Сторителлинг
August 28, 2023

История про рыбу, японца и пять вопросов "почему?"

Откуда-то из интернетов

Жил-был в Японии умный чувак. И пошло у него однажды все куда-то не туда. Пригорюнился он, стал думать. Ну не то что бы думать, задаваться вопросом "Почему?" И так пять раз. Бился как рыба об лед, но, таки, в результате докопался до причины своих проблем.
"Надо же, - обрадовался чувак, - схема-то рабочая!" Но схема схемой, однако не мешало бы еще ее обосновать и вообще, разобраться, как она устроена. Тогда он стал размышлять: "Почему же я так докатился до ответа? Почему?" И снова пять раз. Умный был, говорю же. Рыбы много ел. А рыба это что? Правильно, фосфор. А фосфор это что? Правильно, мозги.

Размотал чувак ситуацию обратно и понял, своими вопросами избежал ошибки большинства. Оно-то, при решении проблем, работает с ее следствием, а не причиной, как он. Хотя казалось бы... большинство ведь тоже рыбу ест.

"Японский бог, какой я умный!" - восхитился чувак и продолжил думать. Ну, типа, причину-то нашел, а дальше? И здесь он сумничал второй раз, говорит: "Когда нашел источник проблемы, следом надо не искать решение, а принимать контрмеры!"

Уверена, у него даже голова засветилась от такой мудрости. Или от фосфора, что тоже красиво. Большинство аж рыбой поперхнулось. Выходит, оно, как глупое, занимается ликвидацией последствий, тогда как чувак предлагает что-то предпринимать, во избежание повторного возникновения проблемы. Да ну, бред какой-то. Еще и виноватых не будет. "Нет, такое нам не подходит", - подумало большинство и продолжило есть рыбу.

А чувак не унимался, все находил задачи и пропускал через пять "почему". Ну, например, представит чувак, будто некий персонаж ломает голову, где взять денег, чтобы купить новый айфон (нет, конечно, какой айфон? Все это происходило в 30-х годах ХХ века). Проблема? Проблема! Что делать?
И вот, по логике чувака, персонаж начинает искать способы - подработка, кредит, диета из гречки и пыли на ближайшие полгода. Чем это он занимается? Поиском решения. Тьфу, какой глупый. Не то что наш чувак. Тот как бы поступил? Задал бы себе свои пять "почему"!
1. Почему мне нужен последний айфон?
Потому что хочу, чтобы все вокруг видели какой я вообще обалдеть и в обморок от восторга падали, покусав друг друга перед этим за локти.
2. Почему я хочу поразить окружающих?
А чё они? Потому что для меня важно их мнение.
3. Почему для меня важно их мнение?
Пусть завидуют! Потому что я зависим от оценки окружающих.
4. Почему я зависим от их оценки?
Потому что я чмо у меня занижена самооценка.
5. Почему я чмо у меня занижена самооценка?
Потому что мне мама тихо говорила: "зачем ты дом родной оставил" что я неудачник.
Что из этого следует? Хоть с айфоном, хоть с самсунгом, в маминой голове я останусь неудачником, а если и не останусь, то слова ее доброго родительского проклятия отравлять мое существование будут все равно. И раз так, зачем платить больше? Нафиг мне этот айфон! Нафиг мне эта подработка! Пойду, полежу на диване, нем, как рыба, почитаю Дзен.

Была проблема - нет проблемы. Все сходится!

Или другой пример. Лежит персонаж без айфона на диване и отвлекает его от чтения Дзена мысль о луже под ванной.
У персонажа проблема - под ванной лужа. Но он же уже вооружен мудростью японского чувака, поэтому начинает рассуждать.
1. Почему там лужа?
Потому что капает кран.
2. Почему он капает?
Потому что сломан и его надо поменять.
3. Почему я это не делаю?
Потому что он дорогой, средства ограничены, я ж не нашел подработку, к тому же все трачу на покупку рыбы.
4. Почему я покупаю рыбу?
Потому что рыба это фосфор, а фосфор это мозги.
5. Почему мне нужны мозги?
Хочу быть умным, например, на случай, если понадобится разобраться откуда под ванной лужа или зачем мне не нужен последний айфон.
Итак, в чем же действительно заключается проблема? Правильно - горе от ума!
И всем уже ясно, кран капает совсем по иной, чем могло показаться на первый взгляд, причине. То, что изначально могло ошибочно быть объяснено ленью, на деле оказалось проблемой выбора между материальным и духовным (оцените мою виртуозную подводку, это потому что рыбы много ем). Понимание того, что мысли о вечном для нашего (фу, чего это нашего? просто случайного) персонажа важнее мещанского бытового устройства, в корне меняет подход к решению проблемы, то есть поиску контрмеры.
Гляньте-ка, опять все сходится.

Однако чувак, хоть и японец, вдруг в себе засомневался: "А что, если я неправ? Если своими умозаключениями приду к ложному выводу? И контрмерами только усугублю положение, потому что мой ошибочный вердикт распространится на всю цепь действий?" Решил тогда он, для оптимизации уверенности, еще подумать, ведь недаром говорится "рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше".

"Что же делать, что делать?" - спрашивал себя чувак, в задумчивости поедая рыбу. И догадался до трех важных моментов.
Первый - пять "почему" цифра номинальная. К ответу можно прийти раньше или позже, тут главнее другое, ответы должны быть практичными. Вариант "на безрыбье и рак рыба" не вариант. При этом, как только анкетирование проблемы упирается в "потому что гладиолус", с опросом пора завязывать.
Второй момент - не помешает проверка "обратным подходом". "А как это?" - спросят те, кто ест мало рыбы. Да вот так, по формуле: "найденная причина" поэтому "обнаруженная проблема". Непонятно? Я про рыбу уже говорила? Ну, смотрите на примере: "Я идеологическая надстройка, а не базис, поэтому у меня под ванной лужа" или "Мама называла меня неудачником, поэтому хочу доказать ей обратное покупкой нового айфона, псевдопризнака успешности".
Ну, и третий момент - если причин оказалось больше одной, процесс проводится до обнаружения основной причины каждой из ветвей анализа.
Гениально! Просто! Эффективно! Как в мутной воде рыбу ловить. Вот, без малого сто лет, и применяется метод нашего чувака в управлении, в психологии, да вообще везде, где не лень.

А все потому, что японский чувак Киичиро Тоёда придумал правило "Пяти почему", а потом поел еще рыбы и 28 августа 1936 года основал автомобильную компанию Toyota. С чем всех причастных и поздравляем!

п.с. А генеральный спонсор данной статьи - Владимир П., который отметил, что россияне в год в среднем потребляют рыбы на 5,4 кг меньше рекомендуемой нормы, о чем заявил 16 августа на совещании с правительством. Стыдно, товарищи россияне, мы с Владимиром П. и японским чуваком вас осуждаем!