голове у меня вообще перепуталась последняя часть трилогии и «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева. Собственно, местами я путался с недавно прочитанной книгой Николая Островского «Как закалялась сталь», поскольку сюжет там разворачивается не только в ту же эпоху, но и в похожих локациях, да и в целом обе книги имеют похожие идеи в своей основе.

Тем не менее, и вторая часть мне очень понравилась, даже превзойдя первую часть. Автор отлично вводит в обстановку и в голове все ясно, как перед собой видишь героев. В отличии от первой части, здесь действия разворачиваются уже в мирное время, и приятно видеть, как герои с каждым днем строят вокруг себя новую страну пролетариата.

28. Книга, где вам понравилась концовка. Борис Васильев — «А зори здесь тихие…»

Май 1942 года. В Карелии, между фронтом и Мурманской дорогой, расположен 171-й разъезд. Комендант разъезда, старшина Васков, пытается навести порядок в вверенном ему полувзводе, где бойцы пьянствуют и деградируют.

Однажды на разъезд прибывают два отделения девушек-зенитчиц из «пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона». Девушки полны решимости выполнять свой долг, но они неопытны в военном деле.

Васков, как единственный мужчина в округе, оказывается в непростой ситуации. Ему приходится привыкать к свободе девушек, которые не привыкли к строгой дисциплине.

Ночью Рита, одна из зенитчиц, возвращаясь с самовольного свидания, обнаруживает двух немецких диверсантов. Васков докладывает об этом вышестоящему командованию, которое приказывает ему прочесать лес силами пяти бойцов.

Васков понимает, что диверсанты пойдут через Вопь-озеро к железной дороге, до которой 20 верст. Он собирает отряд из пяти девушек и спешит опередить немцев по короткой дороге через болота, которую они не знают. Но на месте их ожидает опасный поворот событий…

Единственное критика, которая у меня возникла, это путаница с именами девушек, я не смог их запомнить даже по их отдельным жизненным историям. В целом же, книга великолепна, она повествует о тяжелом военном времени, где переключение перспектив и рассказы об отдельных девушках помогают проникнуться героями. Автор хочет показать, что даже в войну – люди остаются людьми, они хотят любить, радоваться, строить будущее. Но, к сожалению, некоторым приходится погибнуть за светлое будущее страны… Книга показывает невероятное мужество, смелость, стойкость характера советских солдат, подвиг которых остановил фашистских захватчиков. Концовка меня тронула до слез.

29. Книга хорошего настроения. Макс Фрай — «Чужак»

Книга повествует о приключениях Макса от первого лица. Парень считает себя неудачником в нашем мире, в частности, его режим сна «совы» мешает жить Максу полноценной жизнью, разрушая связи с обществом. В какой-то момент парню начинает постоянно снится один и тот же город, — Ехо, в котором ему предлагают работу с ночной сменой в другом мире. Он соглашается и ему удается полностью переместится в новый для него мир. Магия в Ехо играет особенную и очень важную роль, а Макс оказывается в этом плане талантливым парнем, который на лету схватывает уроки по колдовству, в то же время впутываясь в разные передряги.

В последние несколько лет я охладел к фэнтези, но только не к этой вселенной! Серия представляет из себя, кажется, более 30 книг, и я с радостью прочитаю все из них! Особенно интересно, что одна большая история жизни Макса разбита на мелкие, но каждая следует одна за другой. Не знаю, что и отметить из минусов… Вполне вероятно, после прочтения вы будете жалеть, что магии в нашем мире нет!

В принципе, с фэнтези оно так: либо понравилось, либо нет. Это первая книга, при чтении которой я хохотал. Без скромности назову себя фанатом Макса Фрая. Однако же не знаю, будет ли данная вселенная и дальше развиваться в таком хорошем темпе.

30. Книга о книгах. Томас Фостер — «Искусство чтения»

В данной книге автор дает советы и подробно объясняет, как лучше понимать, анализировать и оценивать литературу. «Искусство чтения» помогает читателю развивать навыки чтения и находить смысл между строк, а также узнавать общие темы, символы и структуры, которые могут использоваться различными авторами. Так, например, вы поймете, какое значение имеет погода или болезни в литературе, как много отсылок к другим произведениям делают авторы и еще множество любопытного.

На самом деле, я хотел получить совершенно другую информацию: как улучшить технику чтения как самого процесса. Похожий случай уже наблюдался несколько пунктов назад, с книгой о языке. Но в итоге книга оказалась все равно полезной, потому что помогла взглянуть на литературу под другим углом. Однако в какой-то момент мне становилось скучно от очередной главы про другой символ, тем более, что я все равно не смогу все запомнить после первого прочтения. Кроме того, замечать все это при чтении не так-то просто: надо учиться и отрабатывать практику. Так что можно считать эту книгу практическим пособием. А тренировки остаются на совести читателя. В то же время, надо еще понять, как найти золотую середину между скорочтением и анализом прочитанного…

Вот так и выглядит список прочитанных мною книг для книжного марафона 2023! Кроме того, я решил выбрать три лучшие книги марафона, подводя итог. Здесь нет первого или второго места, моими критериями оценки были: общее впечатление от прочитанного, заложенный смысл, стиль написания. В общем, выбор без строгости. И тройкой лидеров в итоге стали: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева и «Чужак» Макса Фрая.

Каждая прочитанная страница стала для меня новым шагом в путешествии по миру знаний и эмоций. Благодаря книгам я расширяю свой кругозор, углубляю понимание человеческой природы и смотрю на многие вещи с новой, иногда неожиданной стороны. Книги — это двигатель цивилизации. Читайте, развивайте критическое мышление и не давайте себя обмануть. А я пошел готовиться к следующему марафону.