Стоицизм
September 20, 2022

Письмо VI. Об истинной дружбе

Я назову тебе многих, кто лишен не друзей, но самой дружбы. Такого не может быть с теми, чьи души объединяет общая воля и жажда честного. Как же иначе? Ведь они знают, что тогда у них все общее, особенно невзгоды. Ты и представить себе не можешь, насколько каждый день, как я замечаю, движет меня вперед.

«Но если ты что нашел и узнал его пользу по опыту, поделись со мною!» – скажешь ты. – Да ведь я и сам хочу все перелить в тебя и, что-нибудь выучив, радуюсь лишь потому, что смогу учить. И никакое знание, пусть самое возвышенное и благотворное, но лишь для меня одного, не даст мне удовольствия. Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал ее при себе и не делился ею, – я бы от нее отказался. Любое благо нам не на радость, если мы обладаем им в одиночку.


Ценнейший подарок судьбы иметь верного друга, с которым можно делиться любыми переживаниями, не боясь оказаться непонятым. Еще больший подарок - делиться с другом радостями, не боясь, что зависть или эгоистичное желание удержать тебя от перемен, затмят его разум. Ведь друзья познаются в радости не меньше, чем в горе. И в свою очередь нужно помнить о том же. Бывает так, что у друга в жизни начинается новый этап: знакомства, романтические отношения, повышение, смена круга общения. Всё это сильно сказывается на вашем совместном времени. Только умея принять сей факт с достоинством, порадовавшись за ближнего, можно сказать, что путь дружбы тебе не чужд.

В остальном, если ты выбрал человека для столь высокого статуса, говори с другом, как с самим собой, делись с ним наилучшим, чтобы он рос вместе с тобой. Идти по жизни в одиночку трудно, но с другом и по ухабам ступаешь легче.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

Обложка