articles
June 18, 2023

КЕ: Просто способ смотреть

Есть два способа относиться к хайку.

  • Хайку — это такая поэзия.
  • Хайку как путь.

Если хайку, да и весь хайкай вообще — просто поэзия, то допустимо всё.

Играем словами, сочиняем как торкнет, ищем, что резонирует в собственной голове. Сэнрю, фристайл, сясэй — как хочешь назови, только не бросай в терновый куст.

Хайку как путь — тут цели сдвигаются.

Мы повторяем за Ореховой Соней, что ждем подготовленного читателя, на самом деле это скорее желание найти спутников на пути хайку.

Вот из МКХ-10, одно из любимых:

осенний день —
плету себе косу помягче

© Иса

Оно настолько простое, что сидишь и думаешь: как? Как оно так цепляет, что не забудешь и через год? Да и что там такого — в той косе. А вот же.

Что характерно, Иса — одна из немногих среди хайдзинов, кто всерьез и глубоко копает в хайку. То есть это не наитие случайное, это итог исследований, раздумий и практики.

Иногда в разборах автор восклицает: «Да я же это вот вчера увидел! И записал». Увидел — молодец. Осталось написать хайку.

Хайку для тех, кто умеет смотреть

Напомню: это лишь мои размышления и не руководство ни для кого.

Мне кажется, создание хайку — такая непафосная штука, вообще что-то на уровне бытовых ежедневных движений. Выпить чаю, отрезать колбасы, насыпать птицам семечек, написать хайку.

На каком-то из давних МКХ, когда мы еще собирались в малом зале библиотеки, Т.Л.Соколова-Делюсина рассказывала, что изучает со студентами одного из классиков (и я конечно не запомнила имени). Она процитировала его слова.

Вот, не дословно:

Всегда пишите хайку. Идете по улице — сочиняйте хайку. Ложитесь спать — сочиняйте хайку. Даже в туалете — сочините хайку.

Естественно, цитата запомнилась из-за туалета. Но суть-то в том, что хайку — часть жизни, такая форма дыхания.

Вот, пожалуй, ключ к различию подходов:

  • Хайку как поэзия — инструмент воздействия на читателя.
  • Хайку как способ смотреть — просто способ смотреть.

И дело не в том, что «я» такое маленькое, до унижения, в сравнении с окружающим миром, что надо забыть себя и смотреть вовне. Celebrate, not celibate! ))

Это я смотрю на мир, но я не требую, чтобы он был таким, как я хочу. Я не подбираю вовне образы к моим (придуманным) идеям, наоборот, я нахожу замечательное вовне (от слова «замечать») и оно резонирует моим мыслям, состоянию, ощущениям.

Хайку не может быть без автора, но автор не должен торчать в центре хайку и дирижировать окружающим.

А еще не нужно строить хайку вокруг чего-то значительного и умозрительного. Философствовать, например. Замшелый камень не философствует. Ручей не озабочен поисками смысла жизни. Иве над рекой чужды кризисы самосознания.

Даже не знаю, с кем я сейчас дискутирую. С какими-то отголосками дискуссии про дзен и хайку. С самой собой давних лет. С теми, кто пишет хайку-лозунги.

Надо тренироваться

Все равно это форма поэзии. То есть здесь есть требования к форме (много!) и содержанию (еще больше!). И навык сочинения нужно тренировать.

Поэтому упражнения никто не отменяет и не запрещает. Те же каммуридзукэ, когда строка либо слова заданы. Тематические конкурсы. Фотоку. Ренга. Просто позыв написать что-то из головы, уж больно интересное попалось сопоставление.

Я (не в качестве образца для подражания, просто делюсь) обычно все равно стараюсь найти какое-то воспоминание либо ощущение, когда пишу по заданию. А хайку (чаще сэнрю) у меня сочиняются в основном из окружающего меня в данный момент.
Никому этот путь не навязываю, но заметила, что чаще пишу хайку, когда путешествую (хоть в магазин за хлебом). И много реже, когда сижу дома. Но это у меня сейчас такой подход. А было и по-другому.

А так-то — веселее, однозначно, когда есть разные поводы сочинять хайку, сэнрю и прочие дзаппаи.

Но оно видно — когда хайку выдохнули, а когда сочинили.

© КЕ