Бестолковый словарь
January 10, 2023

10 фраз, которые реально бесят

Довлатов учился на факультете журналистики СПбГУ 2 года, а потом был отчислен за неуспеваемость, чему особо не расстроился, поскольку признавал это решение справедливым. Однако филологом он был если не по диплому, то по призванию, он мог резко перестать общаться с человеком, который говорил звОнить вместо звонИть, катАлог вместо каталОг, употреблял слова «на минуточку», «вкуснятина», «ладненько», «кушать», «пара дней», «звякни мне утром», «подскочу тебе вечером» и проч. Такие люди сразу переставали для него существовать.

Конечно, мне далеко до Довлатова очень далеко, но у меня тоже есть свой список слов, вызывающий нервное подергивание глаза. Возможно, у меня слишком развито чувство sprachgefüh, но ведь у всех есть свои недостатки?

1. Краш/кринж

Каждый раз, когда слышу эти слова, чувствую себя древней, как дерьмо мамонта. В извечном противостоянии зумеров и бумеров молодежь постоянно рождает какие-нибудь популярные неологизмы, которые потом задалбливают нас из каждого утюга. Как правило, как показывает практика, подобные неологизмы на слишком долгое время в речи не задерживаются, оставаясь «приметой» своего времени. Например, как было несколько лет назад с популярной фразой «Привед, медвед!», которая была буквально везде, а сейчас о ней уже мало кто вспомнит, ну разве случайно наткнувшись на какой-нибудь старый мем.

Если с понятием, обозначаемым словом «кринж» раньше спокойно справлялось слово «зашквар», то слово «краш» почти не имеет других аналогов, относясь к тому, на кого вы тайно положили глаз. Что интересно, в английском языке у данного слова в основном не слишком приятные коннотации.

Конечно, у нас в языке тоже есть свои казусы, в частности, например, со словом «брак» («Хорошее дело браком не назовут!»), но, согласитесь, аналогия влюбленности с автомобильной аварией — не самая удачная идея. На всякий случай всегда соблюдайте меры предосторожности, ну и не заплывайте за буйки, чего уж там.

2. Лично я/лично мне

Если на минутку представить себе лингвистический ад, где свое наказание за нарушение правил русского языка отбывали бы грамматические грешники, то в свой отдельный ярус имели те, кто употребляет приветствие «Доброго времени суток!».

Еще ниже в отдельном котле варились бы те, кто грешат на письме конструкциями лично я/лично мне. В эту же группу можно добавить и тех, кто грешит другими подобными тавтологиями: свой/мой собственный, январь месяц, сегодняшний день. Даже если вам кажется, что в злоупотреблении конструкциями типа лично я/лично мне ничего зазорного нет, то все равно стоит задуматься, что личное лучше никогда не выпячивать, а оставлять при себе. Именно поэтому оно и личное.

3. Извиняюсь

Очень популярная сейчас формула извинения. Наступил в лифте кому-то на ногу: «Извиняюсь». Толкнул кого-то в сутолоке: «Извиняюсь». Забыл кому-то ответить на письмо: «Извиняюсь». Случайно отправил сообщение не в тот чат: «Извиняюсь». Отправил голосовое сообщение в час ночи: «Извиняюсь...». Сделал другую какую-то гадость… Ну вы поняли.

Так в чем тут дело? Дело, как обычно, в оттенках смысла. Основная претензия здесь, конечно же, постфикс -сь, который подразумевает направленность действия на себя. Фактически, говоря «извиняюсь», человек извиняет самого себя. Хотя данную логику слегка критикует Максим Кронгауз, который заявляет, что постфикс -ся совершенно не обязательно означает направленность на себя, приводя в пример фразу «собака кусается».

Но факт остается фактом — само произнесение слова «извиняюсь» говорит, что вы не чувствуете этой разницы в смысле и ваше извинение по сути является извинением самого себя.

4. Креатор/инфлюэнсер

Еще одна парочка скверных косноязычных неологизмов. Может показаться, что я ненавижу все новые заимствования, но да, это действительно так. Конечно, я знаю, что любой язык, разве кроме исландского, не может обойтись вообще без заимствований. И даже наши исконно русские слова кафтан, сарафан, шуба, богатырь, изба, огурец на самом деле тоже являются заимствованиями, просто так давно в языке, так что, что называется, уже приелись.

Но я как-то очень сомневаюсь, что данные слова так надолго приживутся в нашем языке. В первую очередь из-за своей косноязычности. «Креатор» выглядит неуклюжим гибридом крематория и клитора, от инфлюнсера прямо-таки веет инфлюэнцией (надеюсь, что это хотя бы не так заразно).

Нет, ну на самом деле, если вы такие креативные, вы можете придумать что-то получше.

5. Как дела?

Был у меня один знакомый, который стабильно раз в несколько месяцев сваливался ко мне в личный чат буйным порывом налетевшего сквозняка с этой странной фразой. По правде говоря, меня всегда ставят в тупик подобные приветствия. Что я должна сказать человеку в ответ на такой вопрос? Мои «Как сажа бела» делу совсем не помогали, он все равно продолжал присылать мне подобные унылые сообщения. Разговор продолжался еще на несколько сообщений, потом закономерно заходил в тупик.

Нет, вот на самом деле. Если бы тебя действительно интересовали мои дела, то ты бы поинтересовался этим... ну как-то пораньше.

6. ЗвОнит

Русский язык, такой могучий и богатый, всегда славился своей иррациональностью, иногда им можно восхищаться и ужасаться одновременно. Одной из самых больших сложностей является правильная постановка ударения. Почему? Потому что в русском языке нет четких и регламентированных правил ударения, а есть только сложившиеся нормы.

Да, возможно кому-то сложно с первого раза выговорить баловАть, удАлся и предвосхИтить, но неужели так сложно запомнить, что в данном слове ударение падает на последний слог?

Усугубляют ситуацию люди, которые даже когда их поправляешь, все равно на зло продолжают ставить неправильное ударение. Для таких точно в своем лингвистическому аду я бы тоже выделила отдельный ярус и свой особый котел.

7. Именинник

Что меня всегда больше всего поражало, так это то, что в любом коллективе, куда бы не занесла меня судьба, виновника торжества (мне самой очень стыдно за этот нещадно избитый штамп, но что делать) в день рождения почему-то всегда называют именинником. Хотя даже по самому слову прослеживается его происхождение — связанное с именем.

Как известно, на Руси не было принято отмечать дни рождения. Большое празднество устраивались в честь рождения ребенка, а потом, когда ребенок подрастет, обычно праздновали именины — день ангела. В те времена детей принято было называть по святцам, поэтому день рождения зачастую совпадал с именинами. Но сейчас, когда молодые родители стараются давать своим чадам максимально не славянские имена, все чаще называя детей Анжеликами, Ахиллесами, Акселями и т.п. называть новорожденного именинником выглядит как минимум глупо.

8. Здесь никто никому ничего не должен

В отличие от других пунктов, описанных выше, с этой фразой все в порядке с точки зрения языка. Проблема с этой фразой начинается тогда, когда задумываешься над тем, что она означает. А означает она очень многое и ведет к достаточно вредной идеологии, на которую очень быстро и незаметно подсаживаешься.

Когда ты впервые слышишь эту фразу, она тебе даже нравится. Тебе говорят, что ты ничего никому не должна. Действительно, ты не должна оправдывать чьи-то ожидания, ты не должна кому-то что-то доказывать… Ты не должна… Ласкает слух и все твои вкусовые рецепторы.

Пропусти по горлу несколькими маленькими глотками, покатай по языку, подними к небу, почувствуй вкус…

Но потом ты понимаешь, что перед тем, как сказать тебе эту фразу, он в первую очередь применил ее к СЕБЕ, и давно уже успешно везде применяет. Он не должен учитывать чувства других, он не должен выбирать выражения… Он не обязан уважать тебя.

Очень удобная модель.

Переводчик не должен обслуживать читателя. Продавцы не должны быть вежливыми в очереди магазина. Городские службы не должны вовремя убирать снег... Просто круговая порука никому ничего не должных людей. И вот они не говоря ни слова удаляют тебя из друзей, или не говоря ни слова удаляют твои комменты в блоге. Мне почему-то все равно хочется думать, что мне все-таки что-то должны. Хотя бы одно короткое объяснение.

9. Береги себя

Проблема данной фразы в ее злоупотреблении. Она стала настоящим собранием общих мест. А во что тогда превращается, в общем-то, безобидная фраза, доброе пожелание, обычная фигура вежливости?

Правильно, в речевое клише.

Как-то однажды поймала себя на мысли, что за свою жизнь я прилично наслушалась всех этих ни к чему не обязывающих безразличных костылей речи. А иногда так надоедает быть сильной, независимой, уверенной в себе, и хочется чтобы кто-то без всех этих пустых слов просто взял на ручки и пожалел.

10. Честно говоря

Признаюсь, иногда сама бывало злоупотребляла этой фразой. Подсаживаешься на нее очень быстро, и даже этого не замечаешь, и твоя речь сразу становится зависимой от костыля этого кривого деепричастного оборота. «Честно говоря, я не знаю, что с этим можно сделать», «честно говоря, я никогда раньше об этом не думал», «честно говоря, я в первый раз об этом слышу»... Чем раньше вы избавитесь от этого «костыля», тем лучше.

Ну на самом деле. Сколько раз в день мы действительно бываем честными?


Могли прийти, но не пришли попали в расширенный список: «вообщем», «от слова совсем», «оставляет желать лучшего», «дополнительный бонус», «доброго времени суток», «наиболее лучший», «касаемо данного вопроса».